Конкуренция, ее сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и ее значения в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
-Рассмотреть общее понятие и сущность конкуренции;
-Изучить различные подходы к определению конкуренции конкурентоспособности;
-Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
-Оценить роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования;
-Выявить общие проблемы развития конкурентного рынка в России;
-Проанализировать проблемы монополизации рынка и значение антимонопольного регулирования;
-Исследовать перспективы развития антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции в России.

Оглавление

Введение
Глава 1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1. Понятие конкуренции, и ее роль в экономике
1.2. Виды конкуренции в современной рыночной экономике
1.3. Современная конкуренция, как идеальный тип рынка
Глава 2. Влияние конкуренции на формирование и развитие
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3. Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России
3.2. Антимонопольное законодательство России
3.3. Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая на тему конкуренция.docx

— 148.37 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Заключение

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др. На мой взгляд, полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией. Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения, как со стороны производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг. На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других. Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенной конкуренции фирма обладает известным контролем. Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу. Конкурентоспособность российской экономики находится на очень низком уровне. Именно с помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их. 

 

 

 

Список использованных  источников

 

1. Антимонопольная политика  в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» / И.В. Князева. – М.: Омега-Л, 2006. – 526с.

2.Алиев З.Т., Киселев С.Г. Геополитический фактор конкурентоспособности России // Новое в экономике и управлении: Сб. статей. Вып. 19. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 194с.

3. Аристов О.В. Конкурентность и конкурентоспособность. - М.: Теис, 2009. - 203 с.

4.Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 544с.

5. Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебник.  Издание 2-е перераб. и доп. / Кушлин В.И. – общ. Ред. М.: Изд-во РАГС, 2006. – 834с.

6. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория: учебное пособие / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 237с.

7. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2006. – 861с.

8. Куликов Л.М. Основы  экономической теории: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 400с.: ил.

9. Кусакина О.Н. Антимонопольная политика России / О.Н. Кусакина, В.М. Мищенко; Ставроп. гос. аграр. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ставрополь: АГРУС, 2007. – 347с.

10. Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебник / В.Ф. Максимова. –  6-е изд.; перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2008. – 368с.

11. Микроэкономика. Теория  и практика: учебник / под ред.  А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова.  – 8-е изд. стер. – М.: Кнорус, 2008. – 624с.

12. Носова С.С. Экономическая  теория: учебник / С.С. Носова. 2-е  изд. стер. – М.: Кнорус, 2008. – 791с.

13. Портер М. Конкуренция: Michael E. Porter on Сompetition. Издательство: Вильямс, 2006. – 608с.

14. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М., 2005. – 415с.

15. Рубин Ю.Б. Теория  и практика предпринимательской  конкуренции. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2009. - 584 с.

16. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учеб. 4-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009г.

17. Современная экономика:  лекционный курс: многоуровневое  учебное пособие. – Изд. 11-е.  – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 410с. (Высшее образование).

18.Современная экономика.  Общедоступный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2008. – 416с.

19.Сорокин Д.Е. Проблемы  конкурентоспособности России как  национально-государственной целостности  // Конкурентоспособность России  в условиях глобализации. Под. общ. ред. В.К. Егорова, С.В. Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006. – 251с.

20. Степашин С.В. Конкурентоспособность  России в условиях глобализации: взгляд Счетной палаты // Конкурентоспособность  России в условиях глобализации. М.: РАГС, 2006. – 127с.

21. Стрелец И.А., Становская И.К. Экономическая теория. Учебник – 3 изд. Издательство: ЭКСМО, 2007. – 448с.

22.Тарануха Ю.В. Конкуренция  и конкурентные стратегии в  структурнологических схемах. Учебно-методическое пособие. Издательство: ДиС, 2007. – 272с.

23. Экономика: учеб. / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 839с.

24. Экономика: Учебник. 4-е  изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра эконом. Наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономист. 2006. – 831с.

25.Якунин В.И., Сулакшин А.С., Ахметзянова И.Р. Государственная конкурентная политика в России: состояние и проблемы // Труды центра. Выпуск №3. М.: Научный эксперт, 2006.

26. Oфициальный сайт. Библиотека учебной и научной литературы [http://ekonomika/03.aspx].

27. Официальный сайт федеральной антимонопольной службы [http://fas.gov.ru/speres/antimonopoly.html].

28. Информационно-ресурсный центр. Сайт Ташкентского государственного университета информационных технологий [http://library.tuit.uz/putevod-man.htm].

29. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [http://www.economy.gov.ru/minec/ativity/section/competition/programconcur].

         30.Официальный сайт библиотеки менеджмента [http://www.managment.aaanet.ru/economics/formi-metodi.php].

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конкуренция, ее сущность и значение