Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:23, контрольная работа
Несовершенную конкуренцию определяют следующим образом:
рынок, на котором не происходит соблюдения хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции;
характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену [1, с.109].
Контрольный теоретический вопрос 3
Причины и история возникновения несовершенной конкуренции 3
Монополия и ее характеристика 5
Олигополия 9
Монополистическая конкуренция 13
Контрольные тестовые задания 23
Задача 25
Список литературы 27
Некоторые олигополисты действуют по принципу «не имей ста рублей, а имей сто друзей». Следовательно, компании вступают в сотрудничества с конкурентами, именуемые альянсами, слияниями, тайными сговорами, картелями.
К примеру, олигополист по авиаперевозкам, компания «Аэрофлот» в 2006 году вступила в альянс «Sky Team» с прочими мировыми авиакомпаниями, государства, относящиеся к нефтедобывающим державам, объединились в ОПЕК, которую часто признают как картель [5, с.113]. В качестве примера слияния двух компаний можно назвать объединение авиакомпаний «Air France» и «KLM». Объединившись, компании становятся более мощными на рынке, что дает возможность им повысить выпуск продукции, более свободно изменять цены на собственные товары и сделать максимальной собственную прибыль.
Большим количеством форм поведения олигополий и особенностями их взаимоотношений в отдельно взятых рыночных ситуациях предопределяется существование большого числа разнообразных моделей олигополии. Только взятые в совокупности, данные модели могут представить достоверное изображение олигополии рынка.
Условным образом принято разделять олигопольные рынки на два типа согласно тому, каким образом находятся во взаимодействии друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.
В условиях кооперированной олигополии компании согласуют взаимное поведение, при этом вступая в сговор или согласуя собственные действия каким-либо иным способом.
При некооперированной олигополии компании, стремясь к достижению максимальной суммы прибыли, действуют независимо, на собственный страх и риск. Специфика поведения олигополий на рынке предопределяется взаимозависимостью фирм-олигополистов. Предприятие-олигополист постоянно должно принимать во внимание, что избранные им цены и объем производства прямым образом находятся в зависимости от рыночного поведения его конкурентов, определяющимся избранным конкурентами решением. По данной причине олигополист:
- не может представлять кривую спроса на собственную продукцию как заданную;
- не имеет заданной кривой предельного дохода (вместе со спросом MR изменяется в зависимости от поведения самого предприятия и его конкурентов);
- не обладает четкой точкой равновесия (как это есть при совершенной конкуренции или при чистой монополии);
- не может применять равенство MR=MC с целью определения точки оптимума [6, с.102].
Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.
Существуют четыре модели ценового поведения олигополистов:
- ломанная кривая спроса;
- тайный сговор;
- лидерство в ценах;
- принцип ценообразования «издержки-плюс»[17, с.81].
Модель ломанной кривой спроса была предложена американским экономистом П. Суизи в 40-х г.г. XX в., в которой анализируется реакция олигополиста на изменение поведения их конкурента. Существует два вида реакции участников рынка на изменение цен фирмой-олигополистом. В первом случае при повышении или снижении цены фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний уровень цен. Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону.
Тайный сговор (картель), когда фирмы проиходят к соглашению между собой в отношении цен, объемов производства, продаж.
Лидерство в ценах - модель при которой олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером [14, с.158].
Ценообразование по принципу «издержки-плюс» - модель, связанная с планированием выпуска и прибыли, при которой цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек.
Модель чистой конкуренции, которую называют совершенной, использовалась неоклассической школой, экономисты которой опирались, как общеизвестно, на некоторые достаточно условные теоретические предпосылки. Выносилось предположение, в частности, что экономика представляется абсолютно гибкой и мобильной: есть подвижность ресурсов, нет малейших препятствий для перелива капитала и труда, также отсутствует какого-либо центр экономической власти, который был бы способен ограничивать свободу субъектов хозяйствования. Большинство представителей западной теории экономики понимали все условности представленных предпосылок, в связи с этим уже в 19 веке были опубликованы работы, авторами которых было принято во внимание модифицирующее воздействие монополий на рыночную структуру. Достаточно весомый вклад в развитие представлений о том, что чистая конкуренция не отражает реальность, был внесен Э. Чемберлином. Им была рассмотрена монополия и конкуренция, как предельные случаи более общей теории, которые не выступают в качестве закономерностей. Данная теория им была названа «монополистической конкуренцией».
Монополистическая конкуренция представляет собой структуру, где товары хотя и являются взаимозаменяемыми, но при этом отличаются друг от друга качественными характеристиками. Он является монополистом, но в узкой сфере деятельности [18, с.211].
Одной из небольшого количества простых радостей, которые получили обычные люди по причине мучительного перехода России к рыночной экономике, - это возможность приобретать незнакомый шоколад, разного рода сыры, жевательную резинку, различные колбасы, которые вдруг появились в магазинах и небольших торговых павильонах (ларьках) в бесконечном количестве разновидностей. Исчезновение данного быстро ставшего привычным ассортимента в первые дни после девальвации рубля в 1998 году вызвало у населения шоковое ощущение товарного голода. Не вообще отсутствие продуктов питания, а только сужение выбираемого ассортиментного перечня товаров воздействовало на появление ощущения экономической катастрофы. Люди реально были убеждены, насколько значимую роль в рыночной экономике играет большой ассортимент продуктов: на интуитивном, подсознательном уровне отсутствие такого ассортимента убеждало их, что механизмы рынка больше не существуют, а это так не может быть на нормально функционирующем рынке, что, как следует из всего, случилось нечто нехорошее. Между тем разновидность ассортимента, которая достаточно тесно переплелась с бытовым представлением о рыночной экономике, выступает зачастую как плод деятельности небольших и малозаметных предприятий, которые существуют в условиях монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции, характеризуется относительно большим количеством производителей, которые предлагают схожую, но не аналогичную (с точки зрения ппотребителей) продукцию.
Монополистическая конкуренция в отличие от чистой конкуренции предполагает, что каждое предприятие реализует особый вид товара, который отличен качеством, оформлением, престижностью, из-за всего этого у потребителя складываются так называемые «неценовые предпочтения». Нужно только вспомнить, как мы сами по предпочтениям эстетического плана приобретаем итальянские спагетти, по политическим – «Российскую газету», по физиологическим - кофе «Нескафе». При монополистической конкуренции предприятие выпускает не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию что делает его своего рода «монополистом» собственной марки продукции (к примеру, у шоколад «Сникерс» есть другие вкусовые свойства, чем у обычного молочного шоколада, а у зубной пасты «Колгейт» есть отличия от пасты «Фтородент» и по запаху, и по составу, и по репутации). В результате некоторые потребители готовы уплатить большую цену за шоколад «Сникерс» или зубную пасту «Колгейт», при этом считая, что данные продукты немного лучше, чем их так называемые «собратья».
Монополистическая конкуренция – это скорее сочетание совершенной конкуренции и монополии.
Поскольку производителей очень много, каждый оказывает ничтожное влияние на общие условия реализации данной группы товаров. Поэтому в отличие от олигополии каждый производитель может не принимать во внимание ответную реакцию своих конкурентов на то или иное свое действие. Этой реакции, видимо, не будет, так как воздействие данного производителя на всех остальных крайне незначительно [13, с.71].
Модель монополистической конкуренции предполагает, что отсутствуют ограничения на переход производителей из других сфер деятельности в данную и наоборот. Это означает, что в состоянии рыночного равновесия в длительном периоде производители должны получать нулевую «экономическую» прибыль. Если бы прибыль была положительной, то это привело бы к переходу производителей из других отраслей в данную отрасль, к увеличению предложения данной группы взаимозаменяемых товаров, к понижению цен и к исчезновению прибыли [15, с.257].
Рынок монополистической конкуренции характеризуется следующими основными чертами:
1. На рынке функционирует
множество небольших
2. Предприятия имеют
незначительную долю
3. Предприятия имеют
ограниченный контроль над
4. Основная форма конкуренции в условиях монополистической конкуренции - неценовая, осуществляемая посредством дифференциации продукции.
Можно отметить, что различия
между монополистической и
Из данного количества предприятий на рынке вытекает некоторое количество важнейших признаков монополистической конкуренции. Во-первых, у каждого предприятия есть относительно небольшая доля всего рынка, в связи с этим оно имеет достаточно ограниченный контроль над ценой рынка. Помимо этого, присутствие достаточно большого количества предприятий к тому же является гарантией, что тайный сговор, согласованные действия предприятий для ограничения объема выпуска продукции и искусственного завышения цен, практически невозможны. И, наконец, при большом количестве предприятий в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждым предприятием устанавливается собственная политика, не учитывая при этом возможной реакции со стороны конкурирующих с ним предприятий. В конце концов, рост продаж на 10-15%, который предприятие Х может производить посредством снижения цены, распространится достаточно слабым образом на его 20, 40 или 60 конкурентов, что воздействие на их продажи будет почти не заметно. Реакцию конкурентов можно не принимать во внимание, потому что воздействие действий одного предприятия на каждого из его многочисленных соперников настолько малой степени, что у данных конкурентов не будет присутствовать причина реагирования на действия предприятия.
Делая итоговые выводы, можно сделать заключение того, что главными чертами монополистической конкуренции выступают широта ассортимента, относительно большое количество товаропроизводителей, которые предлагают похожую, но не аналогичную продукцию, предприятия вступают в своеобразное соперничество не столько посредством цен, сколько посредством всемерной дифференциации продукции и неограниченного проникновения новых конкурентов на рынок.
Дифференциация продукции ведет к тому, что единый рынок может распасться на отдельно взятые, сравнительно самостоятельные части, которые называются сегментами рынка.
Выделяют следующие формы дифференциации продукции:
1) дифференциация по качественным параметрам. Потребительские свойства любых продуктов весьма разнообразны. Так, например, основные свойства ноутбука: портативность, производительность, эргономичность, объем памяти, продолжительность автономной работы и т. д. При этом часто выигрыш в некотором свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом. В нашем примере уменьшение размеров и веса ноутбука ведет, как правило, к снижению его производительности, памяти, продолжительности его автономной работы, и, наоборот. Поэтому выбор приоритетов в основных потребительских качествах дает возможность расширять ассортимент продуктов, которые становятся по-своему уникальны.
Продукты также могут иметь разные дополнительные потребительские свойства, которые влияют на легкость или удобство его использования, например, разные упаковки, расфасовки и т.д.
2) дифференциация по местоположению продукта. Для покупателей товары, продаваемые в магазинах, находящихся в разных районах города, будут различными товарами.
3) дифференциация, связанная со стимулированием сбыта, в том числе:
- использование торговых марок и знаков, которое создает иногда мнимые качественные различия между товарами. Так, определенный процент потребителей на тестовых испытаниях не может отличить «свою» марку от других, хотя в обычной жизни покупает только ее.
- различия в сервисе. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (подготовка технически сложного товара к продаже, помощь в выборе нужного продукта); сервис в момент покупки (проверка, доставка, монтаж) и послепродажное обслуживание (гарантийный и послегарантийный ремонт, усовершенствование и т. д.). Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме. В результате, на базе одного продукта появляется множество товаров, отличающихся по своим сервисным характеристикам.
- форма рекламы продуктов [8, с.191].
Информация о работе Причины существования несовершенной конкуренции