Рыночная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть содержание и формы рыночной конкуренции.
Для достижения поставленной цели в работе определен ряд задач:
- дать понятие конкуренции;
- показать основные типы рыночных структур;
- определить механизм функционирования совершенной конкуренции;
- рассмотреть типы несовершенной конкуренции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…………………....3
1. Теоретические аспекты содержание и значение рыночной конкуренции…...........5
1.1 Содержание рыночной конкуренции, ее виды ………………….…………………5
1.2. Функции рыночной конкуренции………………………………………….………9
1.3. Формы рыночной конкуренции…………………………………….……………..10
2. Механизм функционирования совершенной и несовершенной конкуренции..12
2.1 Анализ механизма функционирования совершенной конкуренции……. ………12
2.2. Анализ механизма функционирования несовершенной конкуренции ………....19
2.3. Монополистическая конкуренция…………………………………...……..……..20
3. Мероприятия по совершенствованию рыночной конкуренции …………….…….26
3.1. Проблемы рыночной конкуренции………………………………………….……26
3.2. Пути решения проблемы рыночной конкуренции ………………………..……29
Заключение. ……………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Рыночная конкуренция.doc

— 371.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  данной работы определяется тем, что  на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.

Цель работы: рассмотреть содержание и формы рыночной конкуренции.

Для достижения поставленной цели в работе определен  ряд задач:

- дать понятие  конкуренции;

- показать основные  типы рыночных структур;

- определить  механизм функционирования совершенной  конкуренции;

- рассмотреть  типы несовершенной конкуренции.

      Предметом исследования в курсовой работе является содержание и формы рыночной конкуренции.

              Объект исследования: формы рыночной конкуренции.

       Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания.

      Практическая значимость исследования состоит в создании модели и метода ограниченного прогнозирования многосубъектовой конкуренции на платформе информационных технологий. Существенную теоретическую и методологическую роль научной задачи сыграли материалы периодической печати, в том числе размещенные в сети Интернет, отражающие влияние информации, новых информационных технологий на состояние и процесс обеспечения национальной (информационной.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РЫНОЧНЙ КОНКУРЕНЦИИ

1. Содержание конкуренции, ее виды

 

Конкуренция служат одним из важнейших  способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

К положительные стороны конкуренции относиться:

  1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  8. конкуренция вводит новые формы управления.

 К отрицательные стороны конкуренции относиться:

  1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  2. многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

  1. при его производстве:
  1. производительность труда;
  1. уровень налогообложения;
  2. внедрение научно-технических разработок;
  3. размеры прибыли предприятия;
  4. величина оплаты труда.

б) при его потреблении:

  1. продажная цена товара;
  2. качество;
  3. новизна;
  4. послепродажное обслуживание;
  5. уровень предпродажной подготовки.

Говоря о конкуренции  необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:

  1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
  6. продажа личного товара по цене конкурента
  7. снижение цены потребления товара
  8. незаконные методы:
  9. антиреклама товаров конкурентов;
  10. производство товаров имитаторов (подделка).

Рыночные отношения  оказывают через спрос и предложение  постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается  ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

 Рассматриваются типа рынка прежде всего в соответствии с основными параметрами — численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.

Необходимо всегда учитывать как структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).

Идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многообразие реальной .экономической  жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже.

Типы рынков и их основные характеристики

Тип рынка

Количество субъектов  рынка

Однородность продукции

Заменяемость товаров

Взаимозаменяемость субъектов рынка

Вход-выход на рынок

Доли субъектов на рынке

продавцов

покупателей

Совершенная конкуренция

Много

Много

Однородная

Полная

Нет

Свободный

Равные и небольшие

Монополистическая конкуренция

Ограниченное

Много

Дифференцированная

Высокая степень

Незначительная

Ограниченный

Доминирующее предприятие  и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке

Олигополия

Несколько

Много

Однородная либо дифференцированная

Высокая степень

Значительная

Ограниченный

Крупные, примерно равные

Монополия

Один

Много

Однородная

Нет

Нет

Блокирован

100%

Мтнопсония

Много

Один

Незначительно дифференцированная либо однородная

Незначительная

Нет

Блокирован

100%


 

Необходимо отметить, что возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

Рассматривая конкуренцию необходимо отметить антимонопольную политику государства направленную на демонополизацию рынка. Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Законодательство  о пресечении недобросовестной конкуренции - нормативно-правовые акты, регламентирующие конкуренцию в международной торговле и охватывающие антитрестовское законодательство и законодательство, направленное на охрану против недобросовестной конкуренции. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции регулирует отношения, возникающие и по поводу объектов промышленной собственности, договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.

 

 

 

1.2. Функции конкуренции

 

Понятие конкуренции  настолько многозначно, что оно  не охватывается каким-либо универсальным  определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Рассмотрев сущность конкуренции, можно перейти к характеристике её роли на рынке.

Во-первых, конкуренция  способствует установлению равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов” (“Экономикс”).

Во-вторых, конкуренция  поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

В-третьих, конкуренция  стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

Конкуренция выполняет  в рыночной экономике следующие  функции:

Функция регулирования.

Для того чтобы устоять  в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Информация о работе Рыночная конкуренция