Причины существования несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:23, контрольная работа

Краткое описание

Несовершенную конкуренцию определяют следующим образом:
рынок, на котором не происходит соблюдения хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции;
характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену [1, с.109].

Оглавление

Контрольный теоретический вопрос 3
Причины и история возникновения несовершенной конкуренции 3
Монополия и ее характеристика 5
Олигополия 9
Монополистическая конкуренция 13
Контрольные тестовые задания 23
Задача 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Причины существования несовершенной конкуренции И174593.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Можно в заключении всего выше изложенного отметить то, что ситуация, когда предприятия, которые действуют в условиях монополистической конкуренции, могут получать нормальную прибыль в долговременном периоде времени, это далеко не всегда может являться выгодной для общества. Вместе с тем можно сделать предположение, что данная прибыль не достаточным образом устраивает и производителя, который действует в условиях монополистической конкуренции, который за собственные усилия получает только нормальную сумму прибыли. Следовательно, все вправе ожидать, что товаропроизводители в условиях монополистической конкуренции могут предпринимать шаги для того, чтобы сделать лучше положение равновесия в долговременном периоде. Однако как всего этого достигнуть? Сам ответ состоит в дифференциации продукта. У каждого предприятия имеется продукт, который в современных условиях отличен в какой-то более или менее заметной степени от продуктов его конкурентов. В любом продукте есть собственные резервы для его дальнейшего изменения и развития. Помимо этого, может быть сделан особого рода упор не только на реальные различия продукта, но также и на формирование возможных различий при помощи средств рекламы и других средств стимулирования сбыта. Другими словами, получающее прибыль предприятие не собирается быть на месте и наблюдать за тем, как конкурентами делаются посягательства на его прибыли, при этом дублируя или делая копии его продукта, подражая его средствам рекламы и соревнуясь с его услугами потребителям. Предприятие, скорее всего, сделает попытку сохранить собственные прибыли и не дать возможность своим конкурентам догнать себя, благодаря в дальнейшем улучшению своих товаров, посредством повышения объема и совершенствования качества рекламы. Следовательно, предприятие могло бы помешать реализации на практике долговременной тенденции. Но при этом стоит заметить, что совершенствование продукта предприятия и реклама его будут повышать затраты. Однако можно также ожидать, что эти затраты сделают выше и спрос на его продукцию. В том случае, если спрос повысится на больший размер, чем является необходимым для того, чтобы возместить затраты по совершенствованию продукта и на стимулирование сбыта, то при этом предприятие сделает лучше свое положение с прибылью. Предприятие может иметь небольшую сумму прибыли или вообще не иметь никаких перспектив роста последней посредством уменьшения цены. Тогда что мешает предприятию заниматься неценовой конкуренцией, и оно начинает это.

Вероятность того, что  достаточно легкое вступление в отрасли  с монополистической конкуренцией будет способствовать разнообразию выпускаемой продукции и совершенствованию продукта, выступает, возможно, как искупающая черта монополистической конкуренции, которая может полностью или частичным образом компенсировать «затраты», которые связаны с данной рыночной структурой. Здесь действительно есть два достаточно ясных обстоятельства: 1) дифференциация продукта в какой-либо данный промежуток времени и 2) совершенствование продукта с течением времени.

1. Дифференциация. Дифференциация  продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого данного продукта. По сравнению с ситуацией при чистой конкуренции это для потребителя определенно означает ощутимые преимущества. Диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются производителями более полно. Но скептики предупреждают о том, что дифференциация продукта не является чистым благом. Быстрое увеличение ассортимента продуктов определенных типов может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным и покупки будут отнимать много времени. Разнообразие выбора может добавить остроты в жизнь потребителя, но только до определенного момента. Женщина, которая ходит по магазинам, чтобы купить губную помаду, может быть сбита с толку огромной массой однотипной продукции, из которой она может выбрать то, что ей надо. Только фирма «Ревлон» предлагает 157 тонов губной помады, из которых 41 является «розовым»! Некоторые наблюдатели боятся также того, что потребитель, столкнувшись с несметным числом похожих товаров, может начать судить об их качестве лишь по цене, то есть потребитель может неразумно предположить, что цена обязательно служит показателем качества продукта.

2. Совершенствование.  Конкуренция продуктов является  важным средством реализации технических нововведений и улучшения продукта с течением времени. Такое совершенствование продукта может быть нарастающим в двух различных смыслах. Во-первых, удачное улучшение продукта одной фирмой обязывает конкурентов подражать или, если они могут это сделать, превзойти временное рыночное преимущество этой фирмы, в противном случае им не избежать убытков. Во-вторых, прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений. Однако опять имеются значительные критические замечания относительно изменений продукта, которые могут произойти в условиях монополистической конкуренции. Критики указывают на то, что многие изменения продукта в большей степени являются кажущимися, чем действительными. Они представляют собой незначительные внешние изменения в продукте, которые не увеличивают его долговечности, эффективности или полезности. Более экзотическая тара, яркая упаковка или «наведение блеска» составляют зачастую главные направления изменений продукта. Доказывается также, что особенно в случае с потребительскими товарами длительного пользования и товарами с ограниченным сроком пользования изменение может происходить по принципу «запланированного морального износа», когда фирмы улучшают свой продукт ровно в той степени, которая необходима для того, чтобы заставить среднего покупателя почувствовать неудовлетворенность прошлогодней моделью [18, с.217].

Вывод: дифференциация продукта несет для потребителя весомые преимущества: диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются производителями более полно. Но дифференциация не является чистым благом, так как быстрое увеличение ассортимента продуктов может привести к тому, что потребитель начнет путаться, выбор станет трудным, и покупки будут отнимать много времени. Такая же ситуация и с совершенствованием продуктов. Совершенствование является средством реализации технических нововведений и улучшения продукта с течением времени, но многие изменения продукта представляют собой незначительные внешние изменения, которые не увеличивают их эффективности и полезности.

Основные функции рекламы:

а) Информация потребителей о свойствах товаров. Реклама помогает потребителю выбрать именно тот продукт, который в наибольшей степени удовлетворит его потребности.

б) Формирование новых  потребностей.

в) создание мнимых качественных различий в товарах.

5. Барьеры для вступления  на рынок связаны с дифференциацией продукта, необходимостью разработки своего товара и его рекламой. Дифференциация продукта не только способ конкуренции, но и форма защиты от конкурентов, так как достаточно сложно повторить уникальные свойства товар, например, тонкий вкус знаменитого ликера или удачную рекламную кампанию.

При этом эти барьеры  незначительные. Для того чтобы выйти  на рынок, например, открыть парикмахерскую или автомастерскую, не нужны большие финансовые средства. Нет проблем и при уходе с рынка – ликвидность таких предприятий достаточно высока, то есть всегда найдутся покупатели, готовые купить небольшое дело.

 

Контрольные тестовые задания

 

/отметьте правильный вариант  (варианты) ответа следующим образом:          /


2. Деньги выполняют функцию средства обращения. Это обозначает что:

а) эта функция возникает при разрыве во времени получения товара и платежа за него;


б) в деньгах ведется учет затрат на производство товара;


в) деньги являются посредником при обмене товаров;


г) эта функция связана с накоплением денег.


 

Обоснование ответа:

Деньги остаются постоянно  в обмене и непрерывно его обслуживают  что создает условия для товаропроизводителя  преодолеть индивидуальные, временные  и пространственные границы, которые  характерны при прямом обмене товара на товар. Это значит, что деньги способствуют развитию товарного обмена.

 

3. Экономические издержки:


а) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;


б) включают в себя явные издержки, но не включают неявные;


в) включают в себя неявные издержки, но не включают явные;


г) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки;


д) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли.

Обоснование ответа:

С предпринимательской точки зрения, экономические издержки представляют собой выплаты, которые предприятием осуществляются поставщику ресурсов с целью отвлечения данных ресурсов от использования в производствах альтернативных. Данные выплаты, которые предприятие несет из собственного кармана, могут быть внешними и внутренними. В данной связи речь идет о внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных) издержках. Внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, которые не принадлежат к владельцам данного предприятия. К примеру, заработная плата наемным работникам, оплата за сырье, энергию, материалы и комплектующие, которые предоставляются сторонними поставщиками, и т. д. Предприятие может использовать определенные ресурсы, которые принадлежат ему самому. Здесь как раз нужно говорить о внутренних издержках. Внутренние издержки представляют собой издержки на собственный ресурс, который самостоятельно используется. Внутренние издержки равняются денежным платежам, которые могли бы быть получены предпринимателем за собственные ресурсы при наилучшем из всех альтернативных вариантов их использования. Здесь речь идет о некоторых доходах, от которых предприниматель вынужден отказаться, организуя собственное дело. Предприниматель не получает данные доходы, так как не реализует принадлежащие ему ресурсы, а использует их для собственных нужд. Создавая собственный бизнес, предприниматель вынужден отказаться от некоторых видов доходов. К примеру, от заработной платы, которую он мог бы получить в случае работы по найму, если бы не работал на собственной фирме. Или от процента на принадлежащий ему капитал, который он мог бы получать в банковской сфере, если бы не вкладывал данные средства в собственное дело. В качестве неотъемлемого элемента внутренних издержек предпринимателя выступает его нормальная прибыль. Нормальная прибыль представляет собой минимальный объем дохода, который существует в этой отрасли, в настоящее время и который может удержать предпринимателя в рамках ведения его бизнеса. Нормальную прибыль можно представить как плату за такой фактор производства, как предпринимательская способность [].

 

 

Задача

 

4. В таблице приведены данные о количестве занятых L  и ставке заработной платы W  для отдельной фирмы, а также объем предложения труда для 100 таких же фирм.

 

Для отдельной фирмы

Для 100 фирм

Кол-во единиц труда

Q

Ставки з/п

W

Объем спроса на труд

Ld = Q * W*100

Объем предложения труда

Ls

1

15

15

850

2

14

28

800

3

13

39

750

4

12

48

700

5

11

55

650

6

10

60

600

7

9

63

550

8

8

64

500


 

а) Определите объем общего рыночного спроса Ld.

б) Определите равновесную ставку з/п, общее число нанятых рабочих.

в) Как изменилось общее число нанятых рабочих, если установлен минимальный размер оплаты труда на уровне 12 $.

Решение:

а) Для определения  общего объема рыночного спроса необходимо умножить количество единиц труда на ставку заработной платы, а затем суммировать полученное:

Ld= 1*15=15                                                                        5*11=55

       2*14=28                                                                         6*10=60

       3*13=39                                                                         7*9=63

       4*12=48                                                                         8*8=64

Сумма 372.

б) Рассчитаем число нанятых  для отдельной фирмы:

1+2+3+4+5+6+7+8 = 36.

Равновесная ставка заработной платы равна Ld

Общее число объема спроса равно 372, следовательно, равновесная ставка заработной платы:

372/36=10,33 долл.

Если установлен минимальный размер оплаты труда на уровне 12 долл., общее число нанятых составит:

Информация о работе Причины существования несовершенной конкуренции