Рыночная конкуренция: виды, сущность, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, сущности конкуренции, ее видов и значения в экономике.

Оглавление

Введение………………………………………………………………....3
Глава 1. Конкуренция. Ее сущность……………………………….......5
1.1 Понятие конкуренции. Развитие теоретических взглядов на конкуренцию…………………………………………………………5
1.2. Методы конкуренции………………………………………8
Глава 2. Виды и значение конкуренции……………………………….19
1. Виды конкуренции………………………………………...19
2. Особенности рынка совершенной конкуренции………...23
3. Особенности рынка монополии…………………………..27
4. Особенности рынка монополистической конкуренции…30
5. Особенности рынка олигополии………………………….33
6. Значение конкуренции для рыночной экономики……….35
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Глава 1 + Глава 2.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Однако  нельзя забывать и неоспоримые плюсы  рекламной деятельности:

     - реклама обеспечивает потребителей  информацией о ценах, последних  новинках на товарном  рынке.

     - реклама часто приводит к снижению  цен. Создавая массовые рынки,  реклама позволяет уменьшить  себестоимость продукции,  что  дает возможность производителям понижать издержки.  Этой экономией пользуется потребитель.

     - реклама стимулирует конкуренцию,  и от этого выигрывают потребители  и все общество.

     - доходы от рекламы оплачивают  большую часть расходов на  журналы и газеты, всю стоимость  коммерческого радио и ТВ.

     - реклама приносит пользу экономики  в целом,  стимулируя потребительский  спрос, влияет на оживление  экономики. Реклама помогает поддерживать  спрос на нужном уровне.

     Основной  исследовательский интерес экономистов  сосредоточился на влиянии рекламы на степень конкуренции. Получили развитие две совершенно разные школы. Антиконкурентная точка зрения утверждает, что реклама является, по существу, формой убеждения, которая усиливает дифференциацию продукта в сознании потребителей и, таким образом, позволяет каждой фирме получить большую степень монопольной власти на рынке, причем сделать это за счет потребителей. Реклама убеждает потребителей в том, что на свете мало заменителей предполагаемого продукта. Если использовать графическую форму, то можно сказать, что реклама делает кривую спроса фирмы менее эластичной, позволяя последней назначать более высокие цены и получать повышенные прибыли. Реклама уменьшает конкуренцию среди существующих фирм отрасли и, выступая для них в качестве барьера, защищает созданные фирмы от новых потенциальных конкурентов. В противоположность этой, иная, проконкурентная точка зрения рассматривает рекламу как информацию, то есть как относительно недорогое средство увеличения количества заменителей продуктов, известных потребителям. Следовательно, реклама делает кривую спроса любого, особенно действующего в условиях монополистической конкуренции, продавца более эластичной, а цены и прибыли имеют тенденцию к снижению. Большее знание о пригодности продуктов благодаря рекламе успешно увеличивает число заменителей и делает отрасль более конкурентной.

     Таким образом, мы установили, что основными  методами неценовой конкуренции  являются дифференциация продукта,  улучшение  его  качественных и  потребительских свойств, реклама. Также мы выяснили, что основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Виды и значение конкуренции.

     2.1 Виды конкуренции

     Конкурентами  считаются предприятия, действующие  в пределах рынка одного товара или  его заменителя. При этом один продавец конкурирует с другим за место  на рынке и в итоге “борется” за покупателя. Соотношение конкурирующих сил на рынке, т.е. соотношение между количеством, разновидностями и конкурентоспособностью субъектов рыночных отношений, определяется в качестве рыночной структуры.

     Под рыночной структурой понимается совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли.8 

     Типы  рыночных структур характеризуются:

     1. Численностью продавцов;

     2. Размерами фирм;

     3. Степенью дифференциации продукта;

     4. Наличием или отсутствием отраслевых  барьеров;

     5. Степенью влияния на цену товара  или услуги;

     6. Характером поведения фирм.

     В таблице 2 представлены основные типы рыночных структур и дана их краткая характеристика. 
 
 
 
 
 

Таблица 2. Основные типы рыночных структур

Признаки  рыночной структуры Тип рыночной структуры
Совершенная конкуренция Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Количество

продавцов

Множество Один Много Мало
Рыночная  доля продавца Незначительная Большая Небольшая Значительная
Степень замещения продукта Совершенная Отсутствие  заменителей Высокая Высокая или  совершенная
Доступность информации Полная Полная Может быть и  полная, и неполная Может быть и  полная, и неполная
Условия входа в отрасль и выхода из нее Свободный Вход полностью  блокирован Отсутствие  барьеров входа Наличие технических  и экономическихпрепятствий
Степень рыночной власти 0 1 у продавца 0,3-0,5 у продавцов 0,6-0,8 у продавцов
Характер  взаимодействия Отсутствие стратегич. поведения Отсутствие  стратегич. поведения Отсутствие  стратегич. поведения Наличие стратегич. поведения
Тип конкуренции Совершенная конкуренция Отсутствует Несовершенная, ценовая и неценовая за объем  продаж Несовершенная, неценовая за объем продаж
Типичная  отрасль Сельское хозяйство Энергетика Розничная торговля Автомобильная промышленность

      Помимо  указанных выше типов рыночных структур существуют также олигопсония, дуополия и монопсония, но в данной курсовой работе они представлены не будут.

     Рынок совершенной конкуренции представляет собою структуру, характеризующуюся ценовой конкуренцией между не способными оказывать какого-либо влияния на рыночную цену фирмами.9

     Определяющими признаками рынка совершенной конкуренции  являются:

  1. атомизация рынка;
  2. стандартизация продукции;
  3. прозрачность рынка;
  4. свободный вход в отрасль и выход из отрасли;
  5. автономность поведения фирм.

     Рынок монополистической конкуренции  — тип рыночной структуры, где  обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.10

     Основными признаками рынка монополистической  конкуренции являются:

  1. дифференциация продукта;
  2. отсутствие барьеров проникновения в отрасль;
  3. отсутствие стратегического поведения из-за большого количества продавцов.

       Рынок абсолютной (чистой) монополии — тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции11

     Отличительными  особенностями рынка абсолютной монополии являются

  1. концентрация всего отраслевого предложения у единственного продавца;
  2. отсутствие товарных заменителей;
  3. блокирование входа в отрасль;
  4. отсутствие стратегического поведения.

     Рынок монопсонии — тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией  рыночной власти у покупателя.12

     Основными признаками рынка монопсонии являются:

  1. единственный покупатель;
  2. наличие большого числа продавцов, имеющих небольшие рыночные доли;
  3. стандартизированный товар;
  4. полная информированность покупателя о рыночных ценах и альтернативах;
  5. отсутствие взаимодействия продавцов.

     Олигополистический рынок — тип рыночной структуры, характеризующийся стратегическим взаимодействием немногих, обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм.13

     Олигополистический  рынок может быть представлен  как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия). Важнейшими его признаками являются:

  1. ограниченное количество фирм, поделивших между собою отраслевой рынок;
  2. значительная концентрация производства у отдельных фирм
  3. ограничение доступа в отрасль;
  4. стратегическое поведение фирм.

     Соревновательный  рынок – тип рынка, на котором  объектом конкуренции являются не рыночные преимущества, а сам рынок.14

     Отличительные особенности такого рынка:

  1. малый объем рыночного спроса;
  2. низкие безвозвратные издержки.

     1.2. Особенности рынка совершенной  конкуренции

     Для начала рассмотрим черты, характерные  для рынка совершенной  конкуренции. Всего их четыре:

     1.Однородность  продукции. Для того чтобы конкуренция  была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей неразличима, т. е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы.

     2. Малые размеры. При совершенной  конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка, на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей. Однородность продукции,  многочисленность и малый размер предприятий фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

     3. Отсутствие барьеров. Это условие  предполагает отсутствие барьеров  при входе на рынок и выходе  с него. Это означает то, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов. Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

     4. Совершенная информация. Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна абсолютно для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.

     Выяснив характерные черты рынка совершенной  конкуренции, рассмотрим теперь как  же фирма ведет себя в краткосрочном периоде, каковы условия максимизации прибыли.

     Как мы уже знаем, фирма не способна оказывать  влияние на цену продуктов, которые она предлагает на рынок. Цена неизменна и постоянна. Главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства. Cредняя выручка и предельная выручка фирмы от реализации продукции будут равны рыночной цене. Это обстоятельство указывает на то, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли MR = МС трансформируется в форму Р= МС. Значит, чтобы обеспечить себе максимальную прибыль фирма должна выбрать такой объем продаж при котором Р=MR=МС. Совершенно конкурентная фирма всегда максимизирует совокупную прибыль при выпуске, для которого предельные издержки производства равны рыночной цене.15

     Однако  фирма в условиях совершенной  конкуренции не всегда получает и  может получить экономическую прибыль. Как, например, поступить в ситуации, когда Р=MC=AС, то есть когда фирма получает лишь нормальную прибыль? Стоит ли ей продолжать свою деятельность или прекращать производство? Ответ на этот вопрос прост. Она должна продолжать производить продукцию. Аргументация здесь проста. Функционируя на принципе безубыточности и не получая экономической прибыли, фирма фактически будет иметь некоторую бухгалтерскую прибыль (рис. 1).

     

     Рис. 1. Случай безубыточного производства

     Теперь  перед нами встает другой вопрос. Если рыночная цена упадет ниже средних издержек, фирма будет нести убытки, то должна ли она про должать дальнейшее производство продукции? Да, и в этом случае она должна продолжать производство, несмотря на убытки. Если фирма закрывает производство, это не означает, что она освобождается от потерь. Существуют постоянные издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. Это платежи, которые необходимо осуществлять, даже если фирма вообще ничего в данный момент не производит. Поэтому при закрытии фирма понесет убытки.

Информация о работе Рыночная конкуренция: виды, сущность, значение