Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 22:33, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.
Введение______________________________________________________________________________________3
1 Понятие и формы несовершенной конкуренции_______________________________4
1.1 Олигополия__________________________________________________________________________4
1.1.1 Сговор и соперничество в олигополии______________________________5
1.1.2 Дилемма олигополистов_________________________________________________7
1.1.3 Случаи возникновения сговора_______________________________________8
1.1.4 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре__10
1.1.5 Сдерживание входа на рынок и хищническая политика______11
1.2 Монополия_________________________________________________________________________12
1.2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок____________________13
1.2.2 Методы и способы борьбы монополий на рынке_______________16
1.2.3 Монополия и эффективность__________________________________________19
1.3 Монополистическая конкуренция___________________________________________22
2 Пути развития естественных монополий в России на примере ОАО «Газпром» ____________________________________________________24
3 Несовершенная конкуренция на страховом рынке_________________28
Заключение________________________________________________30
Список использованной литературы____________________________32
2.
Вероятность сговора тем выше,
чем меньшее число фирм должно
быть к нему причастно. Когда
в некое дело вовлечено
3.
Вероятность сговора выше в
том случае, когда фирмам легко
договориться о наилучших
4.
Вероятность продления
5.
Сговор обусловливает
1.1.4
Олигополистическое
поведение, не основанное
на сговоре
Даже
если сговор является эффективным в течении
некоторого времени, он часто расстраивается,
как только одна или более фирм почувствуют,
что они больше выигрывают, нарушая правила,
нежели следуя им. Когда фирмы не могут
сговориться, наиболее существенной проблемой
олигополии становится вопрос выбора
стратегии. Каждая фирма прогнозирует
спрос, с которым она может столкнуться,
и возможную реакцию соперников на свои
собственные действия. Затем каждая фирма,
основываясь на этом прогнозе реакции
своих соперников, действует максимизируя
собственные прибыли. Точно таким же образом
она решает, как ей реагировать на действия
своих соперников. Не существует определенных
общих прогнозов относительно исходов
таких взаимодействий между разъединенными
олигополистами. Цена может принимать
практически любое значение в промежутке
между ее конкурентным и монопольным уровнями,
и она может сильно варьировать во времени.
То, что будет происходить на самом деле,
решающим образом зависит от тех допущений,
которые каждый олигополист делает относительно
реакции других на свои действия. Например,
если каждый полагает, что соперники не
будут реагировать на его снижение цены,
и все фирмы ориентируются на низкие цены,
то цены могут падать до конкурентного
уровня. Однако если начинается такая
война цен, то, вероятно, все фирмы изменят
свои мнения относительно поведения своих
конкурентов. Тогда цена может расти, и
даже настолько резко, что подтолкнет
фирмы к новому витку снижения цен. [ 7,
с. 222]
1.1.5
Сдерживание входа на
рынок и хищническая
политика
Возможность вхождения может оказывать влияние на поведение олигополистов, имеющих прочное положение в отрасли. Они могут предпринимать действия, призванные или воспрепятствовать появлению новых фирм, или вытеснить их с рынка до того, как они смогут там закрепиться.
Чтобы сдержать проникновение новых фирм, находящиеся в сговоре продавцы могут установить объем выпуска выше монопольного уровня. Если имеет место экономия от масштаба, то можно предотвратить вхождение, вынудив новичка основать либо небольшое предприятие с высокими средними издержками, либо крупное, дорогостоящее предприятие, пойдя на риск падения цены ниже уровня издержек в результате значительного увеличения общего объема выпуска отрасли в целом. Практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок, называется практикой сдерживания цен.
Фирмы вступают на путь хищнического ценообразования, когда они снижают цену, с тем чтобы вытеснить другие фирмы из отрасли.
Как
правило, «хищник» снижает цену очень
резко до того уровня, при котором
он теряет деньги, но при котором
он надеется, конкуренты теряют еще больше
и не могут долго продержаться в отрасли.
Он готов пойти на убытки в краткосрочном
периоде, с тем чтобы оттеснить другие
фирмы и в результате получать сверхприбыль
от своего положения в долгосрочной перспективе.
[7, с. 224]
1.2
Монополия
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.
Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.
Характерные черты монополии:
Особое место занимает феномен «естественной монополии». К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.
Мы
еще вернемся к рассмотрению естественных
монополий.
1.2.1
Барьеры, защищающие
монопольный рынок
Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.
Существует несколько типов таких барьеров. [8, c. 194]
Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров в форме «лицензий», «авторского права», «товарных знаков» или «патентной защиты».
Лицензия
– это право фирмы на исключительное
осуществление определенного
Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального воспроизведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще 25 лет после его смерти в интересах его наследников).
Товарные
знаки – это специальные
Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента.
Конечно, все эти барьеры придуманы не для создания монополий – они решают совсем иные задачи (например, предотвращение фальсификации алкогольных напитков нелицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться). Тем не менее экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации.
Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называются естественными, поскольку порождающие их барьеры естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.
Итак, естественная монополия – отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.
Бывают такие монополии двух видов:
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры.
Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.
К
таким барьерам относятся:
К такого рода объективным экономическим барьерам добавлялись барьеры уже искусственные, которые возводились самими нынешними монополистами.
Это, прежде всего, различного рода ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, т.е. объединения, позволяющие монополистам успешно решать задачи:
Надо сказать, что в этой области российские монополисты не изобрели ничего нового – они лишь воспользовались огромным арсеналом явных и тайных методов, с помощью которых монополисты издавна защищают себя от появления конкурентов и увеличивают размеры получаемой прибыли. Наиболее распространенные из них это: