Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:19, курсовая работа
Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и ее значения в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
-Рассмотреть общее понятие и сущность конкуренции;
-Изучить различные подходы к определению конкуренции конкурентоспособности;
-Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
-Оценить роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования;
-Выявить общие проблемы развития конкурентного рынка в России;
-Проанализировать проблемы монополизации рынка и значение антимонопольного регулирования;
-Исследовать перспективы развития антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции в России.
Введение
Глава 1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1. Понятие конкуренции, и ее роль в экономике
1.2. Виды конкуренции в современной рыночной экономике
1.3. Современная конкуренция, как идеальный тип рынка
Глава 2. Влияние конкуренции на формирование и развитие
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3. Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России
3.2. Антимонопольное законодательство России
3.3. Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованных источников
Заключение
Конкуренция является необходимым
и определяющим условием нормального
функционирования рыночной экономики.
Но как любое явление имеет
свои плюсы и минусы. К положительным
чертам можно отнести: гибкое приспособление
к спросу, высокое качество продукции,
высокую производительность труда,
минимум издержек, реализацию принципом
оплаты по количеству и качеству труда,
возможность регулировки со стороны
государства. К негативным последствиям
- "победа" одних и "поражение"
других, различие в условиях деятельности,
что ведет к нечестным приемам, чрезмерная
эксплуатация природных ресурсов, экологические
нарушения и др. На мой взгляд, полезно
время от времени проводить различия между
характерными чертами чисто конкурентного
рынка и особенностями других основных
моделей рынка: чистой монополией, монополистической
конкуренцией и олигополией. Для того
чтобы рынок был совершенно конкурентным,
для него должны выполняться следующие
условия: наличие многих продавцов, каждый
из которых мал относительно рынка в целом;
продуктовая однородность; хорошо информированные
покупатели; свободные вход фирм на рынок
и выход из него, и независимые решения,
как со стороны производителей, так и потребителей.
Некоторые отрасли особенно в сельском
хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям,
но модель конкуренции является полезной
даже в том случае, когда эти требования
соблюдаются только приблизительно. Совершенный
конкурент не может воздействовать на
сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.
На несовершенно конкурентных рынках
в противоположность совершенно конкурентным
продавцы могут повышать цену на свои
продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия
представляет собой крайний случай несовершенной
конкуренции, где имеется один единственный
продавец и отсутствует возможность для
вхождения других. Общество, признавая,
что монополия нарушает процесс ценообразования,
относясь враждебно к монопольной прибыли
или же по другим причинам, может объявить
монополию «общественно полезным предприятием»
и установить контроль над ее ценами. Другими
важными типами несовершенно конкурентных
рынков являются монополистическая конкуренция
(множество продавцов, легкость вхождения
и дифференциация продукции) и олигополия
(мало продавцов, возможна дифференциация
продукции и существуют барьеры для вхождения).
При несовершенной конкуренции фирма
обладает известным контролем. Говоря
о негативных методах ведения конкурентной
борьбы необходимо отметить, что все-таки
пока есть конкуренция, будет существовать
и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления
связаны между собой, нельзя, конечно,
отрицать эффективность промышленного
шпионажа, например, он оказывает значительное
влияние на развитие военно-промышленного
комплекса. И все же, несмотря на эффективность
промышленного шпионажа, он не может заменить
развития ни в отраслевых, государственных
и глобальных масштабах, не может заменить
научно-исследовательские работы, открытия,
т.к. если все время пользоваться чужим,
похищенным, то при этом теряется некоторый
собственный потенциал развития, что в
итоге ведет к регрессу. Конкурентоспособность
российской экономики находится на очень
низком уровне. Именно с помощью государственного
регулирования экономики и различных
антимонопольных мероприятий официального
и неофициального характера можно достигнуть
того, чего не могут обеспечить автоматически
действующие в условиях свободной конкуренции
факторы, противодействующие влиянию
монополий или уравновешивающие их.
Список использованных источников
1. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» / И.В. Князева. – М.: Омега-Л, 2006. – 526с.
2.Алиев З.Т., Киселев С.Г. Геополитический фактор конкурентоспособности России // Новое в экономике и управлении: Сб. статей. Вып. 19. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 194с.
3. Аристов О.В. Конкурентность и конкурентоспособность. - М.: Теис, 2009. - 203 с.
4.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 544с.
5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е перераб. и доп. / Кушлин В.И. – общ. Ред. М.: Изд-во РАГС, 2006. – 834с.
6. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория: учебное пособие / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 237с.
7. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2006. – 861с.
8. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 400с.: ил.
9. Кусакина О.Н. Антимонопольная политика России / О.Н. Кусакина, В.М. Мищенко; Ставроп. гос. аграр. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ставрополь: АГРУС, 2007. – 347с.
10. Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебник / В.Ф. Максимова. – 6-е изд.; перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2008. – 368с.
11. Микроэкономика. Теория и практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 8-е изд. стер. – М.: Кнорус, 2008. – 624с.
12. Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. 2-е изд. стер. – М.: Кнорус, 2008. – 791с.
13. Портер М. Конкуренция: Michael E. Porter on Сompetition. Издательство: Вильямс, 2006. – 608с.
14. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М., 2005. – 415с.
15. Рубин Ю.Б. Теория
и практика
16. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учеб. 4-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009г.
17. Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 410с. (Высшее образование).
18.Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2008. – 416с.
19.Сорокин Д.Е. Проблемы
конкурентоспособности России
20. Степашин С.В.
21. Стрелец И.А., Становская И.К. Экономическая теория. Учебник – 3 изд. Издательство: ЭКСМО, 2007. – 448с.
22.Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии в структурнологических схемах. Учебно-методическое пособие. Издательство: ДиС, 2007. – 272с.
23. Экономика: учеб. / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 839с.
24. Экономика: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра эконом. Наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономист. 2006. – 831с.
25.Якунин В.И., Сулакшин А.С., Ахметзянова И.Р. Государственная конкурентная политика в России: состояние и проблемы // Труды центра. Выпуск №3. М.: Научный эксперт, 2006.
26. Oфициальный сайт. Библиотека учебной и научной литературы [http://ekonomika/03.aspx].
27. Официальный сайт федеральной
антимонопольной службы [http://fas.gov.ru/speres/
28. Информационно-ресурсный
центр. Сайт Ташкентского государственного
университета информационных технологий
[http://library.tuit.uz/
29. Официальный сайт Министерства
экономического развития РФ [http://www.economy.gov.ru/
30.Официальный сайт библиотеки менеджмента [http://www.managment.aaanet.