Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, сущности конкуренции, ее видов и значения в экономике.
Введение………………………………………………………………....3
Глава 1. Конкуренция. Ее сущность……………………………….......5
1.1 Понятие конкуренции. Развитие теоретических взглядов на конкуренцию…………………………………………………………5
1.2. Методы конкуренции………………………………………8
Глава 2. Виды и значение конкуренции……………………………….19
1. Виды конкуренции………………………………………...19
2. Особенности рынка совершенной конкуренции………...23
3. Особенности рынка монополии…………………………..27
4. Особенности рынка монополистической конкуренции…30
5. Особенности рынка олигополии………………………….33
6. Значение конкуренции для рыночной экономики……….35
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………42
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тверской государственный университет
(ГОУВПО ТвГУ)
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
экономической теории
Тема: Рыночная конкуренция: сущность,
виды,
значение.
План курсовой
работы.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Конкуренция. Ее сущность……………………………….......5
1.1
Понятие конкуренции. Развитие теоретических
взглядов на конкуренцию…………………………………………………
1.2. Методы конкуренции………………………………………8
Глава 2. Виды и значение конкуренции……………………………….19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.
XX век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.
В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производства их прекращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что? как? и для кого производить?
Объектом моей работы, как видно из вышесказанного, является конкуренция.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, сущности конкуренции, ее видов и значения в экономике.
Наибольшее изучение конкуренции происходило с середины XVIII до начала XX веков такими учёными-экономистами как А.Смит, Д.Рикардо, Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен, Й. Шумпетер, Ф. Хайек, что нашло отражение в их научных трудах. Например, таких как «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита, «Теория экономического развития» Й. Шумпетера и многих других.
Содержание
курсовой работы состоит из введения,
двух глав и заключения. В первой
главе даются различные трактовки
понятия конкуренции в
Глава 1. Конкуренция. Ее сущность.
1.1.
Понятие конкуренции. Развитие
теоретических взглядов на
Термин
“конкуренция” вошел в
“Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом”.1
Рассмотрим, как трактуется понятие конкуренции в экономической науке.
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.2
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой
австрийский экономист и
Подводя итог вышесказанному, дадим универсальное определение конкуренции. Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов , при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке3.
Наиболее полно сущность конкуренции раскрывается при рассмотрении методов конкуренции.
В
рыночной экономике конкуренцию
по ее методам разделяют на ценовую
и неценовую. Рассмотрим особенности
ценовой и неценовой
Таблица 1. Виды конкуренции
Ценовая конкуренция | Неценовая конкуренция |
1. В
зависимости от степени а) ценовая дискриминация первого рода б) ценовая дискриминация второго рода в) ценовая дискриминация третьего рода |
а) дифференциация
продукта
б) улучшение качественных и потребительских свойств продукта в) реклама |
В зависимости
от снижения цены:
а) прямые б) скрытые |
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Именно благодаря снижению цены торговец привлекал внимание покупателя именно к своему товару и, тем самым, завоевывал свою долю рынка.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые значительно ниже, чем у конкурентов. Снижение издержек, при этом, возможно или за счет сокращение издержек производства, или за счет ценовой дискриминации
Под ценовой дискриминацией понимается продажа отдельных видов товаров или услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям4.
Информация о работе Рыночная конкуренция: виды, сущность, значение