Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 23:03, дипломная работа
Одной из актуальных проблем современной российской и мировой экономики в целом экономики является восстановление ликвидности и платежеспособности экономики в целом и отдельных ее звеньев. Данная проблема в первую очередь затрагивает банковскую сферу. От ликвидности банковской системы зависит бесперебойное обеспечение кредитными средствами всех секторов национальной экономики, что в свою очередь оказывает позитивное влияние на экономический рост экономики страны в целом. Однако не стоит забывать, что огромные средства выделенные государством для решения этой проблемы в кризисной ситуации должны быть расходованы эффективно. Вследствие чего на первый план выходит оценка кредитоспособности потенциальных получателей денежных средств от государства, а также кредитов от коммерческих банков.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы оценки кредитоспособности заемщика 6
1.1. Историческое развитие взглядов на роль кредита в экономике 6
1.2. Сущность и функции кредита, классификация кредитов, понятие кредитоспособности 9
1.3.Современные модели анализа кредитоспособности заемщика, и концепции ведущих финансовых институтов 17
Глава 2. Применение методики оценки кредитоспособности на примере предприятия ООО «ЭлитВино» 34
2.1. Экономическая характеристика компании ООО «ЭлитВино» 34
2.2. Методические указания по анализу кредитоспособности ООО «ЭлитВино» 35
2.3. Анализ кредитоспособности ООО « ЭлитВино» 45
Глава 3. Направления совершенствования применения типичных методик оценки кредитоспособности заемщика. 49
3.1. Рекомендации и предложения по улучшению кредитоспособности предприятия 49
3.2.Анализ частых ошибок при заполнении заявки на кредит 50
3.3. Рекомендации по составлению пакета документов при подаче заявки на кредитование 54
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 69
Ошибки, возникающие при оформлении документов по залоговому имуществу:
Все выше перечисленные ошибки могут послужить причиной отказа кредитора в выдаче кредита предприятию заемщику. Однако это далеко не все причины возможного отказа в кредитовании, есть множество других причин, по которым банк может отказать в финансировании.
Все причины отказа можно условно разделить на две группы: Причины отказа до рассмотрения документов заемщика; Причины отказа, появившиеся в процессе или после экспертизы документов заемщика.
К первым, как правило, относятся уже упомянутые ошибки при заполнении заявки на кредит (логические, арифметические другие существенные неточности) или же такие причины как прямое указание клиента на отсутствие документов, подтверждающих финансовое состояние, маркетинговые условия или права собственности на залоговые активы. Потенциальный заемщик предлагается финансировать проект «с нуля» начальную стадию проекта либо производство неапробированного инновационного продукта (услуги). У предприятия отсутствует ликвидный залога. В предлагаемом заемщиком проекте основное финансирование (более 70%) возлагается на коммерческий банк. Заемщик обладает негативной кредитной историей. Отрасль, регион и вид деятельности, параметры окупаемости и рентабельность проекта не соответствуют требованиям кредитной политики банка.
К причинам отказа, появившиеся в процессе или после экспертизы документов заемщика можно отнести: юридически неправильно оформленные документы по залоговому имуществу, тяжелое (неустойчивое) финансовое положение потенциального заемщика, отсутствие реальных перспектив выхода из сложившейся ситуации. Отказ со стороны службы безопасности коммерческого банка. Грубые (существенные ошибки) при формировании прогнозной финансовой информации (бизнес планов, ТЭО). Выявленные факты представления неполной и недостоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и характеристиках денежного потока заемщика в бухгалтерской отчетности.
Знание типичных ошибок и характерных для банка причин отказа в предоставлении кредита поможет более качественно готовить кредитные заявки, что, безусловно, повышает шансы получения необходимых для хозяйствующего субъекта дополнительных средств финансирования.
Одним из важнейших элементов методики анализа кредитоспособности заемщика является его информационная база. Используемая в анализе кредитоспособности информация должна обладать следующими основными характеристиками: полнота, достоверность, доступность и оперативность. Банки очень серьезно подходят к оценке достоверности и качества предоставленной информации в таблице 3.1 приведена типичная оценка качества информации, используемая большинством банков.
Таблица 3.1
Оценка качества информации, используемой в анализе кредитоспособности
Источник информации |
Показатели качества информации | |||
полнота |
достоверность |
доступность |
оперативность | |
Бухгалтерская отчетность |
+/- |
+ |
+ |
+/- |
Учредительные документы, устав |
+/- |
+ |
+ |
+/- |
Нормативно-законодательная база |
+/- |
+ |
+ |
+ |
Аудиторская и консалтинговая информация |
+/- |
+ |
+ |
+/- |
Данные рейтинговых (информационных) агентств, информация Госкомстата России, различные отраслевые сборники (справочники) |
+/- |
+/- |
+ |
- |
Информация из Интернета |
+/- |
+/- |
+ |
+ |
Прогнозная финансовая информация, в том числе бизнес-планы и бюджеты |
+/- |
+/- |
+/- |
- |
Таким образом, большинство источников информации не является в достаточной степени полным, так как лишь на основе комплексного изучения и оценки данных разных источников информации аналитик может делать обоснованные выводы о возможности предоставления кредитных ресурсов. К информации, получаемой от рейтинговых (информационных) агентств, из различного рода справочников и из Интернета, аналитика банка относиться с достаточной степенью осторожности, поскольку эта информация в большей степени справочная, и никто персонально не несет ответственность за ее точность, но учитывать ее в ходе проведения анализа нужно в силу того, что она может свидетельствовать о неких тенденциях развития в том или ином направлении или предупреждать о существенных изменениях, которые могут повлиять на принимаемые кредитором решения.
Для того чтобы повысить вероятность получения кредита все источники информации должны быть доступны для кредитора в ходе проведения им анализа кредитоспособности заемщика, так как на основе предоставляемой заемщиком бухгалтерской отчетности, учредительных документов, аудиторской информации, бизнес-планов кредитор делает свои выводы и принимает решения. Желание заемщика предоставить дополнительный документы для анализа кредитоспособности воспринимается кредитором однозначно положительно, так как от того, насколько добросовестно относится заемщик к процессу формирования информационной базы, зависит степень доверия между ним и кредитором. Степень необходимой оперативности предоставления бухгалтерской отчетности, аудиторской информации, данных рейтинговых агентств и других источников зависит от того, на каком этапе анализа кредитоспособности она используется.
В ходе проводимого анализа информация, предоставляемая заемщиком, не должна ограничиваться данными сугубо бухгалтерского учета и отчетности, так как это сужает возможности анализа кредитоспособности. Следовательно, потенциальному заемщику следует предоставить, информацию, включающую в себя показатели, характеризующие:
Для анализа кредитоспособности заемщику необходимо предоставить различную внутреннею и внешнею информацию.
К внутренней информации можно отнести:
Внешняя информация поступает из источников, находящихся вне организации, к такой информации относятся:
Таким образом, в интересах заемщика предоставить как можно более полную информацию о своем бизнесе, а также связанных с ним компаниях партнерах, предоставить информацию о поставщиках и потребителях, дать возможность аналитику банка оценить деловую репутацию как топ-менеджеров организации, так и самой организации. Если организация занимается инновационной деятельности нужно предоставить информацию, позволяющую преобразовать научные знания в новые виды продукции (работы, услуги), создавать и применять новые, более перспективные технологии.
Такое большое количество необходимой информации как правило вызывает у топ-менеджеров компаний боязнь того что они слишком сильно раскрывают информацию перед банком а также боязнь того что данная информация окажется доступна третьим лицам. Однако следует помнить, что согласно действующему законодательству банк обязан обеспечить сохранность и конфиденциальность предоставляемых заемщиком данных. Кроме того предоставление дополнительной информации позволяет кредитору провести более тщательную оценку кредитоспособности заемщика, в чем безусловно также заинтересован заемщик. Например, аудиторская (консалтинговая) информация, представленная заемщиком кредитору, может понадобиться при оценке деятельности заемщика по широкому спектру вопросов от оценки репутации менеджмента до оценки прибыли и ее использования. На основе данных, содержащихся в технической документации, аналитик может: оценить, в какой степени организация обеспечен; внеоборотными активами, и каково их техническое состояние; определить уровень их использования и его влияние на объем производства качество продукции и другие показатели; выявить резервы повышения эффективности их использования. По результатам оценки будут сделаны выводы о том, насколько внеоборотные активы организации позволят ей выпускать продукцию достаточного объема и качества и, следовательно, насколько организация конкурентоспособна.
В ходе реализации проектов, под которые привлекаются кредитные ресурсы, необходимо обязательное проведение маркетинговых исследований по разным направлениям с целью снижения риска кредитования. Предоставление маркетинговой информации позволит кредитору понять, каким спросом будет пользоваться продукция заемщика, будет ли у него в связи с этим достаточно ресурсов для того, чтобы рассчитаться по кредиту. А сам заемщик по этой информации будет судить о том, стоит ли начинать деятельность в данном направлении и принесет ли она доход. Маркетинговые исследования должны проводиться по нескольким направлениям, в частности: изучение конкурентов и потребителей; исследование продукции и объемов ее возможного потребления; изучение мотивов поведения потребителя; оценка возможных способов продвижения продукции.
Информация о кадровом составе организации позволяет оценить квалификацию менеджмента, его опыт, способность достигать намеченных целей, в том числе в области инновационной деятельности.
Данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета, представляющие собой систему показателей имущественного и финансового положения организации и отражающие результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период, потребуются для анализа разных сторон деятельности организации.
Информация о работе Оценка кредитоспособности предприятия- заемщика