Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 23:03, дипломная работа
Одной из актуальных проблем современной российской и мировой экономики в целом экономики является восстановление ликвидности и платежеспособности экономики в целом и отдельных ее звеньев. Данная проблема в первую очередь затрагивает банковскую сферу. От ликвидности банковской системы зависит бесперебойное обеспечение кредитными средствами всех секторов национальной экономики, что в свою очередь оказывает позитивное влияние на экономический рост экономики страны в целом. Однако не стоит забывать, что огромные средства выделенные государством для решения этой проблемы в кризисной ситуации должны быть расходованы эффективно. Вследствие чего на первый план выходит оценка кредитоспособности потенциальных получателей денежных средств от государства, а также кредитов от коммерческих банков.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки кредитоспособности заемщика 6
1.1. Историческое развитие взглядов на роль кредита в экономике 6
1.2. Сущность и функции кредита, классификация кредитов, понятие кредитоспособности 9
1.3.Современные модели анализа кредитоспособности заемщика, и концепции ведущих финансовых институтов 17
Глава 2. Применение методики оценки кредитоспособности на примере предприятия ООО «ЭлитВино» 34
2.1. Экономическая характеристика компании ООО «ЭлитВино» 34
2.2. Методические указания по анализу кредитоспособности ООО «ЭлитВино» 35
2.3. Анализ кредитоспособности ООО « ЭлитВино» 45
Глава 3. Направления совершенствования применения типичных методик оценки кредитоспособности заемщика. 49
3.1. Рекомендации и предложения по улучшению кредитоспособности предприятия 49
3.2.Анализ частых ошибок при заполнении заявки на кредит 50
3.3. Рекомендации по составлению пакета документов при подаче заявки на кредитование 54
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 69
Активы | ||
Агрегат |
Наименование |
Алгоритм расчета |
А1 |
Наиболее ликвидные активы |
250 + 260 |
А2 |
Быстрореализуемые активы |
240 |
А3 |
Медленнореализуемые активы |
210 + 220 + 230 + 270 |
А4 |
Труднореализуемые активы |
190 |
Баланс |
А1 + А2 + А3 + А4 |
300 |
Таблица 1.2
Агрегированный баланс (Пассивы)
Пассивы | ||
Агрегат |
Наименование |
Алгоритм расчета |
П1 |
Наиболее срочные обязательства |
620 |
П2 |
Краткосрочные обязательства |
610 + 630 + 660 |
П3 |
Долгосрочные пассивы |
640 + 650 |
П4 |
Постоянные пассивы |
490 |
Баланс |
П1 + П2 + П3 + П4 |
700 |
Агрегированный отчет о прибылях и убытках предприятия-заемщика выглядит следующим образом:
Таблица 1.3
Агрегированный отчет о прибылях и убытках
Агрегат |
Наименование |
Алгоритм расчета |
П5 |
Выручка от реализации |
010 |
П6 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
П7 |
Прибыль (убыток) отчетного года |
140 |
Наиболее важными для оценки кредитоспособности заемщика являются показатели ликвидности баланса и обеспеченности заемщика собственными источниками средств. В таблице 1.4 приведен алгоритм расчета показателей ликвидности, а также их экономический смысл.
Таблица 1.4
Алгоритм расчета коэффициентов ликвидности
Наименование коэффициента |
Алгоритм расчета |
Экономический смысл |
Коэффициент срочной ликвидности Ксл |
Ксл=(А1+А2)/(П1+П2) |
способность рассчитаться с задолженностью в ближайшее время |
Коэффициент абсолютной ликвидности Кал |
Кал=А1/(П1+П2) |
способность рассчитаться с задолженностью в кратчайшие сроки |
Коэффициент автономии Ка |
Ка=П4/(А1+А2+А3+А4) |
независимость от внешних источников |
Коэффициент текущей ликвидности Ктл |
Ктл=(А1+А2+А3)/(П1+П2) |
способность рассчитываться с задолженностью в перспективе |
В зависимости от конкретных величин финансовых коэффициентов, рассчитанных в таблице 1.4, и на основе данных таблицы 1.5 предприятие относят к определенному классу кредитоспособности.
Таблица 1.5
Классификация заемщика по уровню кредитоспособности
Коэффициенты |
Первый класс |
Второй класс |
Третий класс |
Доля, % |
Ктл |
0,2 и выше |
0,15 – 0,20 |
Менее 0,15 |
30 |
Ксл |
1,0 и выше |
0,5 – 1,0 |
Менее 0,5 |
20 |
Кал |
2,0 и выше |
1,0 – 2,0 |
Менее 1,0 |
30 |
Ка |
0,7 и выше |
0,5 – 0,7 |
Менее 0,5 |
20 |
Рейтинговая оценка предприятия-заемщика является завершающим этапом анализа кредитоспособности. Рейтинг определяется в баллах. Сумма баллов рассчитывается путем умножения классности каждого коэффициента (Кал, Ксл, Ктл, Ка) на его долю (соответственно 30, 20, 30, 20 %) в совокупности (100 %). К первому классу относятся заемщики с суммой баллов от 100 до 150, ко второму – от 151 до 250, к третьему – от 251до 300.
Первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию, выдавать в разовом порядке ссуды без обеспечения. Кредитование второклассных ссуд заемщиков осуществляется банками в обычном порядке, т.е. при наличии соответствующих обеспечительных обязательств (гарантий, залога и т.д.). Предоставление кредитов клиентам третьего класса связано для банка с серьезным риском. Таким клиентам в большинстве случаев кредитов не выдают, а если и выдают, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размера уставного фонда.
Модификацией рейтинговой оценки является кредитный скоринг технический прием, предложенный в начале 40-х годов XX в. американским ученым Д. Дюраном для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Отличие кредитного скоринга заключается в том, что в формуле рейтинговой оценки вместо значения показателя используется его частная балльная оценка. Для каждого показателя определяется несколько интервалов значений, каждому интервалу приписывается определенное количество баллов или определяется класс. Если полученный заемщиком рейтинг ниже значения, заранее установленного сотрудниками банка, то такому заемщику будет отказано в кредите, а если соответствует нормативам, то кредитная заявка будет удовлетворена.
Прогнозные модели, получаемые с помощью статистических методов, используются для оценки качества потенциальных заемщиков. При множественном дискриминантом анализе (МДА) используется дискриминантная функция (Z), учитывающая некоторые параметры (коэффициенты регрессии) и факторы, характеризующие финансовое состояние заемщика (в том числе финансовые коэффициенты). Коэффициенты регрессии рассчитываются в результате статистической обработки данных по выборке фирм, которые либо обанкротились, либо выжили в течение определенного времени. Если Z-оценка фирмы находится ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если менеджеры фирмы и банк предпримут усилия для устранения финансовых трудностей, то банкротство, возможно, не произойдет. Таким образом, Z-оценка является сигналом для предупреждения банкротства фирмы. Сложность заключается в том, что не всегда можно найти достаточное число обанкротившихся фирм внутри отрасли для расчета коэффициента регрессии.
Модели оценки кредитоспособности, основанные на методах комплексного анализа, в случае использования математических моделей не учитывается влияние «качественных» факторов при предоставлении банками кредитов. Недостатками классификационных моделей являются их «замкнутость» на количественных факторах, произвольность выбора системы количественных показателей, высокая чувствительность к недостоверности исходных данных. В рамках комплексных моделей анализа возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика. Применяется правило «шести Си», в основе которого лежит использование шести базовых принципов кредитования, обозначенных словами, начинающимися с английской буквы «Си» (С): Character, Capacity, Cash, Collateral, Conditions, Control.
Характер заемщика (Character): ответственность, надежность, честность, порядочность и серьезность намерений клиента.
Способность заимствовать средства (Capacity): кредитор должен быть уверен в том, что клиент, запрашивающий кредит, имеет юридическое право подавать кредитную заявку и подписывать кредитный договор, т.е. в том, что руководитель или представитель компании, обращающийся за кредитом, имеет соответствующие полномочия, предоставленные ему учредителями или советом директоров, на проведение переговоров и подписание кредитного договора от имени компании.
Денежные средства (Cash): определение возможности заемщика погасить кредит за счет средств, полученных от продажи или ликвидации активов, потока наличности или привлеченных ресурсов.
Обеспечение (Collateral): при оценке обеспечения по кредитной заявке необходимо установить, располагает ли заемщик достаточным капиталом или качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту; необеспеченные кредиты предоставляются первоклассным заемщикам, имеющим квалифицированное руководство и отличную кредитную историю.
Условия (Conditions): кредитор должен знать, как идут дела у заемщика, каково положение, складывающееся в соответствующей отрасли, а также то, как изменение экономических и других условий в стране может повлиять на процесс погашения кредита.
Контроль (Control) подразумевает выяснение, насколько изменение законодательства, правовой, экономической и политической обстановки может негативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность.
Другая известная методика оценки кредитоспособности предприятия заемщика носит название «CAMPARI», заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом. Название CAMPARI образуется из начальных букв следующих слов: С (Character) репутация, характеристика клиента; A (Ability) способность к возврату кредита; М (Margin) маржа, доходность; Р (Purpose) целевое назначение кредита; A (Amount) размер кредита; R (Repayment) условия погашения кредита; I (Insurance) обеспечение, страхование риска непогашения кредита.
В последние годы распространение получила методика, разработанная специалистами Ассоциации российских банков (АРБ). По этой методике оценка деятельности заемщика и условий его кредитования предполагает анализ его кредитоспособности по следующим направлениям: «солидность» - ответственность руководства, своевременность расчетов по ранее полученным кредитам; «способность» - производство и реализация продукции, поддержание ее конкурентоспособности; «доходность» - предпочтительность вложения средств в данного заемщика; «реальность» - достижения результатов проекта; «обоснованность» - запрашиваемой суммы кредита; «возвратность» - за счет реализации материальных ценностей заемщика, если его проект не исполнится; «обеспеченность» - кредита юридическими правами заемщика. Оценку последних четырех пунктов рекомендуется выполнять на основе анализа сгруппированных статей баланса по направлениям: прибыльность, ликвидность, оборачиваемость внеоборотных и оборотных активов, обеспеченность. Из каждой группы необходимо выбрать по одному показателю, наиболее характерному для анализируемой организации, и собрать по ним статистику. Недостатками методики являются невозможность ее использования для оценки кредитоспособности при длительном кредитовании и то, что не учитываются многие факторы риска, действие которых может сказаться через определенное время.
В современных условиях коммерческие банки разрабатывают и используют собственные методики оценки кредитоспособности заемщиков с учетом интересов банка. Рассмотрим несколько методик ведущих кредитных институтов современной России.12
«Сбербанк России»
«Сбербанк России» разработал и применяет методику определения кредитоспособности заемщика на основе количественной оценки финансового состояния и качественного анализа рисков. Финансовое состояние заемщика оценивается с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на такие изменения. С этой целью анализируются динамика оценочных показателей, структура статей баланса, качество активов, основные направления финансово-хозяйственной политики заемщика. При расчете показателей (коэффициентов) применяется принцип осторожности, т.е. пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основе экспертной оценки. Для оценки финансового состояния заемщика используются три группы оценочных показателей: коэффициенты ликвидности (К1 К2, К3); коэффициент соотношения собственных и заемных средств (КА); показатель оборачиваемости и рентабельности (К5). Согласно Регламенту Сбербанка России основными оценочными показателями являются коэффициенты К1 К2, К3, КА, К5, а остальные показатели (оборачиваемости и рентабельности) необходимы для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым пяти коэффициентам. По результатам анализа пяти коэффициентов заемщику присваивается категория по каждому из этих показателей на базе сравнения полученных значений с установленными (достаточными). Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами. Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений представлена в таблице 1.6
Таблица 1.6
Категории показателей оценки кредитоспособности заемщика в соответствии с методикой Сбербанка России
Коэффициент |
1 категория |
II категория |
III категория |
К1 |
0,2 и выше |
0,15—0,2 |
Менее 0,15 |
К2 |
0,8 и выше |
0,5—0,8 |
Менее 0,5 |
К3 |
2,0 и выше |
1,0-2,0 |
Менее 1,0 |
К4, кроме торговли |
1,0 и выше |
0,7—1,0 |
Менее 0,7 |
К4, для торговли |
0,6 и выше |
0,4—0,6 |
Менее 0,4 |
К5 |
0,15 и выше |
Менее 0,15 |
Нерентабельные |
Информация о работе Оценка кредитоспособности предприятия- заемщика