Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 23:03, дипломная работа
Одной из актуальных проблем современной российской и мировой экономики в целом экономики является восстановление ликвидности и платежеспособности экономики в целом и отдельных ее звеньев. Данная проблема в первую очередь затрагивает банковскую сферу. От ликвидности банковской системы зависит бесперебойное обеспечение кредитными средствами всех секторов национальной экономики, что в свою очередь оказывает позитивное влияние на экономический рост экономики страны в целом. Однако не стоит забывать, что огромные средства выделенные государством для решения этой проблемы в кризисной ситуации должны быть расходованы эффективно. Вследствие чего на первый план выходит оценка кредитоспособности потенциальных получателей денежных средств от государства, а также кредитов от коммерческих банков.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки кредитоспособности заемщика 6
1.1. Историческое развитие взглядов на роль кредита в экономике 6
1.2. Сущность и функции кредита, классификация кредитов, понятие кредитоспособности 9
1.3.Современные модели анализа кредитоспособности заемщика, и концепции ведущих финансовых институтов 17
Глава 2. Применение методики оценки кредитоспособности на примере предприятия ООО «ЭлитВино» 34
2.1. Экономическая характеристика компании ООО «ЭлитВино» 34
2.2. Методические указания по анализу кредитоспособности ООО «ЭлитВино» 35
2.3. Анализ кредитоспособности ООО « ЭлитВино» 45
Глава 3. Направления совершенствования применения типичных методик оценки кредитоспособности заемщика. 49
3.1. Рекомендации и предложения по улучшению кредитоспособности предприятия 49
3.2.Анализ частых ошибок при заполнении заявки на кредит 50
3.3. Рекомендации по составлению пакета документов при подаче заявки на кредитование 54
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 69
Таблица 2.5
Оценка качественных показателей кредитоспособности
Показатель |
Оценка показателей в баллах |
Комментарий тенденций изменения | ||
На 31.12.06 |
на 31.12.07 |
на 31.12.08 | ||
Сегмент и доля рынка |
2 |
2 |
2 |
Без изменений |
Чувствительность продукции к изменениям конъюнктуры, ценовым и неценовым факторам спроса |
2 |
2 |
2 |
Без изменений |
Уровень цен |
2 |
2 |
2 |
Без изменений |
Показатель Конкурентная среда |
2 |
2 |
2 |
Без изменений |
Наличие в отрасли и регионе зарубежных компаний конкурентов |
2 |
2 |
2 |
Без изменений |
Наличие и использование информации, дающей организации преимущества перед другими |
2 |
2 |
2 |
Без изменений |
Структура доходов по видам деятельности |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Изменения в составе акционеров (собственников) |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Возможность акционеров (собственников) влиять на политику организации |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Значение организации в группе компаний (холдинге) |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Успехи менеджеров организации |
2 |
2 |
2 |
Без изменений |
Текучесть кадров |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Организационная структура |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Наличие системы планирования |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Система бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Кредитная история организации |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Оценка организации поставщиками, потребителями и другими участниками рынка (деловая репутация) |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Личные качества топ менеджеров организации |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Равномерность (сезонность и цикличность) поступления и расходования денежных средств |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
Показатели структуры денежного потока |
3 |
3 |
3 |
Без изменений |
После того как оценены качественные показатели. Необходимо оценить количественные показатели, приведенные в таблице 2.4. В таблице 2.6 представленная оценка количественных показателей.
Таблица 2.6
Оценка количественных показателей кредитоспособности
Показатель |
Оценка показателей в баллах |
Комментарий тенденций изменения | ||
На 31.12.06 |
на 31.12.07 |
на 31.12.08 | ||
Коэффициент износа активной части основных средств |
3 |
1 |
2 |
Изменился не существенно |
Коэффициент концентрации собственного капитала |
1 |
1 |
1 |
Без изменений |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
1 |
3 |
3 |
Значительно вырос |
Коэффициент оборачиваемости заемного капитала |
2 |
2 |
2 |
Без изменений |
Средневзвешенная цена заемных ресурсов |
1 |
3 |
3 |
Изменилась не существенно |
Рентабельность продаж |
1 |
2 |
3 |
Вырос |
Рентабельность активов |
1 |
2 |
2 |
Выросла |
Соотношение прибыли до налогообложения и выручки |
3 |
3 |
3 |
Выросло |
Уровень налоговых платежей в выручке от продаж |
2 |
2 |
2 |
Существенно не изменился |
Комплексную оценку кредитоспособности предприятия заемщика мы получаем, используя метод геометрической средней. В результате оценки были получены следующие данные 2,16 – 2006 год; 2,37 – 2007 год; 2,46 – 2008год. Далее необходимо определить класс кредитоспособности заемщика. Согласно шкале градации классов указанной в таблице 2.1. Предприятию ООО «ЭлитВино» можно присвоить II класс кредитоспособности. Это означает, что заемщик может столкнуться с некоторыми трудностями при выполнении кредитных обязательств.
По итогам комплексной оценки кредитоспособности предприятия ООО «ЭлитВино», оно было отнесено ко II классу кредитоспособности. Однако в 2008 году показатель комплексной оценки незначительно подрос по сравнению с 2006 годом. Кроме того если учесть в три показателя комплексной оценки за 2006 , 2007, 2008 годы, то невооруженным взглядом прослеживается тенденция к повышению показателя комплексной оценки кредитоспособности заемщика. Давай те рассмотрим, какие показатели повлияли на увеличение показателя комплексной оценки, а также рассмотрим показатели, которые не позволили предприятия получить I класс кредитоспособности.
Увеличение показателя комплексной оценки кредитоспособности заемщика произошло, прежде всего, благодаря увеличению рентабельности активов, росту рентабельности продаж, улучшению показателя средневзвешенной цены заемного капитала, а также благодаря росту коэффициента маневренности собственного капитала.
Увеличение рентабельности активов произошло, прежде всего, за счет значительного увеличения размера чистой прибыли с 79 тыс. руб. в 2006 году до 1559 тыс. руб. в 2008 году. Вследствие этого улучшился показатель средневзвешенной цены заемных ресурсов. Рентабельность продаж выросла за счет увеличения прибыли от продаж с 208 тыс. руб. в 2006 году до 2636 тыс. руб. в 2008 году. На улучшение показателя маневренности собственного капитала повлиял рост собственных оборотных активов.
Однако, несмотря на достаточно хорошее увеличение многих финансовых показателей, показатель концентрации собственного капитала остается на очень низком уровне, собственный капитал в общей структуре капитала предприятия составляет менее 20%. Это не могло не сказаться на результатах комплексной оценки кредитоспособности. Кроме того отсутствие изменений этого показателя отразилось на оценке успехов менеджеров компании снизив эту оценку. Также не наблюдается увеличение оборачиваемости заемного капитала, что в свою очередь опять же снижает комплексную оценку кредитоспособности заемщика.
В целях улучшения класса кредитоспособности предприятия менеджерам компании следует продолжать развитие и поддерживать наметившуюся тенденцию увеличения комплексной оценки кредитоспособности. Для этого необходимо особое внимание уделить увеличению оборачиваемости заемного капитала, снижать концентрацию заемного капитала в общей структуре капитала.
Одной из важнейших целей создания кредитной заявки является более наглядное представление информации о заемщике для членов Кредитного комитета. Привлекательность кредитной заявки для банка состоит в способности заемщика выполнять в будущем условия кредитного договора. А для кредитного работника банка важно количественно оценить эту привлекательность, чтобы классифицировать все множество поступающих кредитных заявок.
Показатели, характеризующие рейтинг кредитной заявки, должны соответствовать следующим условиям:
В кредитной заявке содержатся две группы показателей: внешние и внутренние. Внешние описывают зависимость будущего проекта от влияния извне, а внутренние от факторов, действующих внутри организации. Среди внешних показателей, характеризующих успех реализации проекта, выделяют те, на которые влияют такие факторы, как налоговые реформы, денежно-кредитная политика, реформирование таможенного законодательства и валютные риски. К внутренним показателям, характеризующим проект, относятся: конкурентоспособность продукции, кредитная история и деловая репутация заемщика, его организационно-правовая форма, прогнозные показатели объемов производства и продаж, обеспечение кредита, период окупаемости проекта, финансовое состояние заемщика, источники погашения кредита и процентов по нему и т.д. Учет всех перечисленных факторов позволяет банку сформировать надежный кредитный портфель.
В процессе подготовки заемщиком материалов (документации) в коммерческий банк для получения кредита важно знать типичные ошибки в оформлении кредитной заявки и типичные причины отказов банка в предоставлении кредита. В целом все ошибки можно разделить на четыре группы:
К ошибкам при оформлении юридических документов можно отнести:
К ошибкам при формировании (представлении) финансовых документов относятся:
Ошибки, возникающие при формировании прогнозной финансовой информации:
Информация о работе Оценка кредитоспособности предприятия- заемщика