Оптимизация кредитного портфеля коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является выяснение сущности кредитного портфеля коммерческого банка, анализ кредитного портфеля, определение путей совершенствования процесса управления качеством кредитного портфеля.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие структуру дипломной работы: исследовать теоретические аспекты кредитного портфеля, раскрыв его сущность; показать факторы, влияющие на его качество, проанализировать структурный состав и качество кредитного портфеля на примере Кировского отделения № 7003/04 Сбербанка РФ, рассмотреть методику оценки кредитоспособности в исследуемом отделении Сбербанка; предложить пути улучшения качества кредитного портфеля коммерческого банка.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты анализа кредитного портфеля коммерческого банка 8
1.1 Сущность кредитного портфеля коммерческого банка 8
1.2 Качество кредитного портфеля 16
1.3 Управление качеством кредитного портфеля 19
2 Анализ кредитного портфеля коммерческого банка 42
2.1 Общая характеристика деятельности кировского отделения Сбербанка РФ № 7003/04 42
2.2 Анализ кредитного портфеля кировского отделения Сбербанка РФ № 7003/04 51
2.3 Анализ особенностей формирование кредитного портфеля кировского отделения Сбербанка РФ № 7003/04 в связи с кризисом 64
3 Оптимизация кредитного портфеля коммерческого банка 79
3.1 Основные проблемы формирования кредитного портфеля коммерческих банков и пути их решения 79
3.2 Меры по улучшению структуры кредитного портфеля кировского отделения № 7003/04 Сбербанка РФ 87
Заключение 97
Список используемой литературы 101

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

     Уровень проблемных и безнадежных кредитов в совокупном кредитном портфеле банковского сектора  остался тем же - 2,6%. Продолжилось снижение сформированных резервов по ссудам в банковском секторе  (с 4,1 до 3,9%). Заметно снизилось и отношение совокупной величины крупных кредитных рисков к капиталу (с 240,6 до 188,4%).

     В основном увеличение доли таких просроченных кредитов в общем кредитном портфеле банков произошло за счет кредитов, выдаваемых по кредитным картам, а также экспресс-кредитов. При этом банки,  являющиеся лидерами в сфере потребительского кредитования, могут позволить себе практически любые скоринговые методики. Однако зачастую проводится минимальная оценка заемщика, а от потенциального риска невозврата им кредита банк страхуется, предлагая по кредиту более высокую ставку. И такая политика банками может проводиться и далее, пока предельно допустимый уровень риска не будет достигнут для каждого конкретного банка.

     Для того, чтобы повлиять на данную ситуацию, Центробанк   с 1 июля 2008 г. обязал банки раскрывать эффективную ставку по кредитам. Это должно улучшить ситуацию с невозвратами кредитов банкам. Однако самим банкам необходимо помимо раскрытия процентной ставки более эффективно  работать с заемщиками, расписывая для них ежемесячные платежи и представляя графики выплат. Все это может облегчить потребителям понимание заключаемых кредитных соглашений [35, С.48].

     Во  второй половине 2008-начале 2009 г., когда российский банковский рынок испытывает трудности с ликвидностью, доступность кредита для россиян снижается. Многие потребительские банки были вынуждены ужесточить условия предоставления кредита и даже повысить процентные ставки. Россиянам придется собирать больше документов, чтобы доказать свою платежеспособность. По мнению аналитиков, период стремительного роста, дешевых кредитов и высоких прибылей в банковском секторе подходит к концу.

     В 1 квартале 2009 г банки изменили кредитную  политику. Выдача кредитов корпоративному сектору концентрируется уже не в 30 крупнейших банках, а в первой пятерке, а розничное кредитование и вовсе приостановлено.

     По состоянию на 1 февраля 2009 года чистый прирост кредитного портфеля 30 крупнейших банков составил 239,1 млрд рублей, у 200 банков этот же показатель увеличился на 274,1 млрд рублей, объем кредитов по всей банковской системе вырос в ноябре на 226,3 млрд рублей. В совокупности эти цифры свидетельствуют о концентрации кредитования в тридцатке крупнейших банков. Из статистики видно, что кредитные портфели заемщиков-юрлиц аккумулировала первая пятерка банков. По данным ноябрьской отчетности пяти крупнейших банков — Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Банка Москвы и Россельхозбанка, их совокупный кредитный портфель увеличился примерно на 150 млрд. рублей, то есть больше, чем по тридцатке крупнейших банков. При этом валовую часть ноябрьского прироста корпоративных кредитов в пятерке крупнейших банков обеспечили Сбербанк (более 30 млрд. рублей), ВТБ (почти 90 млрд. рублей) и Газпромбанк (около 30 млрд рублей).

     Однако  если корпоративные кредиты в конце 2008-начале 2009 гг выдавали хотя бы несколько крупнейших игроков, то розницу  сократили практически все банки с ноября 2008 г. Розничный кредитный портфель 30 крупнейших банков сократился почти на 9 млрд. рублей. Аналогичный показатель по 200 крупнейшим банкам уменьшился за ноябрь почти на 25 млрд. рублей, по всей банковской системе — на 28,8 млрд. рублей. Хотя еще в октябре банки предпочитали наращивать розничные портфели.

     Таким образом, банки перезанимают у государства деньги, отдавая большую часть получаемых кредитов Банка России на погашение задолженности по депозитам Минфина. Эксперты прогнозируют, что кредитование экономики возобновится после открытия альтернативных источников привлечения финансирования, в первую очередь долгового рынка.

     С  20 января 2009 ЦБ РФ увеличил  максимальный срок кредитования кредитных организаций в соответствии с Положением Банка России от 12 ноября 2007 года 312−П О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами” до 365 календарных дней. Процентная ставка по этим кредитам установлена в размере 13% годовых.

     Ставка  по кредитам на срок до 90 дней установлена на уровне 11% годовых. Кредиты на срок от 91 до 180 дней выдаются по ставке 12% годовых. Ранее ЦБ России уже удлинял сроки кредитования банков под залог активов: с 1 декабря 2008 года срок таких кредитов увеличился от 91 до 180 календарных дней, а процентная ставка по ним была установлена на уровне 12% годовых.

     На  кредитную политику коммерческих банков в 2008 г повлияло решение Совета директоров Банка России. Он  принял дополнительные решения по оптимизации механизма предоставления ликвидности банкам через кредиты, обеспеченные залогом. Эти меры добавили  в банковскую систему около 20–30 млрд. рублей. Так, ЦБ увеличил сроки кредитования под обеспечение нерейтингованными активами с 30 до 90 дней. ЦБ также снизил ступень требования по рейтингу для ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по операциям репо и ломбардного кредитования, а также рейтингованных активов, векселей и прав требований на одну ступень.

     Следующая тенденция в изменении кредитной  политики отечественных коммерческих банков заключается в том, что в феврале 2009 г. впервые с начала кризиса в России зафиксировано физическое сокращение объемов кредитования предприятий.

     Проблемы  с получением кредитов ощущают самые разные предприятия. Однако крупные предприятия находятся в льготном положении по сравнению с о средними и малыми предприятиями. По данным исследования ОПОРА России, только 21% финансирования таких компаний осуществлялся за счет банковских кредитов. В 1 квартале 2009 г. ситуация еще больше осложнилась. Особенно сжался (с начала сентября 2008 г. по  начало февраля 2009 г. более чем на 8%) сегмент ссуд на срок до полугода — а именно такие кредиты обычно брали небольшие компании для пополнения оборотных средств.

     Во 2 половине 2008 –первом квартале 2009 гг. коммерческие банки практически перестали кредитовать предприятия. Многократно увеличились риски при кредитовании крупных заемщиков.

     Причина этого следующая. Если у крупного заемщика появились проблемы, то у банка сразу возрастают кредитные риски. Кредитование  средних предприятий, напротив, диверсификация кредитного риска. Второе преимущество таких клиентов — они очень аккуратно работают, потому что стремятся сохранить собственный бизнес. Крупных клиентов сложнее анализировать и контролировать, так как они, как правило, кредитуются в нескольких банках.

     Изменения в кредитной политике коснулись и условий кредитования. Условия кредитования за последние два с половиной месяца ужесточились по всем параметрам: по объемам, по уровню ставок, по срокам, по выбору и оценке обеспечения.

     Многие  банки практикуют урезание сумм клиентских заявок. Банки продолжают кредитование своих постоянных клиентов, но снижают объемы кредитов на 10–15 % в зависимости от того, как банк  совместно с клиентом прогнозирует перспективы развития бизнеса в 2009 году. Более взвешенно и более консервативно рассматривают финансовое состояние заемщика, переоцениваются  его залоги и определяются его возможности своевременно выполнять обязательства по кредиту.

     Следующее изменение в  формировании кредитного портфеля коммерческих банков  - рост процентных ставок по кредитам. Они  выросли с 14–16 до 20%-40%.

     Такие высокие  ставки отчасти объясняются  тем, что примерно половину активов  банки держат в высоколиквидных инструментах, в основном в денежных средствах. Половина активов фактически не работает. Значит, другая половина должна работать вдвойне эффективно. Ставка по депозитам юрлиц поднялась сейчас до 10 -15%. Чтобы иметь возможность ее платить, банки  должны устанавливать кредитную ставку на уровне минимум  20 %.

     Сократились сроки кредитования. Если совсем недавно  банки уверенно работали со средним бизнесом в диапазоне три-пять лет, то сейчас получить кредит на год достаточно сложно. Если раньше кредиты выдавались, как правило, на год, то теперь займы выдаются полугодовыми траншами. В  нынешней ситуации банки считают, что это более надежно.  Это тенденция в изменении кредитной политики коммерческих банков впервые проявила себя в середине 2008 г. и в 2009 г. приобрела массовый характер.

     Чтобы скомпенсировать уменьшение периода  кредитования, банки разрабатывают новые продукты – такие как овердрафтное кредитование. Клиентам нужны деньги, и они готовы привлекать их на любых условиях, в том числе краткосрочных.

     Еще одно важное изменение кредитной  политики коммерческих банков в период кризиса 2008-2009 гг. – это изменение приоритетных клиентов. Одним из ключевых показателей для банков стала отраслевая принадлежность заемщика.   В последние годы основными заемщиками были  торговля и строительство. В последние пять лет удельный вес этих отраслей в кредитных портфелях банков стабильно рос, и к середине 2008 года на торговлю приходилось около трети всех кредитов, на строительство — более 10%.

     В первом квартале 2009 г. эти отрасли  практически не кредитуются. Только у некоторых банков, например у ВТБ кредиты этому сектору составляют около половины всего портфеля.

       Но сейчас в этом сегменте возрастают риски, намечаются довольно серьезные проблемы у крупных торговых сетей. В большей степени риски характеры для  торговых предприятий, которые работают с люксовыми товарами, чем для предприятий, имеющих небольшие продовольственные торговые сети. Естественно, продукты будут покупать всегда.

     В кредитных портфелях коммерческих банков снижается доля пищевой промышленности. Эта отрасль считается перекредитованной, однако там короткий производственный цикл и быстрая оборачиваемость, а также есть и надежные сегменты. Приоритетами  банков в кредитовании пищевой промышленности до сих пор остаются являются компании, осуществляющие производство продуктов, таких как выпечка, замороженные полуфабрикаты, кондитерские изделия

     Банки стали меньше работать с компаниями, осуществляющими ремонтные работы, сроки кредитования таких предприятий ужесточены. Также ужесточились условия кредитования компаний, которые осуществляют грузоперевозки, потому что их объемы тоже упали. Банки не работают сейчас с посредниками, с фирмами, предоставляющими консалтинговые услуги, также повышенное внимание при оценке кредитоспособности оптовиков, взаимодействующих с крупными торговыми сетями.

     В группе риска, безотносительно отраслевой принадлежности скоро окажутся  компании, которые связаны с крупными промышленными предприятиями и замкнуты на них. Все будет определяться концентрацией заказчиков в портфеле того или иного предприятия. Например, поскольку металлы подешевели в четыре раза, а металлургическая отрасль сейчас находится в достаточно сложном положении, нетрудно предположить, что у среднего бизнеса, который существует вокруг этих предприятий, проблемы тоже могут возникнуть.

     Важные  изменения в формировании кредитного портфеля банков касаются  залога.

     Проблема  залога для среднего предприятия, претендующего  на получение кредита, всегда была одной из ключевых. Примерно треть отказов в банковских кредитах малые и средние предприятия получили именно из-за отсутствия удовлетворительного залога. У  компании, которая берет миллион рублей, адекватного залога быть не может. Или он есть, но сложноидентифицируемый. И оформление этого залога или его реализация, по сути, может обойтись дороже, чем сам кредит.  

     Даже  если у небольшого предприятия есть недвижимость, это сегодня не решает проблемы. Если в 2007-первой половине 2008 г. недвижимость можно было реализовать с дисконтом 30 процентов и тогда это считалось нормальным, то сейчас недвижимость падает в цене. Чтобы ее быстро реализовать, нужен более существенный дисконт, и нет уверенности в том, что банк сможет реализовать эту недвижимость.

     Тем не менее банки все-таки соглашаются принимать в залог недвижимость, автотранспорт, оборудование (с большой неохотой), требования по договорам. Иногда обеспечением может служить гарантия понятного банку контрагента компании. При этом многие банки отказываются от такого вида залога, как товары в обороте: налицо затоваривание.

     По всем видам залогов существенно увеличен дисконт: с докризисных 15–25 до 40–50%. В первом квартале 2009 г. мы находимся в такой экономической ситуации, когда материальные объекты дешевеют. Их стоимость будет снижаться еще, и по ряду позиций может сократиться и на 20, и на 30, и даже на 50 %.

     Поэтому в первую очередь банкам в определении кредитной политики надо ориентироваться на бизнес клиента, исходить из того, что источником погашения кредита должен быть именно бизнес, а не реализация обеспечения. Очень важно проанализировать партнерские отношения клиента не только с поставщиками, но и с другими банками. Ведь риски предприятия зависят от того, с какими банками их связывали отношения и в какой степени банки готовы дальше поддерживать предприятие.

Информация о работе Оптимизация кредитного портфеля коммерческого банка