Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:19, курсовая работа
Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и ее значения в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
-Рассмотреть общее понятие и сущность конкуренции;
-Изучить различные подходы к определению конкуренции конкурентоспособности;
-Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
-Оценить роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования;
-Выявить общие проблемы развития конкурентного рынка в России;
-Проанализировать проблемы монополизации рынка и значение антимонопольного регулирования;
-Исследовать перспективы развития антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции в России.
Введение
Глава 1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1. Понятие конкуренции, и ее роль в экономике
1.2. Виды конкуренции в современной рыночной экономике
1.3. Современная конкуренция, как идеальный тип рынка
Глава 2. Влияние конкуренции на формирование и развитие
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3. Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России
3.2. Антимонопольное законодательство России
3.3. Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Глава 1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1. Понятие конкуренции, и ее роль в экономике
1.2. Виды конкуренции в современной рыночной экономике
1.3. Современная конкуренция, как идеальный тип рынка
Глава 2. Влияние конкуренции на формирование и развитие
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3. Необходимость
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России
3.2. Антимонопольное
3.3. Экономическая оценка
современного состояния
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы заключается
в том, что рыночная система создает
свободу экономического выбора, то
есть каждый вправе производить и
продавать свой товар. В результате
чего возникает экономическое
Объектом исследования является конкуренция – один из самых важных элементов рыночного механизма и модели рынков.
Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявлении основных рыночных структур (моделей).
Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и ее значения в рыночной экономике.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить ряд важных
задач:
-Рассмотреть общее понятие и сущность
конкуренции;
-Изучить различные подходы к определению конкуренции конкурентоспособности;
-Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
-Оценить роль конкуренции
в процессе рыночного
-Выявить общие проблемы развития конкурентного
рынка в России;
-Проанализировать проблемы монополизации
рынка и значение антимонопольного регулирования;
-Исследовать перспективы
развития антимонопольного
Конкуренция и конкурентная
борьба являются главным содержанием
функционирования экономической системы,
базирующейся на рыночных механизмах,
ключевыми категориями в общей
схеме категорий рыночного
Конкуренция — это поистине « война всех против всех». На рынке всеобщее сражение ведется на три «фронта».
Первый фронт находится
среди продавцов. Все они хотят
продать свои продукты подороже. Однако
когда товаров произведено слишком много,
то соперничество между ними обостряется.
Кто же в этом случае одерживает победу?
Побеждает тот, кто сбывает товары дешевле,
чтобы стимулировать покупательский спрос.
Иногда даже применяется демпинг – продажа
товаров по чрезвычайно низким (так называемым
бросовым) ценам.
Второй фронт развертывается среди покупателей,
которые стремятся приобрести вещи по
меньшей цене. Когда же товаров для всех
не хватает, то между покупателями разгорается
острое соперничество. Кто одерживает
в этом противоборстве верх? Побеждает
(покупает больше) тот, кто предложил более
высокую цену по сравнению с рыночной.
Наконец, третий, главный
фронт «сражения» проходит между
армией продавцов и армией покупателей,
стоящих на противоположных позициях
в отношении уровня цены. Кто же
выигрывает сражение? Разумеется, та рыночная
сила, которая больше сплочена и
в итоге может навязать противнику
свою цену. В результате всей этой многосторонней
борьбы в каждый данный момент на рынке
устанавливается общая (равная) цена
на однородные продукты, обладающие одинаковым
качеством. Конкуренция, таким образом,
выступает в качестве силы, уравнивающей
цены.
Свободная конкуренция заставляет всех
товаропроизводителей следовать единой
линии хозяйственного поведения или, как
говорится, руководствоваться общими
«правилами игры». В них отражаются те
требования общественно нормального хозяйствования,
которые позволяют успешно выдерживать
все атаки конкурентов.
Говоря более конкретно,
успех приходит к тому товаровладельцу,
который заботится о том, чтобы
расширить производство, усовершенствовать
его технику и организацию. Тогда
он применяет эффективные
Если повнимательнее присмотреться к
конкурентам, то среди них можно заметить
смелых предпринимателей. Рискуя своим
имуществом, они делают открытия большого
хозяйственного значения. Изобретают
и внедряют новинки техники и технологии,
находят более эффективные формы организации
труда и производства, способы экономного
использования производственных ресурсов.
Тем самым для всех прокладывается дорога
к научно-техническому и экономическому
прогрессу.
В нашей стране, в условиях
административно-командной
Глава I. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1 Понятие конкуренции и ее значение для развития экономики
Наиболее мощным фактором,
диктующим общие условия
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос [14, c.8].
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. В условиях конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить? [21, c.15].
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям [4, 121].
Конкуренция стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики [14, c. 10].
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг [6, c.119].
Вывод к параграфу 1.1
Производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель
В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
1.2 Виды конкуренции в современной рыночной экономике
Конкуренция — сложная
и многогранная категория рыночной
экономики. Познать ее без глубокого
анализа структуры, т. е. ее видов, из
которых она состоит и которые
взаимодействуют между собой, затруднительно.
Поэтому целесообразно
Рис. 1.1 Виды конкуренции и критерии ее классификации
Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями одной отрасли за более выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения большей прибыли.
Функцией внутриотраслевой
конкуренции является сведение индивидуальной
стоимости товаров к их единой
общественной (рыночной) стоимости, которая
определяется средними затратами в
отрасли. При таком соперничестве
побеждают владельцы тех
Однако внутриотраслевая конкуренция не устраняет различий в величине норм прибыли на одинаковые капиталы, вложенные в разные отрасли. Эту проблему решает межотраслевая конкуренция [8, c.112].
Межотраслевая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение капитала [24, c.320].
Она осуществляется в форме стихийной миграции капиталов из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой прибыли. В результате формируется средняя норма прибыли в масштабах экономики, которую получают товаропроизводители по принципу: "Равновеликая прибыль на равновеликий капитал". Перемещая капиталы в более эффективные отрасли и сферы производства, межотраслевая конкуренция способствует оптимальному использованию производственных ресурсов общества и одновременно установлению необходимых пропорций в экономике [20, c.119].
В современных условиях преобладающая часть межотраслевого перехода капитала происходит в пределах многоотраслевых концернов и конгломератов [20, c.121].
Экономические субъекты — участники внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, в зависимости от рыночных условий и целей, которые они перед собой ставят, могут осуществлять следующие типы конкурентного поведения: креативный, приспособленческий, гарантирующий.
Креативный тип предусматривает обеспечение субъекту преимуществ над соперником путем введения новых компонентов (продукция, технологии, формы организации производства и т. д.). Важным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения.