Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:40, реферат
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать олигоплию;
- рассмотреть чистую монополию;
- изучить монополистическую конкуренцию .
Введение
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Чистая монополия и совершенная конкуренция это два крайних случая рыночной структуры которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных товаров (борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка). Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Олигополия — это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Понимание теории монополистической конкуренции и олигополии особенно актуально в отечественной экономике.
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать олигоплию;
- рассмотреть чистую монополию;
- изучить монополистическую конкуренцию .
Чистая монополия (от греч. «моно» — один, «полио» — продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. (2,123с)
Существование монополии
связано с наличием четырех основных
условий. Одному продавцу противостоит
большое количество покупателей. Отсутствие
совершенных заменителей
если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;
если можно сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;
если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.
Цены могут различаться
в зависимости от качества товара
или услуги; объема потребления (скидки
оптовым покупателям); дохода покупателя,
если он известен продавцу; времени покупки
(дневное или ночное время, будни или выходные,
разгар или конец сезона и т.д.). Таким образом,
на один и тот же товар существует множество
цен, причем различия цен никак не связаны
с различием издержек. На первый взгляд,
фирма, практикующая ценовую дискриминацию,
кажется нетипичной. Однако в реальной
жизни элементы такого поведения встречаются
на каждом шагу. Это билеты в кинотеатр
на дневные и вечерние сеансы, плата за
электричество для фирм и домохозяйств,
билеты в музей для взрослых, детей, студентов,
военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные
и групповые авиабилеты и т. д. Во всех
этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию,
присваивают себе часть потребительского
излишка. Показатели монопольной власти.
Индекс Лернера: IL = (Pm - MC) / Pm = 1 / E
где IL — лернеровский
индекс монопольной власти; Pm —
монопольная цена; МС — предельные
издержки; Е — эластичность спроса
на продукцию. В условиях совершенной
конкуренции MC = P, следовательно, IL = 0. Если
IL представляет собой положительную величину
(> 0), то фирма обладает монопольной властью.
Чем выше этот показатель, тем больше монопольная
власть. Подсчитать такой показатель,
однако, непросто в связи с трудностью
расчета реальных предельных издержек.
Поэтому на практике предельные издержки
заменяют средними. В этом случае исходная
формула может быть записана: IL = (P - AC) /
P .
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска. Индекс Херфиндаля—Хиршмана (IHH ) определяет степень концентрации рынка. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
IHH = S12 + S22 + S32 + ... Sn2
где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана; S1 — удельный вес самой крупной фирмы; S2 — удельный вес следующей по величине фирмы; Sn — удельный вес наименьшей фирмы. Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, a IHH = S12 × 100 = 100. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке. Экономические последствия монополии, с точки зрения общества, сводятся к следующим. Нерациональное использование ресурсов. При одних и тех же издержках производства монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену, нежели конкурентный продавец. Это ограничение объема производства вызывает нерациональное использование ресурсов, так как P>MC. Фирма-монополист до тех пор будет максимизировать прибыль, пока она остается монополистом. Издержки монополистов и конкурентных производителей могут быть неодинаковыми. С одной стороны, эффект масштаба позволяет монополисту иметь более низкие издержки производства на единицу продукции. С другой стороны, монополистам свойственна неспособность производить продукт с наиболее дешевой комбинацией вводимых факторов производства. Кроме того, монополисты могут нести определенные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии. По вопросу о том, способствует ли монополия научно-техническому прогрессу, есть две точки зрения:
- монополия более прогрессивна, чем совершенная конкуренция, так как ее способность иметь большую экономическую прибыль обеспечивает финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать свои производственные мощности ослабляют стимул к осуществлению инноваций.
Монополия вызывает увеличение неравенства в доходах. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии.
Олигополия — это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. (3,34с )
Первая характерная черта
олигополии заключается в
Ценовая война — это
цикл постепенного снижения существующего
уровня цен с целью вытеснения
конкурентов с
В условиях высокой степени
неопределенности олигополисты ведут
себя по-разному. Одни пытаются игнорировать
конкурентов и действовать, как
будто в отрасли господствует
совершенная конкуренция. Другие, наоборот,
пытаются предвидеть поведение соперников
и внимательно следят за каждым их
шагом. Наконец, некоторые из них
считают наиболее выгодным тайный сговор
с фирмами-противниками. В реальной
действительности могут одновременно
встречаться все эти три
Информация о работе Рыночные структуры несовершенной конкуренции