Несовершенная конкуренция и рыночная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция - это один из важнейших признаков рыночного хозяйства, определяющий его сущность.
Понятие “конкуренция” происходит от латинского concurrere -сталкиваться. Оно означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Из определения конкуренции выделяется главное условие её существования - наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства возможно наличие нескольких конкурирующих субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия продажи товара, т.е. применять главные орудия конкуренции.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
1.1. Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике 5
1.2. Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции 7
1.3. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы 12
Глава 2. Рыночная власть.
2.1.Проявление рыночной власти на различных структурах рынка 18
2.2. Оценка рыночной власти 20
2.3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике 25
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

несовершенная конкуренция и рыночная власть.docx

— 104.70 Кб (Скачать)

 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Магнитогорский  государственный университет»

Кафедра экономики  и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории на тему:

 

 

Несовершенная конкуренция и рыночная власть

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  26  гр.

2 курса   факультета Экономики и Управления

Штырова. А. А.

Руководитель: Кузнецова. М. В.

Кан. Фил. Наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2011

 

      

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

Введение                                                                                                            3

 

Глава 1. Несовершенная конкуренция, её сущность и значение

 

1.1. Понятие несовершенной конкуренции,  и её роль в экономике            5

1.2. Виды рыночных структур в  условиях несовершенной конкуренции   7

                                                                                                                                                                                  

1.3. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы                                                                                                 12

 

 

Глава 2. Рыночная власть.

2.1.Проявление рыночной власти на различных структурах рынка          18

2.2. Оценка рыночной власти                                                                         20

2.3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике       25

 

 

Заключение                                                                                                      30

 

Список используемой литературы                                                                31

 

Приложение 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конкуренция - это один из важнейших  признаков рыночного хозяйства, определяющий его сущность.

Понятие “конкуренция” происходит от латинского concurrere -сталкиваться. Оно  означает соперничество между отдельными  субъектами рыночного хозяйства  за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.

 Из определения конкуренции   выделяется главное условие её существования - наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства возможно наличие нескольких конкурирующих субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия продажи товара, т.е. применять главные орудия конкуренции.

Конкурентная борьба за экономическое  процветание и выживание – это экономический закон рыночного хозяйства.

При рассмотрении структурной организации  рынка определяющее значение имеет  количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего  эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это-то количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между которыми определяют взаимодействие спроса и предложения

Происходит  борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свою продукцию подороже , но конкуренция вынуждает их снижать цены, чтобы привлечь покупателей. В этих целях на рынке  применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким ценам.

В конкуренции  среди покупателей  побеждает  тот, кто готов приобрести товар  по самой высокой цене (такое часто  бывает в условиях дефицита товара).

В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен  и имеет возможность навязать выгодную для себя цену.

      Различают  разные виды конкуренции:

- конкуренция  определенного товара;

- видовая  конкуренция (по цене и качеству);

-  ценовая  и неценовая конкуренция;

- совершенная  и несовершенная конкуренция  и др.

В экономике  наибольшую роль играет деление конкуренции  на совершенную и несовершенную (монополистическую).

Поддержание конкурентной среды во всех странах  в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования  экономики. Поэтому, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений  является в настоящий момент важнейшей  задачей экономических исследований.

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение категории «конкуренция»;

Задачей рассмотрение видов конкуренции;

Объектом  исследования является рыночная власть;

Предметом исследования выступает проявление рыночной власти на различных структурах рынка.

 

 

 

Глава I Несовершенная конкуренция её сущность и значение

    1. Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике

Конкуренция принуждает производителей учитывать  интересы потребителя, а значит, и  интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция  представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика  решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить? [1, c.211]

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями. Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов,  это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок, и выход с него обычно не связаны с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и одновременно взаимозаменяемыми.                   

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. [6, с.25]

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.

По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):

1. совершенная (чистая) конкуренция

              2. монополистическая конкуренция


  3. олигополия

     4. монополия

На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям. [5, с.121]

Различают конкуренцию:

  1. функциональную (это конкуренция определенного товара);

Функциональная  конкуренция возникает вследствие того, что любую потребность можно  удовлетворить разнообразными способами. Например, для занятий спортом  или интеллектуальных игр - это шахматы, шашки, нарды, карты и т.д.; для  туризма - лодки, велосипеды, машины и  пр.

  1. видовую (по цене и качеству);

Видовая конкуренция  возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и  той же цели, но имеющих различия по каким-то важным характеристикам. Например, магнитофоны с различным уровнем выходной мощности.

  1. межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

Межфирменная  конкуренция — борьба между предприятиями  одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями, производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и  межфирменным товарам-конкурентам. Примером могут служить предприятия швейной  промышленности, производящие одежду, а также ателье по пошиву одежды.

  1. внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая  конкуренция, один из видов капиталистической  конкуренции, специфическая форма  антагонистического соперничества  и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в  одной и той же отрасли хозяйства.[5, с.125]

    1. Характеристика рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции

Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

-количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;

-характер производимой продукции ( стандартная или дифференцированная);

-наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;

-степень доступности экономической информации.

При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.[7, с.267]

          Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. Выделяют несколько видов рыночных структур:

    1. Монополия.

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Понятие «монополия»  имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в  определенной отрасли; во-вторых, положение  фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над  рынком, прежде всего над ценой.

Цель монополии - получение сверхприбыли посредством  контроля над ценой и объемом  производства на монополизированном рынке.

Основные  черты чистой монополии:

1. единственный  продавец - производитель;

2. товарная  дифференциация отсутствует, отсутствие  товаров-заменителей;

3. продавец  осуществляет практически полный  контроль над ценами;

4. очень трудные  условия вхождения в отрасль  новых предприятий. По сути  дела, вход оказывается заблокированным  условиями.

Различают несколько типов монополий:

1. естественная  монополия. Ею обладают частные  собственники и хозяйственные  организации, имеющие в своем  составе редкие и свободно  не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные  участки и т.д.)

2. искусственные  монополии. Под этим условным  названием понимают объединения,  создаваемые ради получения монополистической  выгоды. Искусственные монополии  выступают в виде различных  монополистических отношений.

3. Случайная монополия - это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, т.е. поиск рыночной ниши.

          Говоря о чистой монополии, можно выделить, что отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие отрасль и фирма совпадают.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и рыночная власть