Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 07:18, курсовая работа
Основной целью работы является выявить роль и современное состояние службы занятости в Российской Федерации. И проследить деятельность государственной службы занятости на примере Республики Карелия.
Для достижения цели, в ходе работы были сформулированы следующие задачи:
– изучить нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность территориального органа службы занятости населения;
– определить цели и задачи службы занятости.
– оценить деятельность государственной службы занятости на примере Республики Карелии;
Введение……………………………………………………………………………..3
Роль и современное состояние службы занятости в Российской Федерации……………………………………………………………………….5
Причины и предпосылки создания службы занятости…………………5
1.2 Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность служб занятости в Российской Федерации………………………………………....7
Основные направления и деятельность государственных служб занятости на примере Республики Карелия..………………………………………………………………………..9
Цели, структура и задачи государственной службы занятости населения………………………………………………………………….9
Политика в сфере занятости…………………………………………….11
Общая характеристика, динамика рынка труда республики Карелия Проблемы безработицы………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………...22
Список используемой литературы……………………………………………...23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2 Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность служб занятости в Российской Федерации………………………………………....7
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Условия хозяйствования,
обусловленные началом
К их числу относится и проблема занятости населения. В этой проблеме отражено множество аспектов рыночного хозяйства. Исходя из важности процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой важный производственный ресурс общества, использование которого является эффективным фактором для ускорения экономического роста в стране, а так же, представляет основу для социальной стабильности и гармоничного развития в обществе.
По мере снижения уровня безработицы, после мирового финансового кризиса 2008-2009 г.г., нельзя недооценивать проблему занятости населения. Свое отражение, задача находит как в тематике научных экономических публикаций, так и в основных программных документах Правительства, которые касаются, недооценки механизмов и способов формирования и регулирования занятости в стране.
В целях достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества, в современный период развития рынка, есть потребность в глубокой проработке и всестороннем анализе, как в методологических так и в теоретических аспектах регулирования занятости.
Рассматривая данную
тему, необходимо коснуться широкого
круга проблем, связанных с функционированием
Основной целью работы является выявить роль и современное состояние службы занятости в Российской Федерации. И проследить деятельность государственной службы занятости на примере Республики Карелия.
Для достижения цели, в ходе работы были сформулированы следующие задачи:
– изучить нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность территориального органа службы занятости населения;
– определить цели и задачи службы занятости.
– оценить деятельность государственной службы занятости на примере Республики Карелии;
Объектом исследования является служба занятости Республики Карелия.
Предметом исследования являются: цели, структура и задачи, а так же - общая характеристика государственной службы занятости населения
Информационным материалом для данной работы послужили:
Законы о занятости населения Российской Федерации, научные статьи и материалы периодической печати, официальные статистические материалы, касающиеся государственной службы занятости Республики Карелия.
В ходе выполнения работы также использовались графические и табличные оформление данных.
Структура работы, построена следующим образом: введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава I. Роль и современное состояние службы занятости
в Российской Федерации
На протяжении многих
десятилетий экономическая
Считалось, что в условиях социализма человек не отделен от средств производства, и именно это обусловливает его особое отношение к своей рабочей силе не как к товару, который он продает на рынке. И в самом деле, если собственник средств производства и наемный рабочий сочетаются в одном лице, ни о какой купле-продаже рабочей силы речь не идет.
В действительности оказалось все иначе. Во все времена существования социалистической формы хозяйствования так и не произошло соединения работника со средствами производства. Он как был, так и остался наемным работником со строго фиксированной стоимостью, определяемой минимальными затратами на воспроизводство своей рабочей силы. Следовательно, явно несостоятелен главный аргумент, при помощи которого доказывалось отсутствие при социализме рынка рабочей силы.
В условиях товарно-денежных отношений рабочая сила не может не выступать как товар, поскольку она требует затрат, величина которых зависит от квалификации, условий труда, значимости той продукции, которую она создает.
Если рынок труда существует, то почему процветали уравниловка, низкое качество работы, слабая дисциплина труда и незаинтересованность работника в высокопроизводительном и качественном труде? Основной причиной этого являлась государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу.
Уровень и качество занятости
населения традиционно
Россия входит в число стран, где служба занятости осуществляет широкие социальные полномочия как система трудоустройства, социально-экономической поддержки, адаптации, реабилитации и профессионального обучения. Для российского рынка труда весомое значение имеет такое воздействие, которое привело бы к сокращению средней продолжительности безработицы. С учетом того, что российская безработица характеризуется тенденцией к росту продолжительности, а политика занятости не обеспечивается требуемыми ресурсами, вопрос о стратегии развития службы занятости, как системы реализации социальных действий в отношении безработицы, становится все более актуальным1.
1.2 Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность служб занятости в Российской Федерации
Чтобы понять, почему возникла служба занятости населения, как она изменялась в процессе исторического развития нужно остановиться на тех нормативных актах, которые были приняты в свое время.
19 августа 1917 года незадолго до Октябрьской революции принят первый государственный закон о биржах труда. На них осуществляли регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывали посреднические услуги по найму, вели статистику и систематизацию сведений о рынке труда. 31 января 1918 года Советское правительство приняло новый закон о биржах труда. Они были превращены в органы профессионального рабочего движения, действовали в интересах рабочих организаций.
Декабрь 1918 года принят советский Кодекс законов о труде, который установил не только обязанность трудится, но и впервые – право на труд. Так же была введена для всех граждан от 16 до 50 лет трудовая повинность.
В 1922 году был принят кодекс законов о труде и новая политика занятости в условиях НЭПа. Новым было применение норм и условий труда, установленных государством гарантий, заключение соглашений между работником (профсоюзом) и работодателем. Была отменена трудовая мобилизация и повинность. 7 ноября 1930 года было объявлено о полной ликвидации безработицы в СССР.
Только через 60 лет произошло возрождение рынка труда. Верховным Советом РСФСР принят Закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения Российской Федерации», в который по мере изменения ситуации в стране и направленности государственной политики в сфере занятости вносились изменения и дополнения. Им определены права граждан в сфере занятости, принципы и формы проведения государственной политики, регламентирован правовой и организационный статус Федеральной государственной службы занятости как единой федеральной системы органов и учреждений, деятельность которых направлена на решение широкого круга проблем. В их числе – оценка и составление прогнозов развития занятости, разработка реализации программ и мероприятий по содействию занятости, содействие гражданам в поиске работы, а работодателям – в подборе необходимых им работников, а также учет в стране безработных и осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными2.
Глава II. Основные направления деятельности государственных органов занятости
Стратегическими целями деятельности государственной службы занятости населения являются регулирование рынка труда и социальная защита населения в условиях безработицы. Они же отражают сущность деятельности службы занятости, ее основные функции.
Главные стратегические цели определяют систему тактических целей:
- работые и прогнозирование регионального рынка рабочей силы;
- анализ реальной экономической ситуации и выбор оптимальных вариантов содействия занятости безработных;
- трудоустройство безработных граждан на вакантные рабочие места;
- обеспечение
- организация общественных
оплачиваемых работ и
- содействие самозанятости безработных;
- квотирование рабочих мест на предприятиях любых форм собственности для людей, слабозащищенных на рынке труда;
- выплата пособий и оказание материальной помощи семьям безработных;
- информирование населения о состоянии рынка труда и занятости населения;
- профессиональное развитие персонала службы занятости населения.
Задача службы занятости, в пределах своей компетенции и ответственности, – создание и формирование качественной рабочей силы и ее непрерывное совершенствование. В условиях, когда предложение выше спроса на рабочую силу, эта задача приобретает особую актуальность. Реализация ее осуществляется службой занятости через систему профориентации и профессиональной переподготовки с целью обеспечения опережающей конкурентоспособности и активности рабочей силы. Наиболее эффективной формой государственного регулирования занятости населения являются активные программы содействия занятости населения, которые обеспечивают экономическую заинтересованность безработного в активном поиске работы и могут за короткие сроки помочь с трудоустройством. Эффективность работы службы занятости напрямую зависит от того, насколько ее услуги отвечают интересам работодателей и тех, кто ищет работу.
В государственной службе занятости сложился определенный набор средств и действий, которые позволяют в значительной мере влиять на состояние рынка труда. Естественно, определяющим фактором формирования и развития рынка труда являются процессы, происходящие в экономике страны. В то же время, немаловажную роль в создании баланса между спросом и предложением рабочей силы, ориентации ее на востребуемый уровень квалификации и профессиональный профиль, снижение социальной напряженности в обществе, играют формы, с помощью которых реализуется государственная политика занятости3.
Информация о работе Служба занятости на примере Республики Карелия