Конкуренция, ее сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и ее значения в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
-Рассмотреть общее понятие и сущность конкуренции;
-Изучить различные подходы к определению конкуренции конкурентоспособности;
-Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
-Оценить роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования;
-Выявить общие проблемы развития конкурентного рынка в России;
-Проанализировать проблемы монополизации рынка и значение антимонопольного регулирования;
-Исследовать перспективы развития антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции в России.

Оглавление

Введение
Глава 1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1. Понятие конкуренции, и ее роль в экономике
1.2. Виды конкуренции в современной рыночной экономике
1.3. Современная конкуренция, как идеальный тип рынка
Глава 2. Влияние конкуренции на формирование и развитие
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3. Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России
3.2. Антимонопольное законодательство России
3.3. Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая на тему конкуренция.docx

— 148.37 Кб (Скачать)

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной  конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое [18, c.205].

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции  разрабатывалось при сильных  монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю. Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам [22, c.198].

Государство прибегает к  ценовому контролю, устанавливая или  конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений  еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

         Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов [17, c.238].

Но уровень развития конкуренции  в нашей стране явно недостаточен.

Называются несколько  причин:

Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных  собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным  образом, хотя могла бы облегчить  массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов [22, c.210].

Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для  испытания технологических и  экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного  риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход  малых предприятий в общем  числе хозяйствующих субъектов  и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа  этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и  посреднической деятельностью. Для  развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров, а также вовлечение малых  предприятий в новые сферы  деятельности, международные программы  сотрудничества. Пока же всё это  остаётся благим пожеланием из-за скудности  госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия  чиновников, настроенных против рыночных реформ [19, c.172].

          Вывод к параграфу 3.1.

Для демонополизации экономики  и развития конкуренции необходимо: Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.

 

3.2  Антимонопольное  законодательство России

 

Главной задачей антимонопольного регулирования является сохранение баланса конкурентных и монопольных  сил, ограничение крайних форм монополизма  и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию  производства и борьбу против недобросовестной конкуренции. Необходимость использования  антимонопольного законодательства диктуется  общественными интересами, поскольку  только так можно добиться обеспечения  потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене [23, c.405].

В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский  принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции  и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным  актом, направленным на развитие конкуренции  в России.

Дальнейшее развитие нормативной  базы Российской Федерации в области  защиты и развития конкуренции было связано с принятием новой  Конституции и ГК РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения и дополнения почти во все статьи закона РФ от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» [28].

Государственная программа  предусматривает следующие требования и задачи, которые необходимо реализовать  в процессе демонополизации и  развития добросовестной конкуренции: ориентация на создание конкурентного  рынка, защита интересов потребителей; комплексность задач демонополизации, увеличение числа поставщиков и  объёма поставок продукции, снижение барьеров для входа на рынок; развитие предпринимательства  и создание малых предприятий  для насыщения рынков конечной продукцией этих предприятий [26],

Со вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утрачивают силу Закон РФ «О конкуренции и  об ограничении монополистической  деятельности» и Федеральный  закон «О защите конкуренции на рынке  финансовых услуг».

Новый закон о конкуренции  направлен на совершенствование  правового инструментария и на повышение  эффективности мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства [30].

           Вывод  к параграфу 3.2.

           Российская антимонопольная политика сегодня – не только предмет дискуссий. На самом высоком уровне обсуждается возможность смягчения правового регулирования слияний, а также пересмотр перечня злоупотреблений доминирующим положением.

 

3.3.  Экономическая  оценка современного состояния  конкуренции

 

В настоящее время в  структуре органов российской государственной  власти нет единого органа, который  был бы ответственен за осуществление  всего комплекса мер, направленных на создание и развитие конкуренции. Ранее функции по развитию предпринимательства и конкуренции на товарных рынках были возложены на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба России, во многом являющаяся преемником МАПа, является органом, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Однако указанный орган не осуществляет действий по формированию единой последовательной конкурентной политики, а затрагивает только некоторые ее аспекты. Все нормативные правовые акты в этом отношении носят декларативный характер и не содержат конкретных явных мер по развитию конкуренции, не определяют ответственных за проведение политики лиц и не содержат мер их ответственности. Основной упор в настоящее время в сфере конкуренции делается на защитных мерах [2, c.92].

Конкурентная политика государства  включает в себя два основных направления:

Первое – активное развитие конкуренции на товарных рынках. Причем необходимо учитывать, что конкуренция  не может рассматриваться как  панацея от всех проблем рынка, как  некий бесценный идеал, к которому нужно стремиться. Конкуренция рассматривается  как инструмент для достижения общественного  благосостояния, устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности  российского бизнеса, повышения  имиджа и инвестиционной привлекательности  страны. В настоящее время эти  ценностные цели становятся основными  целями конкурентной политики.

Второе – это дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование  закона о конкуренции, совершенствование  санкций за нарушения в сфере  конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов.

Таким образом, государственная  конкурентная политика – это последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции  на рынках Российской Федерации. Средствами конкурентной политики являются установление обязательных правил и формирование соответствующих реализационных (правоприменительных) механизмов, обеспечивающих соблюдение правил [28].

Определив ценностные цели конкурентной политики как развитие конкурентной среды, стимулирование создания и развития конкуренции, повышение  конкурентоспособности российского  бизнеса, совершенствование мер  по защите конкурентных отношений, что  в итоге должно привести к прогрессу  российского рынка, повышению внешнего имиджа и инвестиционных рейтингов  Российской Федерации, отметим основные проблемы, стоящие на пути достижения указанных целей.

Можно выделить четыре основные группы проблем:

1. Структурные проблемы  российской экономики. 

2. Несовершенство правового  регулирования и правоприменительных  механизмов.

3. Низкая правовая культура.

4. Теневая экономика и  коррупция. 

Если говорить о негативных сторонах, перенятых от административно-командной  системы, то, прежде всего, следует назвать  проблемы деятельности естественных монополий  в отдельных отраслях экономики. Во-первых, их внутреннее управление организовано недостаточно эффективно, недостаточна и финансовая прозрачность их деятельности. Во-вторых, естественные монополии, сочетая  в силу своей природы две миссии (коммерческую и государственную) иногда в ущерб тому, что они в первую очередь субъекты экономической  деятельности, увлекаются усилиями, направленными  на то, чтобы обрести политический вес и иметь возможность влиять на государственно-управленческие решения. Деятельность разных естественных монополий характеризуется разным уровнем эффективности (и неэффективности), потому как многие производства в силу технологических особенностей выигрывают только благодаря крупным масштабам, связно-сетевому характеру [10, c. 232].

Серьезной проблемой на сегодня  является перекрестное субсидирование – искусственное перераспределение  прибыли между естественно-монопольными и конкурентными видами деятельности, препятствующее созданию конкурентной среды [29].

Большие надежды эксперты связывают со Стратегией-2020, принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. В Стратегии-2020 предусматривается пятикратный рост зарплат, трехкратный рост жилищного строительства, удвоение расходов на исследования и разработки, а также рост численности населения России до 145 млн. человек и увеличение продолжительности жизни до 70 лет. Стратегия предполагает увеличение расходов на образование с 4,1% ВВП до 5,5-6,0% ВВП, на здравоохранение – с 3,6% до 5,2-5,5% ВВП, а объем выпуска инновационной продукции к 2020 году планируется нарастить в 5-6 раз. Вместе с тем, в сложившейся ситуации представляется целесообразным фокусирование разрозненных усилий в формате конкурентной стратегии российского государства. Совершенно очевидно, что в российском обществе, если оно хочет выжить в жесткой глобальной конкурентной среде, назрела необходимость формирования конкурентной стратегии и конкурентной политики государства, определяющей стратегические векторы и приоритеты развития частным политическим стратегиям – экономической, инновационной, социальной, демографической, информационной, военной, культурной и др [27].

 

 

Вывод к параграфу 3.3.

Оценка экономического развития российского государства за последние  годы выявляет положительную динамику в их решении. Однако существует ряд  структурных проблем, которые до сих пор преодолеть не удалось. Среди  основных проблем можно выделить: наследование негативного опыта  административно-командной системы, неразвитость малого и среднего бизнеса, недостаточную конкурентоспособность  российского бизнеса, недостатки проведенной  приватизации.

              Вывод к главе 3.

          Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей. Россия обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны.

Информация о работе Конкуренция, ее сущность и значение