Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:19, курсовая работа
Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и ее значения в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
-Рассмотреть общее понятие и сущность конкуренции;
-Изучить различные подходы к определению конкуренции конкурентоспособности;
-Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
-Оценить роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования;
-Выявить общие проблемы развития конкурентного рынка в России;
-Проанализировать проблемы монополизации рынка и значение антимонопольного регулирования;
-Исследовать перспективы развития антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции в России.
Введение
Глава 1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1. Понятие конкуренции, и ее роль в экономике
1.2. Виды конкуренции в современной рыночной экономике
1.3. Современная конкуренция, как идеальный тип рынка
Глава 2. Влияние конкуренции на формирование и развитие
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3. Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России
3.2. Антимонопольное законодательство России
3.3. Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованных источников
Уравнение 1.3.
Где: IHH- индекс Херфиндаля — Хиршмана;
S1 — удельный вес самого крупного предприятия;
S2 — удельный вес следующего по величине предприятия;
Sn- удельный вес наименьшего предприятия.
Если в отрасли функционирует лишь одно предприятие, то S1 = 100 %, а IHH= 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых предприятий, то S = 1 %, а IHH= 100.
Высоко монополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля — Хиршмана превышает 1800.
Коэффициент рыночной концентрации является суммой определенного количества наибольших долей продажи хозяйствующими субъектами известного товарного рынка. Он определяется как доля (процент) от общих продаж отрасли, приходящаяся на несколько крупных предприятий (фирм), ранжированных согласно их доле на рынке [28].
Рынки |
Количественные параметры индексов |
Типы рынка | |||
Лернера (L) |
Херфиндаля- Хиршмана (HHL) |
Рыночной концентрации (CR) |
По уровню концентрации |
По уровню конкуренции | |
Чистой конкурен- ции |
L = 0 |
HHI < 1000 |
CR < 45 |
Низкоконцент- рированный |
Высококонку рентный |
Абсолют- ной монополии |
L > 0 |
HHI = 10 000 |
CR = 100 |
Абсолютно концентриро- ванный |
Абсолютно неконкурент- ный |
Монополис- тической конкурен- ции |
L > 0 |
1000 < HHI < 2000 |
45 < CR < 70 |
Умеренно концентриро- ванный |
Потенциаль- но конкурен- тный |
Олигополис тической конкурен- ции |
L > 0 |
2000 < HHI < 10 000 |
70 < CR < 100 |
Значительно концентриро- ванный |
Ситуационно конкурент- ный |
Таблица 1.1. Количественная оценка состояния рынка по уровню его концентрации и степени развития конкуренции
Вывод к параграфу 1.2.
Комплексное использование указанных индексов позволяет дать количественную оценку состояния определенного рынка с точки зрения уровня его концентрации и степени развития конкуренции.
1.3 Современная
конкуренция, как идеальный
Рынок имеет одно важное отличие от натурального хозяйства. В этом хозяйстве потребителю зачастую не предоставляется возможность выбирать по его желанию те или иные блага. Рынок же в принципе способен обеспечить его участникам максимальную степень экономических свобод, которыми обладают собственники товаров и денег [5, c.11].
Структура рынка – это характерные основные черты рынка, к числу которых относятся количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации. Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможные разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции. Конкуренция – борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров [4, c.23].
Выделяют четыре типа рынка:
-совершенная (чистая) конкуренция;
-монополистическая
-олигополия;
-чистая монополия.
Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.
Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков [3, c.84].
Чистая конкуренция.
Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Рынок чистой конкуренции
характеризуется следующими показателями:
1) наличием множества фирм, ни одна из
которых не может оказать значительного
влияния на уровень текущих цен, поскольку
каждой из них принадлежит небольшая доля
рынка;
2) однородностью и
3) отсутствием ценовых ограничений.
В условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует – никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
Чистая конкуренция на практике
довольно редка, это модель рынка, которая
имеет весомое аналитическое и некоторое
практическое значение.[16,c.28]
Монополия
Монополия – это крупный собственник (физическое или юридическое лицо), который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. [25, c.321]
Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияния на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Эти монополии могут преднамеренно изменить структуру рынка с помощью ряда подчиненных им организационных форм, таких как: картель, синдикат, трест и концерн.
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем, выпуске продукции, продажных ценах, распределении рынков и др.
Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.
Трест – монополия, в которой
создается совместная собственность данной
группы предпринимателей на средства
производства и готовую продукцию.
Концерн – союз
формально независимых предприятий( обычно
из разных отраслей промышленности, торговли,
транспорта и банков), в рамках которого
головная фирма организует финансовый(
денежный) контроль за всеми участниками.
Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба. [25, c.325]
Для рынка с монополистической
конкуренцией характерно следующее:
1) Товар каждой фирмы, торгующей на рынке,
является несовершенным заменителем товара,
реализуемого другими фирмами.
Продукт каждого продавца
обладает исключительными качествами
и характеристиками, которые служат
тому, чтобы некоторые покупатели
предпочли его товар товару конкурирующей
фирме. Дифференциация товара означает,
что предмет, продаваемый на рынке,
не является стандартизированным.
2) На рынке существует относительно большое
число продавцов, каждый из которых удовлетворяет
небольшую долю рыночного спроса на общий
тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.
При монополистической конкуренции
размеры рыночных долей фирм приходится
от 1% до 10% продаж на рынке в течение года.
3) Продавцы на рынке не считаются с реакцией
своих соперников, когда выбирают, какую
установить цену на свои товары или когда
выбирают ориентиры по объему годовых
продаж.
4) На рынке есть условия
для свободного входа и выхода.
При монополистической
Олигополия
Рынок олигополии состоит из
небольшого числа продавцов весьма чувствительных
к политике ценообразования и маркетинговым
стратегиям друг друга. Товары могут быть
схожими (сталь, алюминий), а могут быть
и несхожими (автомобили, компьютеры).
Небольшое число продавцов объясняется
тем, что новым претендентам трудно проникнуть
на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует
на стратегию и на действия конкурентов.
Олигополист никогда не испытывает уверенности,
что может добиться какого-либо долговременного
результата за счет снижения цен. С другой
стороны, если олигополист повысит цены,
конкуренты могут не последовать его примеру,
и тогда ему придется либо возвращаться
к прежним ценам, либо рисковать потерей
клиентуры в пользу конкурентов. Олигополистическая
взаимосвязь может привести не только
к ожесточенному противоборству, но и
к соглашению. Последнее имеет место тогда,
когда фирмы-олигополисты видят возможности
совместного увеличения своих доходов
путем повышения цен и заключения соглашения
о дележе рынка [29].
|
| |||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1.2.. Характерные черты и модели рынка
Вывод к параграфу 1.3.
В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Фирма может одновременно выступить с одним своим товаром на рынке чистой монополии, а с другим – на высококонкурентном рынке. В недрах олигополии возможно появление как монополий, так и свободной конкуренции.
Вывод к главе 1.
Конкуренция – одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Конкурентный рынок
Глава II. Влияние конкуренции на формирование и развитие рынка
2.1 Общее влияние конкуренции на развитие рынка
Конкуренция является движущей силой рынка, она является его главным механизмом и ведет к наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность. Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях [25, c.18].
Экономисты сходятся во взглядах,
что подверженная определенным ограничениям
и исключениям, чисто конкурентная
экономика приведет к наиболее эффективному
использованию редких ресурсов общества.
Таким образом, экономика конкурентных
цен стремится распределить ограниченные
количества ресурсов, имеющихся в
распоряжении общества, так, чтобы максимизировать
удовлетворение потребностей. Действительно,
эффективное использование