Рыночные структуры несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать олигоплию;
- рассмотреть чистую монополию;
- изучить монополистическую конкуренцию .

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 36.99 Кб (Скачать)

Картель — это объединение  фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции  так, как если бы они слились в  чистую монополию.

Образование картеля требует  выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника  и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен  достигается путем обязательного  снижения объема продаж. В результате у каждого участника возникает  соблазн получить двойной выигрыш  — продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением  низких картельных квот. Если подобного  рода оппортунистическое поведение  станет всеобщим, то картель развалится. В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать  неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор. Тайный сговор — это негласное  соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.(4,57с) Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию. Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антитрестовское законодательство. Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах). Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен. Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней. Ценообразование по принципу «издержки плюс». Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс». Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75—80%), чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры. Наибольший удельный вес имеют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Монополистическая конкуренция

 

      Для этой модели рынка характерно наличие множества небольших фирм. Естественно, в этом случае отдельная фирма производит относительно небольшую часть общей продукции, а стало быть, имеет ограниченные возможности влиять на цену товара. Число фирм в отрасли таково, что практически делает невозможным сговор фирм-монополистов, в то же время каждая фирма столь независима, что может не обращать особого внимания на реакцию других конкурирующих фирм на принимаемые ею решения. Товары фирм-конкурентов весьма дифференцированы, однотипны, но все-таки товар одной фирмы чем-то отличается от товара другой фирмы. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы, т.е. реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. Вход в отрасль при монополистической конкуренции относительно свободен, поскольку небольшие фирмы не могут поставить серьезный барьер на пути входящему конкуренту. С другой стороны, и входящий в отрасль конкурент знает, что здесь существует равновесие, следовательно, чтобы выделить свой товар, ему придется затратить значительные средства на рекламу. Это тоже становится дополнительным барьером. Доступ к рыночной информации несколько затруднен, но получить ее все же можно достаточно легко, так как цена устанавливается относительно свободно. Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции. Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса уменьшит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, условием долгосрочного равновесия фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше. Издержки монополистической конкуренции. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная.

Практикум

 

      Предположим, что функция спроса монополиста имеет вид  P = 50 - 10Q, а функция совокупных издержек ТС = 5 +20 Q - 5Q². Необходимо определить объем производства (в тыс.ед.), обеспечивающий фирме максимальную прибыль (Q*).

                                                     Решение

       Так как условием максимизации прибыли является равенство

предельных издержек и  предельных доходов, определим их

величину и приравняем MC=MR. Предельные издержки из

функции совокупных издержек MC=TC’(Q)=20-10Q. Предельные

доходы – из функции  совокупных доходов и функции  спроса.

TR=P∙Q=(50-10Q)∙Q=50Q-10Q2.;MR=TR’(Q)=50-20Q. Приравняем и получим

20-10Q=50-20Q. Q*=3 тыс. ед. Оптимальная  цена из функции

спроса Р*=50-10∙3=20 у.е. Совокупная прибыль П= TR- TC =PQ-(5+20Q-

-5Q2)=40  у.е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      На протяжении эволюции экономической мысли относительно моделей несовершенной конкуренции с каждым разом учитывалось все больше обуславливающих её факторов.  Однако ни одна из приведенных моделей несовершенной конкуренции не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии. Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика  и связана только с умением производителя выпускать особые,  отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя. Близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес. Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы. В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках. Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. Так же особую проблему представляют собой естественные монополии. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом. Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии. Полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией. Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Елисеев А.С. Экономика:  Бизнес-курс МБА /А.С.Елисеев- 2-е  изд. - .: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и Кº», 2010.,456 с

2.Ивашковский С.Н. Экономика   для менеджеров: Микро- и макроуровень: Учебное пособие. - 3е изд., испр. - М.: Дело, 2007,323 с

3. Макконел К.Р., Брю С.Л.  Экономикс.-  М.: ИНФРА-М, 2005.,127 с.

4. Микроэкономика /Л.С.Тарасевич,  П.И.Гребенникова, А.И.Леусский. - 6-изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2009,256 с

5.Микроэкономика: практический  подход: учебник / под. ред. А.Г.  Грязновой, А.Ю.Юданова.- М..: КноРус, 2009, 343 с

6. Микроэкономика. Теория  и российская практика: учебник  / под.ред А.Г. Грязновой, Н.Н.Думной. .- М..: КноРус, 2005.,190 с.

7.Микроэкономика: учебник  для бакалавров / И.Э.Белоусова, Р.В.Бубликова,  Е.И. Иванова и др.; под ред.  Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой. - М.: Изд-во  Юрайт, 2012.,111 с

8. Экономическая теория: учебник / под ред. Г.П.Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2010.,212 с

9. Экономическая теория: учебник / под. ред. И.П.Николаевой. - М.: Изд-во,  Проспект, 2009.,225 с

10. Компьютерная обучающая  программа по дисциплине «Экономическая  теория» (КОПР 1-Э) / А.Н. Романов,  В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович, Л.А.  Галкина, С.В. Галкина, Н.И. Лобова, В.Ф. Протас, И.П. Николаева. –  М.: ВЗФЭИ, 2000 (обновление – 2010). –  URL: // repository.vzfei.ru (для доступа к информ. ресурсу требуется авторизация). - № гос. регистрации 50200000048.


Информация о работе Рыночные структуры несовершенной конкуренции