Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 07:18, курсовая работа
Основной целью работы является выявить роль и современное состояние службы занятости в Российской Федерации. И проследить деятельность государственной службы занятости на примере Республики Карелия.
Для достижения цели, в ходе работы были сформулированы следующие задачи:
– изучить нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность территориального органа службы занятости населения;
– определить цели и задачи службы занятости.
– оценить деятельность государственной службы занятости на примере Республики Карелии;
Введение……………………………………………………………………………..3
Роль и современное состояние службы занятости в Российской Федерации……………………………………………………………………….5
Причины и предпосылки создания службы занятости…………………5
1.2 Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность служб занятости в Российской Федерации………………………………………....7
Основные направления и деятельность государственных служб занятости на примере Республики Карелия..………………………………………………………………………..9
Цели, структура и задачи государственной службы занятости населения………………………………………………………………….9
Политика в сфере занятости…………………………………………….11
Общая характеристика, динамика рынка труда республики Карелия Проблемы безработицы………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………...22
Список используемой литературы……………………………………………...23
Политику занятости можно разделить на два вида:
активная - направленная на улучшение функционирования рынка труда – разработанные специальные программы;
пассивная - основная цель которых - оказание временной материальной поддержки гражданам на период поиска работы.
Формы активной политики занятости:
1. Информация о рынке труда.
Цель: улучшение функционирования рынка труда путем информирования граждан и работодателей о развитии рынка труда, перспективах трудоустройства и обучения.
Содержание: сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы.
Позволяет повысить шансы при самостоятельном поиске работы, принять более подготовленные решения в области кадровой политики предприятий.
2. Содействие в трудоустройстве.
Цель: минимизация времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях.
Содержание: поддержание банка вакансий для информирования
граждан о возможностях трудоустройства, подбор подходящего рабочего места и работников по запросам работодателей, проведение ярмарок вакансий и ярмарок специалистов, обучение навыкам поиска работы и специальные формы интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3. Профессиональное обучение.
Цель: предоставить возможность безработным приобрести новую профессию, повысить квалификацию для последующего трудоустройства.
Содержание: разработана нормативно - правовая база профобучения взрослого населения. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений. Отработан порядок финансирования курсовой подготовки безработных в учебных заведениях.
4. Профессиональное консультирование.
Цель: повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда.
Содержание: услуги, предоставляемые гражданам в центрах занятости, включают:
a. информирование о состоянии и перспективах рынка труда, особенностях профессий и специальностей, условиях, режиме труда, возможностях трудоустройства и получения специальности;
b. консультирование по выбору сферы деятельности, определению направления профессиональной подготовки, возможности обучения;
c. профессиональный отбор - на вакантные должности, обучение или переподготовку;
d. оказание психологической поддержки (развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки, усиление мотивации на поиск работы).
5. Программа «Первое рабочее место».
Цель: снизить уровень
молодежной безработицы, предоставить
возможность молодым людям
Содержание: трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений, зарегистрированных в службе занятости, на временные рабочие места.
6. Временная занятость подростков.
Цель: адаптировать несовершеннолетних
к трудовой деятельности, предоставить
возможность получения
Содержание: приоритетным правом пользуются дети- сироты, дети, оставшиеся без родителей, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных, неблагополучных семей, также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Дополнительно для подростков проводятся целевые ярмарки вакансий, консультации, создаются временные и постоянно действующие молодежные и подростковые биржи труда.
7. Общественные работы.
Цель: представить незанятым гражданам на период активного поиска постоянного рабочего места возможность для временной занятости, поддержать их доходы, сохранить мотивацию к труду лиц, имеющих длительный перерыв в работе.
Содержание: на основе договоров
с предприятиями проводятся работы,
не требующие предварительной
8. Трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Цель: расширение возможностей гарантированного трудоустройства безработных граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица, предпенсионного возраста; вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; одинокие и многодетные родители и т.д.).
Содержание: на основе договоров с предприятиями осуществляется трудоустройство данной категории граждан с выплатой этим гражданам материальной поддержки за счет средств федерального бюджета. Участие безработных - добровольное.
9. Поддержка предпринимательства и самостоятельной занятости.
Цель: создание дополнительных возможностей для трудоустройства безработных, способных открыть собственное дело.
Содержание: профессиональная ориентация безработных, консультирование по открытию собственного дела, составление бизнес - планов, обучение основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела.
10. Территориальное перераспределение рабочей силы.
Цель: содействие географической мобильности рабочей силы.
Содержание: направление граждан в другую местность для трудоустройства.
Формы пассивной политики занятости:
Включает в себя социальную поддержку безработным гражданам в виде выплаты пособия по безработице на период активного поиска работы.
Цель: государственная поддержка доходов безработных в период активного поиска работы.
Содержание: поддержка оказывается в форме выплаты пособий по безработице, предоставление материальной помощи безработным с низкими доходами.
Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным4.
1). Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2) настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 367-ФЗ).
2). Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 287-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 367-ФЗ).
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).5
2.3 Динамика рынка труда республики Карелия. Проблемы безработицы, ее масштабы.
.
Для смягчения негативных
последствий, вызванных финансово-
В рамках социальной защиты населения и создания рабочих мест, реализации программ содействия занятости населения и мер социальной поддержки безработных граждан включены следующие мероприятия:
- проведение еженедельного
мониторинга по Республике
- осуществление контроля
за соблюдением трудового
- организация работы
консультационных пунктов,
- реализация программы поддержки занятости населения в Республике Карелия в 2011 г., направленной на снижение напряженности на рынке труда республики;
- обеспечение своевременной
материальной поддержки
- организация работы
Межведомственной комиссии по
вопросам обеспечения полной
и своевременной выплаты
- обеспечение постоянного
мониторинга и контроля за
своевременной и полной
Служба занятости населения республики проводит еженедельный мониторинг в части предстоящих увольнений работников в связи с ликвидацией предприятий или сокращением численности или штата. Эта конструктивная мера управленческого контроля реализована для оперативного принятия опережающих мер для смягчения ситуации на территориальных рынках труда. 6
По состоянию на 01.10.2011 года в центре занятости населения города Петрозаводска зарегистрировано 2565 безработных, это всего в 1,5 раза больше, чем на период 01.10.2010 года.
Диаграмма 1.
В этот период на учете
в службе занятости находились следующие
работники профессионально-
Таблица 1.
2,0% |
служащие, занятые подготовкой информации, оформлением |
2,1% |
служащие сферы обслуживания; |
3,1% |
не имеют опыта работы; |
7,6% |
специалистов среднего уровня квалификации; |
10,2% |
работники сферы индивидуальных услуг, продавцы и т.д; |
10,7% |
неквалифицированные рабочие. |
11,3% |
операторы, аппаратчики, водители и машинисты |
15,8% |
специалистов высшего уровня квалификации; |
17,8% |
квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта и связи; |
19,5% |
руководителей и представителей органов власти |
Уровень регистрируемой безработицы на 01.10.2011 года составил 1,3% к численности экономически активного населения.
С момента введения мониторинга по состоянию на конец сентября 2011 г. из 7412 работников, предполагаемых к высвобождению, были уволены 2716 чел., из них безработными признаны 1448 чел. Обратилось в органы службы занятости 2397 чел.
Коэффициент напряженности на рынке труда (отношение числа ищущих работу граждан к числу имеющихся вакансий) увеличился, не значительно, с 1,76 чел./вак. по состоянию на 01.01.2010 до 1,8 чел./вак. по состоянию на 01.01.2011 года. Тогда как в 01.01.2009 он составлял 1,3 чел/вак.
Диаграмма 2.
Cредняя продолжительность безработицы на 01.10.2011 года составила 4,0 мес. на 1.10.10 – 3,9 мес, а за 1.10.09 – 3,5 мес. Стаж пребывания в состоянии безработицы 8 месяцев и более на 1.10.2011 года имели 12% безработных, что всего на 1 % больше чем на 1.10.2010 г.. Тогда как на 1.10.2009 он составлял 7%.
По данным мониторинга, с начала 2009 г. в простоях ежедневно находилось от 1000 до 2000 чел., в 1.10.10 от 900-1900 чел., за этот же период. Тогда как в 1.10.11 этот показатель варьируется от 550-1510 чел. На условиях неполного рабочего времени работают от 2500 до 3500 чел. Также осуществлялось взаимодействие с работодателями для предотвращения нарушения трудового законодательства в части порядка перевода работников на работу в условиях неполного рабочего времени, а так же ее оплаты и оплаты времени простоя.
Информация о работе Служба занятости на примере Республики Карелия