Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, сущности конкуренции, ее видов и значения в экономике.
Введение………………………………………………………………....3
Глава 1. Конкуренция. Ее сущность……………………………….......5
1.1 Понятие конкуренции. Развитие теоретических взглядов на конкуренцию…………………………………………………………5
1.2. Методы конкуренции………………………………………8
Глава 2. Виды и значение конкуренции……………………………….19
1. Виды конкуренции………………………………………...19
2. Особенности рынка совершенной конкуренции………...23
3. Особенности рынка монополии…………………………..27
4. Особенности рынка монополистической конкуренции…30
5. Особенности рынка олигополии………………………….33
6. Значение конкуренции для рыночной экономики……….35
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………42
Однако нельзя забывать и неоспоримые плюсы рекламной деятельности:
-
реклама обеспечивает
-
реклама часто приводит к
-
реклама стимулирует
- доходы от рекламы оплачивают большую часть расходов на журналы и газеты, всю стоимость коммерческого радио и ТВ.
-
реклама приносит пользу
Основной
исследовательский интерес
Таким
образом, мы установили, что основными
методами неценовой конкуренции
являются дифференциация продукта,
улучшение его качественных и
потребительских свойств, реклама.
Также мы выяснили, что основное условие
ведения успешной конкурентной борьбы
с помощью цен – постоянное совершенствование
производства и снижение себестоимости.
Выигрывает только тот предприниматель,
который располагает реальными шансами
снижения издержек производства.
Глава 2. Виды и значение конкуренции.
2.1 Виды конкуренции
Конкурентами считаются предприятия, действующие в пределах рынка одного товара или его заменителя. При этом один продавец конкурирует с другим за место на рынке и в итоге “борется” за покупателя. Соотношение конкурирующих сил на рынке, т.е. соотношение между количеством, разновидностями и конкурентоспособностью субъектов рыночных отношений, определяется в качестве рыночной структуры.
Под рыночной структурой понимается совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли.8
Типы рыночных структур характеризуются:
1. Численностью продавцов;
2. Размерами фирм;
3.
Степенью дифференциации
4.
Наличием или отсутствием
5.
Степенью влияния на цену
6. Характером поведения фирм.
В
таблице 2 представлены основные типы
рыночных структур и дана их краткая характеристика.
Таблица 2. Основные типы рыночных структур
Признаки рыночной структуры | Тип рыночной структуры | |||
Совершенная конкуренция | Монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия | |
Количество
продавцов |
Множество | Один | Много | Мало |
Рыночная доля продавца | Незначительная | Большая | Небольшая | Значительная |
Степень замещения продукта | Совершенная | Отсутствие заменителей | Высокая | Высокая или совершенная |
Доступность информации | Полная | Полная | Может быть и полная, и неполная | Может быть и полная, и неполная |
Условия входа в отрасль и выхода из нее | Свободный | Вход полностью блокирован | Отсутствие барьеров входа | Наличие технических и экономическихпрепятствий |
Степень рыночной власти | 0 | 1 у продавца | 0,3-0,5 у продавцов | 0,6-0,8 у продавцов |
Характер взаимодействия | Отсутствие стратегич. поведения | Отсутствие стратегич. поведения | Отсутствие стратегич. поведения | Наличие стратегич. поведения |
Тип конкуренции | Совершенная конкуренция | Отсутствует | Несовершенная, ценовая и неценовая за объем продаж | Несовершенная, неценовая за объем продаж |
Типичная отрасль | Сельское хозяйство | Энергетика | Розничная торговля | Автомобильная промышленность |
Помимо указанных выше типов рыночных структур существуют также олигопсония, дуополия и монопсония, но в данной курсовой работе они представлены не будут.
Рынок
совершенной конкуренции
Определяющими признаками рынка совершенной конкуренции являются:
Рынок монополистической конкуренции — тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.10
Основными признаками рынка монополистической конкуренции являются:
Рынок абсолютной (чистой) монополии — тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции11
Отличительными особенностями рынка абсолютной монополии являются
Рынок
монопсонии — тип рыночной структуры,
характеризующийся
Основными признаками рынка монопсонии являются:
Олигополистический рынок — тип рыночной структуры, характеризующийся стратегическим взаимодействием немногих, обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм.13
Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия). Важнейшими его признаками являются:
Соревновательный рынок – тип рынка, на котором объектом конкуренции являются не рыночные преимущества, а сам рынок.14
Отличительные особенности такого рынка:
1.2. Особенности рынка совершенной конкуренции
Для начала рассмотрим черты, характерные для рынка совершенной конкуренции. Всего их четыре:
1.Однородность
продукции. Для того чтобы
2.
Малые размеры. При
3.
Отсутствие барьеров. Это условие
предполагает отсутствие
4. Совершенная информация. Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна абсолютно для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.
Выяснив
характерные черты рынка
Как мы уже знаем, фирма не способна оказывать влияние на цену продуктов, которые она предлагает на рынок. Цена неизменна и постоянна. Главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства. Cредняя выручка и предельная выручка фирмы от реализации продукции будут равны рыночной цене. Это обстоятельство указывает на то, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли MR = МС трансформируется в форму Р= МС. Значит, чтобы обеспечить себе максимальную прибыль фирма должна выбрать такой объем продаж при котором Р=MR=МС. Совершенно конкурентная фирма всегда максимизирует совокупную прибыль при выпуске, для которого предельные издержки производства равны рыночной цене.15
Однако фирма в условиях совершенной конкуренции не всегда получает и может получить экономическую прибыль. Как, например, поступить в ситуации, когда Р=MC=AС, то есть когда фирма получает лишь нормальную прибыль? Стоит ли ей продолжать свою деятельность или прекращать производство? Ответ на этот вопрос прост. Она должна продолжать производить продукцию. Аргументация здесь проста. Функционируя на принципе безубыточности и не получая экономической прибыли, фирма фактически будет иметь некоторую бухгалтерскую прибыль (рис. 1).
Рис. 1. Случай безубыточного производства
Теперь перед нами встает другой вопрос. Если рыночная цена упадет ниже средних издержек, фирма будет нести убытки, то должна ли она про должать дальнейшее производство продукции? Да, и в этом случае она должна продолжать производство, несмотря на убытки. Если фирма закрывает производство, это не означает, что она освобождается от потерь. Существуют постоянные издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. Это платежи, которые необходимо осуществлять, даже если фирма вообще ничего в данный момент не производит. Поэтому при закрытии фирма понесет убытки.
Информация о работе Рыночная конкуренция: виды, сущность, значение