Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:19, курсовая работа
Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и ее значения в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
-Рассмотреть общее понятие и сущность конкуренции;
-Изучить различные подходы к определению конкуренции конкурентоспособности;
-Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
-Оценить роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования;
-Выявить общие проблемы развития конкурентного рынка в России;
-Проанализировать проблемы монополизации рынка и значение антимонопольного регулирования;
-Исследовать перспективы развития антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции в России.
Введение
Глава 1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1. Понятие конкуренции, и ее роль в экономике
1.2. Виды конкуренции в современной рыночной экономике
1.3. Современная конкуренция, как идеальный тип рынка
Глава 2. Влияние конкуренции на формирование и развитие
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3. Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России
3.2. Антимонопольное законодательство России
3.3. Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованных источников
1. отсутствие причины,
по которой конкурентная
2. распределяя ресурсы,
конкурентная модель не
3. отрасль с чистой
конкуренцией может мешать
4. конкурентная система
не обеспечивает ни широкого
диапазона выбора продуктов,
[15, c.14].
Вывод к параграфу 2.1.
В условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются.
2.2 Отрицательное
воздействие несовершенной
Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии:
- производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах;
- разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты;
- введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением [21, c.111].
Рассматривая проблему отрицательного
воздействия несовершенной
-
единая общенародная
-
централизованная плановая
-
малосубъектная система
-
централизованное
- регламентированные связи по отраслевому признаку;
-
централизованная система
-
единство номенклатуры
Вывод к параграфу 2.2.
Эффективно развивать внешнюю торговлю в условиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет. Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на
рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.
2.3 Необходимость государственного регулирования рынка
Государственное регулирование рынка необходимо. Причем необходимо оно по двум основным направлениям:
1.Защита конкуренции и препятствие монополизму;
2.Регулирование деятельности естественных монополий.
Реализация задачи защиты конкуренции и препятствия монополизму предусматривает:
и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Российской Федерации;
пространства на территории Российской Федерации;
регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;
повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;
и препятствия монополизму на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:
интересов потребителей;
приватизации и структурной перестройки экономики;
учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;
развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;
программно-реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре;
результатов [6, c.612].
Регулирование деятельности естественных монополий – это второе основное направление в государственном регулировании рынка. Применяются следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
1.Ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения
(установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
2.Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей [11, c.169].
Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей). [1, c.125]
В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. [3, c.105]
Органы регулирования естественных монополий осуществляют, контроль за:
-любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии
приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
-инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
- продажей, сдачей в аренду
или иной сделкой, в
Вывод к параграфу 2.3.
Такое государственное регулирование рынка способствует развитию конкурентных отношений и препятствует установлению государственного монополизма. В тоже время стоит отметить, что сегодня среди экономистов нет единого мнения о степени вмешательства государства в рыночное хозяйствование.
Вывод к главе 2.
Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.
Рынок представляет собой
хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный
характер, механизм, способный решать
основные экономические задачи, стоящие
перед обществом. Однако так бывает
не всегда. Поэтому необходимо государственное
регулирование рынка. Используются
следующие механизмы
Глава III. Регулирование конкурентных отношений в современной России
3.1 Развитие
конкурентных отношений в
В годы плановой экономики
в нашей стране конкуренция не
играла той роли, которая ей отводится
при рыночных методах хозяйствования.
С точки зрения организации плановой
экономики концентрация производства
в монополиях считалась наиболее
эффективным способом хозяйствования,
а конкуренция - источником хаоса
и кризисов перепроизводства. Благодаря
этому российская экономика превратилась
не только в систему