Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, сущности конкуренции, ее видов и значения в экономике.
Введение………………………………………………………………....3
Глава 1. Конкуренция. Ее сущность……………………………….......5
1.1 Понятие конкуренции. Развитие теоретических взглядов на конкуренцию…………………………………………………………5
1.2. Методы конкуренции………………………………………8
Глава 2. Виды и значение конкуренции……………………………….19
1. Виды конкуренции………………………………………...19
2. Особенности рынка совершенной конкуренции………...23
3. Особенности рынка монополии…………………………..27
4. Особенности рынка монополистической конкуренции…30
5. Особенности рынка олигополии………………………….33
6. Значение конкуренции для рыночной экономики……….35
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………42
Однако помимо постоянных издержек существуют еще и переменные издержки. Если цена достаточно высока, чтобы покрыть этот вид издержек, то рациональным для фирмы будет решение продолжать производство, чтобы получить операционную прибыль и минимизировать убытки.
Если же рыночная цена спускается настолько низко, что она не может покрыть не только средние издержки в целом, но даже и средние переменные издержки, производство становится нецелесообразным даже в краткосрочном периоде.16
Так как совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде может реализовывать продукцию по цене и в объеме, превышающем средние предельные издержки, то, фактически, она может предлагать любое количество продукции выше уровня средних переменных издержек. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы для краткосрочного периода представлена частью восходящего отрезка кривой ее предельных издержек, лежащих выше ее пересечения с кривой средних переменных издержек.17
В долгосрочном периоде фирма может изменить все факторы производства. Это обусловливает ряд специфических особенностей в ее поведении:
1. Изменяется критерий продолжения деятельности фирмы. При любом значении рыночной цены ниже средних долгосрочных издержек фирма будет нести чистые убытки. Из этого следует, что условием продолжения фирмой производства в долгосрочном периоде является его безубыточность
2.
Так как фирма имеет возможность изменять
все параметры производства, в том числе
и его размер, то принцип ее поведения
сводится к выбору оптимальных производственных
мощностей, при которых выполняются условия
максимизации прибыли как в краткосрочном,
так и в долгосрочном периодах (P=MC=LRMC).
Так, например, если обратиться к рис. 2
мы увиди, что фирма сможет максимизировать
прибыль лишь увеличив производство до
объема q3, несмотря на альтернативные
варианты выпуска q1 и q2.
3. В долгосрочном периоде у фирмы появляется возможность выхода из отрасли. Значит, в долгосрочном периоде фирма минимизирует убытки путем прекращения производства
Учитывая эти особенности, можно сделать вывод о поведении фирмы в долгосрочном периоде. Кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы представлена часть восходящего отрезка кривой ее долгосрочных предельных издержек, лежащей выше пересечения с кривой долгосрочных средних издержек.18
Подводя
итог вышесказанному, необходимо сказать,
является ли рынок совершенной конкуренции
экономически эффективным. Как известно,
экономическая эффективность
1.3. Особенности рынка монополии.
Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара. Следовательно, кривая спроса для продукта монополиста действительно является рыночной кривой спроса. На решения монополии воздействуют спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене, предельный доход и предельные издержки производства товара.
Совершенная
конкуренция характеризуется
Монополист
максимизирует возможную
Модель монополии основана на ряде допущений:
•
продукция монополии не имеет
совершенных товаров-
• отсутствует свободный вход на рынок;
• совершенная информированность монополиста о состоянии рынка.
Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в обших продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является то, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как в случае конкурентной фирмы.
Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного продуктов, у которых нет заменителей.
Редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец. Чистая монополия чаще характерна для локальных рынков, чем для общенациональных.
Чистый монопсонист — это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта достаточно мало или нет совсем.
Несмотря на редкость существования рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает весьма значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса.
Вообще, можно выделить следующие типы монополий:
• естественная монополия — монополия в этом случае обусловлена тем, что на длительных временных промежутках средние издержки в отрасли будут минимальными, если в ней действует одна, а не несколько конкурирующих фирм;
•
случайная монополия —
•
искусственная монополия —
Монополист в состоянии увеличить прибыль при помощи так называемой «ценовой дискриминации».
Существует опасность, что потребители, получившие товар по сниженной цене, станут перепродавать его по цене несколько большей, но не такой высокой, как для других потребителей. Поэтому монополист вынужден ограничивать реализацию товара в одни руки. Например, обычным покупателям определенный товар продают по цене в 1 тыс. рублей, а пенсионерам — по 800 рублей. Предприимчивые престарелые граждане вполне могут, выходя из магазина, перепродавать товар по 900 рублей. Обычно таких проблем не возникает на рынке услуг, которые нельзя перепродать. Трудно, к примеру, перепродать стрижку, если парикмахерская обслуживает вас со скидкой (если, конечно, не постричь парик).
Ценовая дискриминация может возникнуть только в случае, если продавец в состоянии сегментировать рынок, т. е. тем или иным путем установить насколько эластичен спрос различных покупателей. Необходимо, например, выяснить уровень дохода покупателя, а также каким количеством времени он обладает для совершения сделки купли-продажи (чем меньше это время, тем менее эластичен спрос), насколько важен этот товар для него.
При
помощи ценовой дискриминации
Ценовая
дискриминация может быть выгодна
и продавцам, и покупателям. Продавцы
увеличивают таким образом свои
доходы, а многие потребители, не имевшие
бы возможности приобретать
Продавец может реализовывать одну и ту же жидкость, например, разлив ее в разные емкости с этикетками, допустим, «Шанель № 5» и «Тройной одеколон», разумеется, по разным ценам. В данном случае ценовая дискриминация будет основана на выдуманных, несуществующих отличиях товаров, которыми оперируют потребители при покупке.
Виртуозно
владеют практикой ценовой
1.4 Особенности рынка монополистической конкуренции.
Монополистической конкуренцией называется такая промежуточная рыночная модель, для которой характерны следующие классификационные признаки.20
На
отраслевом рынке присутствует большое
множество фирм. В этом данная модель
схожа с совершенной
Как и при совершенной конкуренции, отдельная фирма поставляет на рынок объем продукции, столь незначительный по сравнению с общим отраслевым предложением, что фирма не может влиять на рыночную цену при помощи этого фактора.
В
отрасли практически нет
Принципиально отличается от ситуации совершенной конкуренции природа продукта. Для продукта фирмы существует много близких заменителей, однако данный продукт чем-то отличен от аналогичной продукции отрасли. Например, на рынке зубной пасты предлагаются различные марки и наименования этого продукта. Производитель доводит до потребителя информацию о реальной и мнимой дифференциации своего продукта преимущественно благодаря рекламе. Дифференцированный продукт становится в своем роде уникальным и напоминает продукт, производимый монополией. Патентование товарных знаков, промышленных марок и наименований закрепляет эту уникальность и позволяет производителю дифференцированного товара реализовать некоторый контроль над ценами.
В краткосрочном периоде поведение монополистически конкурентной фирмы во многом аналогично поведению монополии. Предельный доход фирмы не равен цене, поскольку фирма осуществляет некоторый контроль над ценой. Чтобы продать больше своего продукта, фирма должна понизить на него цену. Точка равновесия фирмы определяется пересечением кривых МС и MR, т.е. МС = MR есть условие максимизации прибыли (рис.3).
Рис.
3. Равновесие монополистически
конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
(максимизация прибыли)
Как и монополия, фирма несколько недопроизводит и завышает цену по сравнению с конкурентной фирмой. Поскольку цена выше предельных издержек (Р > МС), в обществе не достигается аллокативная эффективность.
Если спрос на продукцию фирмы очень низок, фирма может нести убытки. Если при этом цена равновесия фирмы покрывает средние переменные издержки, фирма может минимизировать потери, продолжая функционировать и производя продукцию в объеме, при котором МС = MR .
Если же спрос совсем мал и цена равновесия не покрывает даже средних переменных издержек, фирма прекращает производить.
Поведение монополии
в долгосрочном периоде
характеризуется следующими особенностями.
Поскольку отсутствуют барьеры на вхождение
в отрасль, при наличии экономической
прибыли новые фирмы будут
открывать здесь свое производство. По мере вхождения новых фирм кривая спроса на продукцию каждой прежней фирмы начинает поворачиваться влево, а вместе с ней становится более пологой и кривая предельного дохода. Этот поворот кривых продолжается до тех пор, пока кривая спроса не будет лишь касаться кривой средних издержек. В этой точке касания будет устранена экономическая прибыль, а, следовательно, прекратится приток в отрасль новых капиталов и новых фирм. Все фирмы отрасли будут теперь получать только нормальную прибыль, поскольку цена равновесия установилась на уровне средних издержек (рис.2).
Обратим внимание, что цена не равна минимальному уровню долгосрочных средних издержек, а значит, при монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность.
Как было показано выше, при монополистической конкуренции не достигается ни аллокативная, ни производственная эффективность. Помимо этого, часто слышны обвинения в неразумных и неоправданных расходах на дифференциацию продукта и рекламу.
Информация о работе Рыночная конкуренция: виды, сущность, значение