Причины существования несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:23, контрольная работа

Краткое описание

Несовершенную конкуренцию определяют следующим образом:
рынок, на котором не происходит соблюдения хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции;
характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену [1, с.109].

Оглавление

Контрольный теоретический вопрос 3
Причины и история возникновения несовершенной конкуренции 3
Монополия и ее характеристика 5
Олигополия 9
Монополистическая конкуренция 13
Контрольные тестовые задания 23
Задача 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Причины существования несовершенной конкуренции И174593.doc

— 207.50 Кб (Скачать)


Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра теории и истории экономики

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Институциональная экономика (Микроэкономика)»

с использованием компьютерной обучающей программы

 

Вариант № 19

 

 


Преподаватель: ___________________________________________

Студент I курса бакалавриата,

обучающийся по направлению «Менеджмент»:


_______________________________________________________

(Ф.И.О.)


_______________________________________________________

(факультет)


_______________________________________________________

(№ личного  дела, № группы)

 

 

 

 

Москва – 2012

План работы


Стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный теоретический  вопрос

1. Причины существования несовершенной конкуренции и общие черты ее рыночных структур. Виды несовершенной конкуренции и их признаки.

Ответ

Причины и история  возникновения несовершенной конкуренции

 

Несовершенную конкуренцию определяют следующим образом:

  • рынок, на котором не происходит соблюдения хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции;
  • характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
  • рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену [1, с.109].

В связи с тем, что модель рынка совершенной конкуренции выступает как теоретическая абстракция, то все существующие рынки в реальности в той или иной степени являются несовершенными.

Причины и история  возникновения

Существование несовершенной  конкуренции было всегда, однако особенно ее обострение стало заметным в конце XIX – начале XX в. по причине образования монополий. В указанный период идет концентрация капитала, появляются акционерные общества, становится сильнее контроль за ресурсами природными, материальными и финансовыми. Повсеместная монополизация экономики государств выступило как закономерное следствие большого скачка в концентрации промышленного производства под влиянием научно-технического прогресса.

Экономистом П. Самуэльсон особо подчёркивалось данное обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей» [10, с.89].

Большое количество случаев несовершенной конкуренции может быть объяснено двумя важнейшими причинами. Во-первых, существует тенденция к снижению числа продавцов в тех отраслях, для которых характерными являются значительные экономии от масштаба и снижаются издержки. В данных условиях крупным субъектам экономики производство будет обходиться намного дешевле, и они могут реализовать собственную продукцию по более низкой цене, чем более мелкие производители, что ведет к «вытеснению» последних из данной отрасли.

Во-вторых, у рынков имеется тенденция к несовершенной конкуренции, когда присутствуют трудности для вступления новых конкурентов в данную отрасль. Так называемые «барьеры входа» в отрасль могут появляться по причине государственного регулирования экономики, которое ограничивает количество предприятий. В иных случаях может быть просто достаточно дорогим для новых конкурентов «прорыв» в данную отрасль.

Различают три основных типа несовершенной конкуренции:

- монополия – представляет собой исключительное право производства, которое принадлежит одному лицу;

- олигополия – представляет собой понятие, которое характеризует немногочисленность участников на рынке товаров и услуг;

- монополистическая конкуренция  – представляет собой относительно большое число производителей, которые предлагают похожую, но не идентичную с покупательской точки зрения продукцию.

Рассмотрим подробнее  виды несовершенной конкуренции.

 

 

Монополия и ее характеристика

 

Монополия представляет собой крупную компанию, корпорацию, которая объединяет несколько компаний и достигает благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда не рынке имеется только один продавец и большое количество покупателей. Другими словами, монополия представляет собой компанию, которая контролирует производство или сбыт определенного товара или услуги.

Также монополию можно  определить как исключительное право на ведение той или иной деятельности (к примеру, государственная монополия на эмиссию денег, внешнюю торговлю некоторыми товарами, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В некоторых случаях монопольное право не предоставляется, а появляется естественным путем или определяется экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Обычно различают следующие виды монополии: закрытая, которая защищена от конкуренции при помощи запретов и ограничений юридического плана (зачастую это государственная монополия), естественная, которая является необходимой по причине того, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов, а также открытая, при которой одна компания в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.

Виды монополий:

  • Естественная монополия представляет собой предприятия, которые объединены единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу производственных особенностей технологического характера по причине значительного сокращения издержек производства на единицу товара по мере повышения объема производства), а товары, которые производят субъекты естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, по причине чего спрос на данном товарном рынке на товары, которые производят субъекты естественных монополий, в малой степени находится в зависимости от изменения цены на данный товар в сравнении со спросом на другие виды товаров.
  • Государственная монополия представляет собой монополию, которая создается согласно законодательству, определяющему товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а вместе с тем компетенцию контролирующего органа (преимущественным образом государства с капиталистическим укладом экономики).
  • Чистая монополия – представляет собой ситуацию, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
  • Конгломерат (Концерн) (в юридической практике - группа лиц) - несколько разнородных, однако при этом финансово взаимно интегрированных субъектов (к примеру, в России ЗАО «Газметалл»).

Можно также назвать лругие виды экономических субъектов с привилегированным рыночным положением:

  • Монопсония - единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель.
  • Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм..
  • Картель - договоренность (включая и договоренность неформального типа) по вопросу единой сбытовой политики.
  • Синдикат - здесь сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (к примеру, «Единая торговая компания» на рынке каустической соды) [4, с.92].

В тех условиях, когда конкуренты монополиста искусственным образом не допускаются на рынок, монополист может без потери доходов и доли рынка искусственно сдерживать развитие производства, при этом получая доход только за счёт повышения цен, при относительно стабильном количестве продаж (по причине отсутствия конкурентов спрос получается менее эластичным, т.е. цена меньшим образом воздействует на объёмы продаж). Это ведет к неэффективности в распределения ресурсов (так называемый «мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда выпущено значительно меньше товара и по большей цене, чем потребители могли бы иметь на данном уровне развития в более конкурентной среде (рис. 1). Но при этом в свободной экономике сверх прибыли монополий привлекли бы в отрасль новых инвесторов и конкурентов, которые стремятся повторить успех монополиста.

Рис. 1. Неэффективность  распределения ресурсов в условиях монополии

На рисунке 1 жёлтым треугольником показан размер неэффективности распределения ресурсов при монополии: «мёртвый груз».

Сам перевод слова  с древнегреческого слова monopōlion = «a right of exclusive sale»  говорит об эксклюзивном праве на продажу [10, с.91]. Очевидным является то, что появление такого эксклюзивного права невозможным является без применения насилия или угрозы его применения по отношению к потенциальным конкурентам, которые желают продавать схожий продукт. За плату или роялти в мировой истории власти продавали право на монополию, либо объявляли ту или иную государственную монополию с целью максимизации поступлений в казну или приобретения выгод политического характера (например, такое наблюдалось при винной монополии).

Но при этом для существования представленной выше монополии необходимым является искусственное подавление возникающей конкуренции при помощи государства или при помощи применения другого механизма насилия, в противном случае любая неэффективность монополиста будет эксплуатироваться его конкурентами, делая монополию более слабой. Примером монополии на рынке труда могут выступать и некоторые отраслевые профсоюзы, и профсоюзы на субъектах хозяйствования, которые часто выдвигают неподъёмные для работодателя и не всегда необходимые требования работникам. Это ведет к закрытию хозяйствующих субъектов и увольнениям. Монополии данного вида тоже не обходятся без насилия, как государственного, так и индивидуального, которое выражено в закреплённых законодательным образом привилегиях профсоюзов в субъектах хозяйствования, которые делают обязанными всех работников вступать в профсоюз и уплачивать взносы. Ради выполнения собственных требований профсоюзами зачастую применяется насилие по отношению к желающим работать на условиях, которые не устраивают членов профсоюза, либо они не согласны с их требованиями финансового или политического характера [5, с.109]. 

 Монополии, которые возникли без насилия и без государственного участия обычно выступают как следствие эффективности монополиста в сравнении с существующими конкурентами либо они, естественным образом, вынужденно теряют собственное доминирующее положение. К примеру, в США U.S. Steel при своей доле 67% рынка в 1901 году была вынуждена уступить конкурентам собственные позиции, и уже к 1911 году ее доля снизилась до 50%, и в современных условиях она контролирует только 10% рынка [15, с.251].  Практикой доказано, что в некоторых случаях монополия появляется как естественная реакция потребителей на полезные свойства продукта и/или более низкую чем у конкурентов стоимость. Каждая устойчивая монополия, которая возникла без насилия (в т.ч. с государственной стороны), внедряла собственные революционные инновации, которые и дали возможность ей выигрывать конкурентную борьбу, повышая ее долю как за счёт скупки и переоборудования производств конкурентов, так и посредством повышения собственных производственных мощностей.

Олигополия

 

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος - малочисленный, и πωλέω - продаю, торгую) представляет собой тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где доминирующими является крайне малое количество компаний [3, с.93]. В качестве примеров олигополий можно представить компании, выпускающие пассажирские самолеты, такие, как: «Боинг» или «Эйрбас», выпускающие автомобили, такие, как: «Мерседес», «БМВ» и пр. Иным образом определением олигополистического рынка может выступать значение индекса Герфиндаля, которое превышает 2000. Олигополия с двумя участниками называется дуополией.

К свойствам олигополии относятся:

  • Доминирование на рынке малого числа продавцов-олигополистов.
  • Достаточно высокий уровень барьеров для вступления в отрасль.
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию.
  • Решение каждой фирмы воздействует на ситуацию на рынке, и одновременно находится в зависимости от решений других компаний: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По данной причине на олигополистическом рынке является достаточно большой возможность сговора.
  • Небольшое число товаров-заменителей продукции олигополистов.
  • Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке.
  • В качестве количественного описания данной формы, может быть использовано такое соотношение - доля четырех фирм-лидеров данной отрасли должна быть выше 40% [5, с.112].

В связи с тем, что на рынке присутствует небольшое количество компаний, продавцам необходима разработка стратегии развития для собственной компании, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. А по причине того, что компаний на рынке немного, все они внимательным образом следят за действиями конкурентов, включая их ценовую политику, с кем они сотрудничают и т.д.

Ценовая политика компании-олигополиста играет решающую роль в ее жизни. Как правило, для компании не выгодно увеличивать цены на собственные товары и услуги, потому что достаточно велика вероятность того, что иные компании не последуют за первой, и потребители при этом «перейдут» к компании-сопернику. Если же компанией понижаются цены на собственную продукцию, то для того, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также уменьшая цены на предлагаемые ими товары: идет так называемая «гонка за лидером». Следовательно, между олигополистами достаточно часто случаются известные во всем мире ценовые войны, в которых компании устанавливают на собственную продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера). Ценовые войны часто бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами-олигополистами.

Информация о работе Причины существования несовершенной конкуренции