Несовершенная конкуренция и рыночная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция - это один из важнейших признаков рыночного хозяйства, определяющий его сущность.
Понятие “конкуренция” происходит от латинского concurrere -сталкиваться. Оно означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Из определения конкуренции выделяется главное условие её существования - наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства возможно наличие нескольких конкурирующих субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия продажи товара, т.е. применять главные орудия конкуренции.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
1.1. Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике 5
1.2. Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции 7
1.3. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы 12
Глава 2. Рыночная власть.
2.1.Проявление рыночной власти на различных структурах рынка 18
2.2. Оценка рыночной власти 20
2.3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике 25
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

несовершенная конкуренция и рыночная власть.docx

— 104.70 Кб (Скачать)

В основном патент предоставляет реальные выгоды в течение семи лет, что позволяет за это время получить немалую прибыль его владельцу. Но с другой стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо патентованное открытие непосредственно конкурентами, заставляет их на форсированную разработку каких-то новых технических приемов, технологий.

Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от создания новых товаров.

Путь от изобретения до коммерческого использования требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент не внедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или иных товаров не патентуются с тем, чтобы по истечении определенного срока не обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем крупных штрафов, достигающих 10 млн. долларов. Патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров.

Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок. Подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.[5, с.17]

В целом конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы.

К положительным  чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое  качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. это  обеспечивает эффективность конкурентных рынков.

К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных  приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические  нарушения и др.

Таким образом, конкуренция- это двигатель экономического прогресса. Но конкуренцию нельзя идеализировать. Конкурентные отношения всегда связаны с необходимостью постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы появляются не только победители - компании, приумножающие свое богатство, но и побежденные.

 История  показала, что конкуренция в чистом  виде, в своей совершенной форме  невозможна. Поэтому государство  вынуждено вмешиваться в экономику,  придавая конкуренции “ несовершенные”, искусственные черты.

 

 

 

Глава II. Рыночная власть

2.1. Проявление рыночной власти на различных структурах рынка

Каждая  из рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится  в обратной зависимости от степени  развития отношений конкуренции  на рынке. Рыночная власть-способность  производителя или потребителя  оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличии или отсутствие  у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска.

Главные источники рыночной власти. Рыночная власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:

-доли  данной фирмы в общеотраслевом  предложении. Чем больше доля  данной фирмы в рыночном предложении  тем больше у нее возможности,  меняя собственное предложение,  повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на  рыночную цену;

-степени  ценовой эластичности спроса  на продукцию фирмы. Чем менее  эластичным является спрос, тем  меньше фирма опасается отрицательной  реакции со стороны потребителей  своей продукции, тем больше  у нее возможности для ценового  маневра, тем выше её рыночная власть.

-наличия  у данного товара заменителей,  так как чем больше у товара  заменителей, тем выше степень  эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет  ограничивать рыночную власть  данной фирмы.

-особенности  взаимодействия фирм функционирующих  в отрасли, которые могут послужить  причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

Специфические условия функционирования фирм при  совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.

Рыночная  власть отдельного производителя в  отрасли заключается в возможности  влиять на рыночную цену товара (). Можно предположить, что некоторая фирма обладает рыночной властью (является монополией) и может воздействовать на отраслевую цену. Оказывается эта фирма не сможет произвольно устанавливать цену . Как известно, цена устанавливается в результате взаимодействия рыночных спроса и предложения. Сокращая или расширяя свое индивидуальное предложение, обладающая рыночной властью фирма может повлиять на отраслевое предложение, но не на отраслевой спрос. Рыночный спрос будет определяться действием закона спроса и функционально не зависит от поведения фирмы, даже обладающей рыночной властью. Таким образом, возможности воздействия на отраслевую цену у отдельной фирмы будут ограничены спросом на рынке. Фирма, обладающая рыночной властью, ограничена в выборе цены на свою продукцию и следующим обстоятельством. Стремясь к максимизации прибыли, фирма вынуждена выбирать подходящий  для каждого уровня цены объем производства , ища сочетание «цена-объем выпуска»,обеспечивающее ей максимизацию прибыли.[15, с.184]

2.2 Оценка рыночной власти.

Эластичность  спроса является важным фактором, ограничивающим рыночною власть фирмы на рынке. Если иметь дело с рыночной монополией, эластичность спроса  становится единственным рыночным фактором , сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.

Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо рыночная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

Для анализа  рыночного поведения фирмы-монополиста вернемся к графику установления оптимального объема производства фирмой, действующей в условиях несовершенной конкуренции, и посмотрим, какие черты он приобретает на монополизированном рынке.

Рис.1 Оптимальный объем производства фирмы

Фирма-отрасль. Первой особенностью этого хорошо знакомого нам графика применительно к монополии является то, что в данном случае он справедлив не только для отдельной фирмы, но и для всей отрасли. В самом деле, монополист является фирмой-отраслью, кроме него соответствующую продукцию никто не производит. Поэтому рис. 1 одновременно отражает и процесс выбора оптимального объема производства монополистом, и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли.

Объем производства установится на уровне Q^, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (МС = MR). А проекция той же точки на кривую спроса (точка 0^) задаст и равновесную цену Р^. Сама же точка 0^ не только отражает ценовой и количественный оптимум для фирмы, но становится и точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.[15, с. 289]

Олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом. Предполагается, что олигополия с характерными для нее барьерами для вступления в отрасль других фирм приводит к ограничению выпуска раньше, чем достигаются наименьшие издержки на единицу продукции и соответствующая рыночная цена. Это приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм. Поэтому олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия по той простой причине, что чистая монополия в различных странах подвергается более жесткому государственному регулированию в целях уменьшения злоупотребления рыночной властью. Обычно фирма-олигополист имеет своеобразную кривую средних переменных издержек (рис. 2). При такой кривой A VC выпуск товара с величины q1 до q2 может производиться при одном и том же уровне переменных издержек. На этом интервале предельные издержки также не меняются и равны средним переменным.[15, с. 300]

 

Рис.2 Кривая AVC и MC в условиях олигополии краткосрочном периоде  

Монополистическая конкуренция имеет общие черты  с совершенной (чистой) конкуренцией: обе рыночные структуры характеризуются  большим количеством фирм, свободным  входом и выходом из отрасли и  рядом других отличий от чистой конкуренции. Главное в том, что на рынке несовершенной конкуренции фирмы имеют возможность влиять на цену. Далее, в отличие от совершенной конкуренции монополистическая конкурентная структура имеет дело с дифференцированными продуктами. Отсюда возникает монополистический элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, она имеет определенную власть над ценой. Кривая спроса таких фирм наклонена вниз.

В то же время  присутствие на рынке близких  по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены. При наличии на рынке сходных  продуктов потребители весьма чувствительны  к их цене. Если фирма получает монопольную экономическую прибыль (на рис. 1-10,а это заштрихованный прямоугольник), то в отрасль начинается эксплуатация капитала. Появление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться на bc{ большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переместиться влево (кривая D2). Наконец, наступит такой момент, изображенный на рис. 1-10,6, когда экономическая прибыль фирмы станет равной нулю, и вход новых фирм прекратится. Следовательно, в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступает тогда, когда цена продаваемого товара (т. с. величина среднего дохода) сравняется с величиной средних суммарных издержек (точка В, где кривая D2 касается криво) Л ТО.[14, с.299]

 

 

Рис.3 Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде

          Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более  эластичен спрос , тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

В других случаях, когда рыночная власть делится между  двумя, тремя или большим количеством  фирм, она зависит от следующих  факторов.

  1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичным будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.
  2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован.
  3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции , снижать фены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов , цены могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек).Рыночная власть и соответственно доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы , поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор , раздел рынка.[11, с. 433]

Существуют  и другие причины, способствующие усилению рыночной власти отдельных фирм. Среди них не малую роль играет установление препятствий для вхождения отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности , лицензионные и патентные барьеры , таможенные ограничения и прямые запреты на импорт , высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и д.р. Важнейшим барьером для притока новых фирм является существующая процедура лицензирования их деятельности. Несмотря на то, что с февраля 2002 года в России сокращено количество лицензируемых видов деятельности, то для оставшихся видов эти барьеры были повышены. Например, в 2003 году были ужесточены требования к размеру собственного капитала профессиональных участников российского фондового рынка. Минимальный размер собственного капитала брокерских фирм, необходимый для получения лицензии, был увеличен в несколько раз.[14, с.112]

Информация о работе Несовершенная конкуренция и рыночная власть