Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 23:03, дипломная работа
Одной из актуальных проблем современной российской и мировой экономики в целом экономики является восстановление ликвидности и платежеспособности экономики в целом и отдельных ее звеньев. Данная проблема в первую очередь затрагивает банковскую сферу. От ликвидности банковской системы зависит бесперебойное обеспечение кредитными средствами всех секторов национальной экономики, что в свою очередь оказывает позитивное влияние на экономический рост экономики страны в целом. Однако не стоит забывать, что огромные средства выделенные государством для решения этой проблемы в кризисной ситуации должны быть расходованы эффективно. Вследствие чего на первый план выходит оценка кредитоспособности потенциальных получателей денежных средств от государства, а также кредитов от коммерческих банков.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки кредитоспособности заемщика 6
1.1. Историческое развитие взглядов на роль кредита в экономике 6
1.2. Сущность и функции кредита, классификация кредитов, понятие кредитоспособности 9
1.3.Современные модели анализа кредитоспособности заемщика, и концепции ведущих финансовых институтов 17
Глава 2. Применение методики оценки кредитоспособности на примере предприятия ООО «ЭлитВино» 34
2.1. Экономическая характеристика компании ООО «ЭлитВино» 34
2.2. Методические указания по анализу кредитоспособности ООО «ЭлитВино» 35
2.3. Анализ кредитоспособности ООО « ЭлитВино» 45
Глава 3. Направления совершенствования применения типичных методик оценки кредитоспособности заемщика. 49
3.1. Рекомендации и предложения по улучшению кредитоспособности предприятия 49
3.2.Анализ частых ошибок при заполнении заявки на кредит 50
3.3. Рекомендации по составлению пакета документов при подаче заявки на кредитование 54
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 69
Наконец, комплексно все данные о заемщике формируются в документах прогнозной финансовой информации (в бизнес-планах, бюджетах, проспектах, технико-экономических обоснованиях и пр.). Прогнозная финансовая информация дает наиболее полные сведения, необходимые для анализа кредитоспособности заемщика. Поэтому коммерческие банки разрабатывают специальные требования к формату и содержанию прилагаемых к кредитной заявке документов (например, к содержанию бизнес-планов).
Завершающим этапом подготовки пакета документов для подачи заявки на кредитование в банк является ознакомительное собеседования представителя кредитора с представителем заемщика. Данное собеседование играет очень важную роль в процессе рассмотрения кредитной заявки, так как позволяет оценить уровень профессионализма и компетенции потенциального заемщика. В связи с этим заемщику необходимо предварительно подготовится к данной беседе, дабы произвести на представителя кредитора положительное впечатление.
При ознакомительной беседе с потенциальным заемщиком кредитор, как правило, уделяет внимание следующим вопросам:
По результатам такой беседы представитель кредитора может предварительно оценить серьезность, надежность, репутацию потенциальных заемщиков, особенно тех из них, кто впервые обращается в банк за кредитом, а также обоснованность кредитной заявки, степень обеспечения кредитными ресурсами, влияние последствий выдачи кредита на кредитный портфель банка и в целом его соответствие кредитной политике банка, а также что особенно важно принять решение об отказе в кредитовании заемщика.
Заключение
Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность зависит от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций, возможно, достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка.
Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен дать характеристику финансового положения заемщика. Она определяется на основе данных о деятельности предприятия, включая величину собственного капитала, данных о прибыльности, структуре оборотных активов и их оборачиваемости, составе и структуре источников оборотных средств и др.
Современная банковская практика использует множество методов оценки кредитоспособности заемщика. Все модели можно условно разделить на две категории «Классификационные» и «Модели на основе комплексного анализа. В современной практике банки, как правило, разрабатывают свои собственные модели оценки кредитоспособности заемщиков. Однако данные модели имеют свои специфические недостатки, к ним можно отнести:
В связи с этим современные кредитные институты нуждаются в постоянном совершенствовании моделей оценки кредитоспособности заемщика. Данные модели должны учитывать как количественные показатели предприятия (рентабельность ликвидность и т.д.) так и качественные (репутацию организации, уровень компетенции менеджмента и т.д.). К тому же модели, используемые при анализе кредитоспособности должны давать возможность аналитику провести комплексный и глубокий анализ предприятия заемщика, а также быть универсальными, т.е. они должны подходить для оценки предприятий разных отраслей экономики.
На примере предприятия ООО «ЭлитВино» мы рассмотрели процесс оценки кредитоспособности предприятия заемщика. В результате оценки предприятию был присвоен II класс кредитоспособности, что означает вероятность возникновения трудностей при выполнение заемщиком кредитных обязательств. По итогам оценки кредитоспособности были показатели, на которые менеджерам компании необходимо обратить особое внимания для улучшения кредитоспособности компании ООО «ЭлитВино»
Процесс оценки предприятия заемщика зависит не только от кредитных институтов, ведь получатель кредитных средств также заинтересован в комплексном анализе своей кредитоспособности. Желание или не желание потенциального заемщика раскрывать информацию необходимую для анализа может существенно повлиять на окончательное решение кредитора о выдаче кредита.
Анализ кредитоспособности начинается с рассмотрения кредитной заявки и интервью с заемщиком. Это позволяет выяснить не только важнее детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия.
В связи с этим для повышения вероятности получения кредита заемщику необходимо выполнить следующие действия
Очень часто российские банки предлагают предоставить так называемую информацию «Управленческого учета» т.е. информацию, не отражаемую в официальных бумагах организации. Предоставление данной информации находится полностью в компетенции заемщика и не носит обязательный характер. Как правило, топ – менеджеры негативно относятся к таким просьбам, но не стоит забывать что банки, как правило, не требует заверения данной документации официальными печатями. К тому же данная информация может существенно повлиять на окончательное решение банка о выдаче кредита, так как очень часто только данные внутренней документации в совокупности с данными официальных бумаг отражают реальное положение дел на предприятии.
Шкала оценки основных показателей оценки кредитоспособности заемщика
Состояние показателя и интервалы значений |
Оценка | |
Оценка области деятельности организации и рынка выпускаемой ею продукции | ||
Сегмент и доля рынка |
Организация является одним из лидеров рынка |
3 |
Организация имеет среднюю долю рынка |
2 | |
Организация имеет незначительную долю рынка |
1 | |
Чувствительность продукции к изменениям конъюнктуры, ценовым и неценовым факторам спроса |
Продукция имеет низкую чувствительность спроса (товары первой необходимости) |
3 |
Продукция имеет среднюю чувствительность |
2 | |
Высокая чувствительность спроса по продукции (в результате изменения моды, цен на продукцию и других факторов) |
1 | |
Уровень цен |
Цены соответствуют рыночным, применяемая ценовая стратегия стимулирует сбыт |
3 |
Цены в целом соответствуют рыночным, но ценовая стратегия отсутствует |
2 | |
Цены выше рыночных, цены не обоснованы |
1 | |
Конкурентная среда |
Низкая конкуренция (менее 5 организаций, заемщик является монополистом) |
3 |
Средняя конкуренция (от 5 до 10 конкурентов) |
2 | |
Число конкурентов высоко (от 10 и выше) |
1 | |
Наличие в отрасли и регионе зарубежных компаний-конкурентов |
Нет зарубежных компаний-конкурентов |
3 |
Имеются зарубежные компании с уровнем технологий, соответствующих технологиям организации-заемщика |
2 | |
Имеются зарубежные компании с более совершенными технологиями производства и продаж |
1 | |
Анализ экономического потенциала организации | ||
Производительность труда |
Высокая, соответствует среднеотраслевым показателям, имеется тенденция к увеличению |
3 |
Средняя, тенденции роста незначительны |
2 | |
Ниже среднерыночной |
1 | |
Коэффициент |
Менее 20% |
3 |
износа активной |
От 20 до 50% |
2 |
части основных средств |
Более 50% |
1 |
Материалоотдача продукции |
Соответствует среднеотраслевому уровню и даже несколько выше, чем у основных конкурентов |
3 |
Соответствует уровню основных конкурентов |
2 | |
Значительно ниже среднеотраслевого уровня |
1 | |
Уровень инновационной активности |
Организация систематически занимается освоением и преобразованием научных знаний в новые виды продукции, использует инновационные достижения в различных технологических процессах |
3 |
Организация только начинает освоение инновационных достижений, пока не внедрила их в производство продукции или не использует в технологических процессах |
2 | |
Бизнес организации находится в той области, где возможно использование инновационного потенциала, но она этого не делает |
1 | |
Наличие и использование информации, дающей организации преимущества перед другими |
Организация использует информацию, дающую ей значительные конкурентные преимущества |
3 |
Организация не полностью использует свои информационные преимущества |
2 | |
Организация не обладает такой информацией, в то время как конкуренты владеют ею |
1 | |
Анализ источников финансирования хозяйственной деятельности организации | ||
Коэффициент концентрации собственного капитала |
Свыше или равен 60% |
3 |
От 20 до 60% |
2 | |
Менее 20% |
1 | |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
Свыше 30% |
3 |
От 10 до 30% |
2 | |
Менее 10% |
1 | |
Коэффициент оборачиваемости заемного капитала |
Значительно вырос за анализируемый период |
3 |
Значительно не изменился за анализируемый период |
2 | |
Значительно уменьшился за анализируемый период |
1 | |
Средневзвешенная цена заемного капитала |
Средневзвешенная цена заемного капитала ниже рентабельности совокупных активов |
3 |
Средневзвешенная цена заемного капитала равна рентабельности совокупных активов |
2 | |
Средневзвешенная цена заемного капитала превышает рентабельность совокупных активов |
1 | |
Анализ и оценка финансовых результатов деятельности организации | ||
Структура доходов по видам деятельности |
Доходы от основной деятельности занимают не менее 90% в общей их сумме |
3 |
Доходы от основной деятельности занимают от 50 до 90% в общей их сумме |
2 | |
Доходы от основной деятельности занимают не более 50% в общей их сумме |
1 | |
Рентабельность продаж |
Выше среднеотраслевого уровня |
3 |
Соответствует среднеотраслевому уровню |
2 | |
Ниже среднеотраслевого уровня |
1 | |
Рентабельность активов |
Свыше 40% |
3 |
От 15 до 40% |
2 | |
Менее 15% |
1 | |
Соотношение прибыли до налогообложения и выручки |
Значительно выросло за анализируемый период |
3 |
Существенно не изменилось за анализируемый период |
2 | |
Значительно уменьшилось за анализируемый период |
1 | |
Уровень налоговых платежей в выручке от продаж |
Значительно снизился за анализируемый период |
3 |
Существенно не изменился за анализируемый период |
2 | |
Значительно возрос за анализируемый период |
1 | |
Анализ организационно-управленческой базы | ||
Качественный состав акционеров, пайщиков (собственников) |
Существенных изменений нет, информация о собственниках и аффилированных лицах полностью раскрыта |
3 |
Изменился собственник значительного пакета акций, информация о собственниках и аффилированных лицах полностью раскрыта |
2 | |
Изменился собственник, обладающий практически полным контролем и (или) не полностью раскрыта информация о собственниках и аффилированных лицах |
1 | |
Возможность акционеров, пайщиков (собственников) влиять на политику организации |
Ни один из собственников не имеет возможности единолично выносить вопросы на повестку собрания акционеров, единолично инициировать решение о созыве собрания акционеров, не имеет единоличного влияния при назначении руководящих лиц |
3 |
Один собственник (группа собственников) имеет своих представителей в совете директоров, может инициировать созыв собрания акционеров, включать вопросы в повестку дня |
2 | |
Один собственник (группа собственников) имеет большинство представителей в совете директоров, может единолично определять состав исполнительных органов |
1 | |
Место организации в группе взаимосвязанных компаний (холдинге) |
Не входит в холдинг или является головной организацией холдинга, контролирующей финансовые и товарные потоки и распоряжающейся ими |
3 |
Является одним из ключевых участников холдинга |
2 | |
Является второстепенным участником холдинга |
1 | |
Успехи менеджеров организации |
Высокие; организация существенно улучшила социальные, производственные и финансовые показатели |
3 |
Средние; основные социальные, производственные и финансовые показатели изменились незначительно |
2 | |
Низкие; основные социальные, производственные и финансовые показатели ухудшились |
1 | |
Текучесть кадров |
Низкая; в организации устоявшийся коллектив |
3 |
Средняя; менеджмент меняется не существенно |
2 | |
Высокая; в том числе высшего и среднего звена менеджеров |
1 | |
Организационная структура |
По всем параметрам соответствует бизнесу и специфике организации |
3 |
Имеются недостатки организационной структуры |
2 | |
Не соответствует бизнесу организации и современным условиям экономической среды |
1 | |
Наличие системы планирования |
Организация занимается стратегическим планированием, активно осуществляет бизнес-планирование и бюджетирование; в процессе обоснования управленческих решений используется прогнозная финансовая информация |
3 |
В организации-заемщике осуществляются отдельные процедуры тактического планирования, в полной мере не ведется бюджетирование будущей деятельности |
2 | |
Как таковая системная плановая работа не проводится |
1 | |
Эффективность системы бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля |
В организации-заемщике действует эффективная система бухгалтерского учета (используются современные информационные технологии обработки данных, осуществляется управленческий учет, применяются прогрессивные методы бухгалтерского учета) и на постоянной основе работает служба внутреннего контроля (аудита) |
3 |
В организации-заемщике достаточно хорошо работает бухгалтерская служба (однако не используются современные методы сбора и обработки информации, данные бухгалтерского учета применяются в большей степени не для управленческих целей, а для составления внешней отчетности), не осуществляются процедуры внутрихозяйственного контроля (аудита) |
2 | |
Слабо работает бухгалтерская служба (имеются многочисленные нарушения отечественных стандартов ведения учета, используются устаревшие технологии бухгалтерского учета), нет эффективного внутреннего контроля (аудита) |
1 | |
Оценка репутации организации и ее менеджеров | ||
Кредитная история организации-заемщика |
Положительная по всем предыдущим обязательствам перед заемщиками |
3 |
Имеются несущественные нарушения при погашении заемщиком обязательств в прошлых периодах или отсутствует кредитная история |
2 | |
Негативная кредитная история по предыдущим контактам с организацией |
1 | |
Оценка организации поставщиками, потребителями и другими участниками рынка (деловая репутация) |
Высокая оценка деятельности, четкое соблюдение всех сроков поставки, оплаты, соблюдение всех установленных норм и правил |
3 |
Имеются отдельные нарушения в соблюдении сроков оплаты; поставки нерегулярные, а также не соблюдаются отдельные нормы и правила (например, экологические нормы) |
2 | |
Организация систематически не соблюдает сроки оплаты, поставки, нарушает установленные нормы и правила |
1 | |
Личные качества топ - менеджеров организации |
Высокий авторитет руководителей организации в бизнес - сообществе; в случае необходимости они лично вступают в переговоры по поводу корректировки сроков или условий выполнения обязательств |
3 |
Хорошие профессиональные качества, знание современных методов производственного и финансового менеджмента, но небольшая известность в бизнес – сообществе. |
2 | |
Не известные бизнес - сообществу лица, руководитель без серьезных навыков административной работы и опыта получения кредитных ресурсов |
1 | |
Анализ объема, структуры и стабильности денежных потоков организации | ||
Равномерность сезонность и цикличность поступления и расходования денежных средств. |
Производство не носит сезонного характера, денежный поток равномерный |
3 |
Производство имеет сезонный характер, в рамках сезонного цикла денежные потоки равномерны или производство не носит сезонного характера, но имеется определенный дисбаланс в поступлении и расходовании денежных средств, который длится непродолжительное время (до 5 дней) |
2 | |
Нет равномерности в поступлении и расходовании денежных средств |
1 | |
Показатели структуры денежного потока организации. |
Чистый денежный поток от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности положительный; обязательства покрываются за счет чистого денежного потока от операционной деятельности полностью |
3 |
Чистый денежный поток от операционной деятельности положительный, однако бывали единичные случаи его недостаточности для покрытия обязательств и покрытия за счет чистых денежных потоков от финансовой и инвестиционной деятельности |
2 | |
Чистого денежного потока от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности недостаточно для покрытия обязательств организации |
1 | |
Коэффициент покрытия обязательств денежными потоками (на основе текущей стоимости будущих денежных потоков) |
Существенно больше 1 |
3 |
От 1 до 1,1 |
2 | |
1 и менее |
1 |
Информация о работе Оценка кредитоспособности предприятия- заемщика