Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:19, курсовая работа
Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и ее значения в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
-Рассмотреть общее понятие и сущность конкуренции;
-Изучить различные подходы к определению конкуренции конкурентоспособности;
-Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
-Оценить роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования;
-Выявить общие проблемы развития конкурентного рынка в России;
-Проанализировать проблемы монополизации рынка и значение антимонопольного регулирования;
-Исследовать перспективы развития антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции в России.
Введение
Глава 1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1. Понятие конкуренции, и ее роль в экономике
1.2. Виды конкуренции в современной рыночной экономике
1.3. Современная конкуренция, как идеальный тип рынка
Глава 2. Влияние конкуренции на формирование и развитие
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3. Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России
3.2. Антимонопольное законодательство России
3.3. Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованных источников
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое [18, c.205].
Специфика российских монополий
сказалась и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов [17, c.238].
Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.
Называются несколько причин:
Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
Принудительная
Малый бизнес так и не
получил должного развития. Во многих
странах именно малый бизнес является
естественной основой формирования
конкурентной среды, полигоном для
испытания технологических и
экономических проектов. У него больше
возможностей манипулировать капиталом,
переключаясь с одного вида деятельности
на другой, ниже операционные расходы,
у работников выше чувство причастности
к делам фирмы и
Вывод к параграфу 3.1.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо: Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.
3.2 Антимонопольное законодательство России
Главной задачей антимонопольного регулирования является сохранение баланса конкурентных и монопольных сил, ограничение крайних форм монополизма и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию производства и борьбу против недобросовестной конкуренции. Необходимость использования антимонопольного законодательства диктуется общественными интересами, поскольку только так можно добиться обеспечения потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене [23, c.405].
В России в основу антимонопольного
регулирования положен
Дальнейшее развитие нормативной базы Российской Федерации в области защиты и развития конкуренции было связано с принятием новой Конституции и ГК РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения и дополнения почти во все статьи закона РФ от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» [28].
Государственная программа
предусматривает следующие
Со вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утрачивают силу Закон РФ «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности» и Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Новый закон о конкуренции направлен на совершенствование правового инструментария и на повышение эффективности мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства [30].
Вывод к параграфу 3.2.
Российская антимонопольная политика сегодня – не только предмет дискуссий. На самом высоком уровне обсуждается возможность смягчения правового регулирования слияний, а также пересмотр перечня злоупотреблений доминирующим положением.
3.3. Экономическая оценка современного состояния конкуренции
В настоящее время в структуре органов российской государственной власти нет единого органа, который был бы ответственен за осуществление всего комплекса мер, направленных на создание и развитие конкуренции. Ранее функции по развитию предпринимательства и конкуренции на товарных рынках были возложены на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба России, во многом являющаяся преемником МАПа, является органом, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Однако указанный орган не осуществляет действий по формированию единой последовательной конкурентной политики, а затрагивает только некоторые ее аспекты. Все нормативные правовые акты в этом отношении носят декларативный характер и не содержат конкретных явных мер по развитию конкуренции, не определяют ответственных за проведение политики лиц и не содержат мер их ответственности. Основной упор в настоящее время в сфере конкуренции делается на защитных мерах [2, c.92].
Конкурентная политика государства включает в себя два основных направления:
Первое – активное развитие
конкуренции на товарных рынках. Причем
необходимо учитывать, что конкуренция
не может рассматриваться как
панацея от всех проблем рынка, как
некий бесценный идеал, к которому
нужно стремиться. Конкуренция рассматривается
как инструмент для достижения общественного
благосостояния, устойчивого экономического
роста, повышения
Второе – это дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов.
Таким образом, государственная конкурентная политика – это последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции на рынках Российской Федерации. Средствами конкурентной политики являются установление обязательных правил и формирование соответствующих реализационных (правоприменительных) механизмов, обеспечивающих соблюдение правил [28].
Определив ценностные цели
конкурентной политики как развитие
конкурентной среды, стимулирование создания
и развития конкуренции, повышение
конкурентоспособности
Можно выделить четыре основные группы проблем:
1. Структурные проблемы российской экономики.
2. Несовершенство правового
регулирования и
3. Низкая правовая культура.
4. Теневая экономика и коррупция.
Если говорить о негативных сторонах, перенятых от административно-командной системы, то, прежде всего, следует назвать проблемы деятельности естественных монополий в отдельных отраслях экономики. Во-первых, их внутреннее управление организовано недостаточно эффективно, недостаточна и финансовая прозрачность их деятельности. Во-вторых, естественные монополии, сочетая в силу своей природы две миссии (коммерческую и государственную) иногда в ущерб тому, что они в первую очередь субъекты экономической деятельности, увлекаются усилиями, направленными на то, чтобы обрести политический вес и иметь возможность влиять на государственно-управленческие решения. Деятельность разных естественных монополий характеризуется разным уровнем эффективности (и неэффективности), потому как многие производства в силу технологических особенностей выигрывают только благодаря крупным масштабам, связно-сетевому характеру [10, c. 232].
Серьезной проблемой на сегодня
является перекрестное субсидирование
– искусственное
Большие надежды эксперты связывают со Стратегией-2020, принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. В Стратегии-2020 предусматривается пятикратный рост зарплат, трехкратный рост жилищного строительства, удвоение расходов на исследования и разработки, а также рост численности населения России до 145 млн. человек и увеличение продолжительности жизни до 70 лет. Стратегия предполагает увеличение расходов на образование с 4,1% ВВП до 5,5-6,0% ВВП, на здравоохранение – с 3,6% до 5,2-5,5% ВВП, а объем выпуска инновационной продукции к 2020 году планируется нарастить в 5-6 раз. Вместе с тем, в сложившейся ситуации представляется целесообразным фокусирование разрозненных усилий в формате конкурентной стратегии российского государства. Совершенно очевидно, что в российском обществе, если оно хочет выжить в жесткой глобальной конкурентной среде, назрела необходимость формирования конкурентной стратегии и конкурентной политики государства, определяющей стратегические векторы и приоритеты развития частным политическим стратегиям – экономической, инновационной, социальной, демографической, информационной, военной, культурной и др [27].
Вывод к параграфу 3.3.
Оценка экономического развития
российского государства за последние
годы выявляет положительную динамику
в их решении. Однако существует ряд
структурных проблем, которые до
сих пор преодолеть не удалось. Среди
основных проблем можно выделить:
наследование негативного опыта
административно-командной
Вывод к главе 3.
Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей. Россия обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны.