Конкуренция, ее сущность и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и ее значения в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
-Рассмотреть общее понятие и сущность конкуренции;
-Изучить различные подходы к определению конкуренции конкурентоспособности;
-Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
-Оценить роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования;
-Выявить общие проблемы развития конкурентного рынка в России;
-Проанализировать проблемы монополизации рынка и значение антимонопольного регулирования;
-Исследовать перспективы развития антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции в России.

Оглавление

Введение
Глава 1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1. Понятие конкуренции, и ее роль в экономике
1.2. Виды конкуренции в современной рыночной экономике
1.3. Современная конкуренция, как идеальный тип рынка
Глава 2. Влияние конкуренции на формирование и развитие
2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок
2.3. Необходимость государственного регулирования рынка
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России
3.2. Антимонопольное законодательство России
3.3. Экономическая оценка современного состояния конкуренции
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая на тему конкуренция.docx

— 148.37 Кб (Скачать)

Приспособленческий тип состоит в упреждении действий конкурентов в области модернизации производства. Он применяется, когда предприниматель не уверен в своих инновационных возможностях и старается скопировать прежде всего в сжатые сроки достижения своих соперников.

Гарантирующий тип призван обеспечить стабилизацию на продолжительную перспективу достигнутых позиций на рынке и повысить их за счет улучшения качества продукции, обновления ее ассортимента, предоставления дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием и др. Этот тип конкурентного поведения применяется тогда, когда предприниматель не обладает возможностью существенно изменить производственную и коммерческую программы и имеет слабую инновационную базу [5, c.315].

С образованием и развитием  мирового хозяйства возникает и  международная конкуренция.

Международная конкуренция  — это конкуренция национальных и транснациональных экономических субъектов за наиболее выгодные условия производства и реализации экономических благ на мировом рынке.

Международная конкуренция  объединяет внутриотраслевую и межотраслевую  формы конкуренции. Она способствует движению капиталов и товаров  между разными государствами, обеспечивает сбалансированное развитие мирового рынка  и глобального хозяйства. Доминируют на мировом рынке национальные и  транснациональные компании наиболее развитых стран мира [24, c.322].

Совершенная (свободная) конкуренция — это такая рыночная система, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее [7, c.401].

Совершенный конкурентный рынок характеризуется такими чертами:

-большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не оказывает влияние на рыночную цену, она формируется на основе спроса и предложения;

-каждый производитель выпускает однородный (стандартизированный) продукт, который не отличается от продукта других продавцов;

-барьеры для входа на рынок минимальны или отсутствуют вообще;

-никаких искусственных ограничений спроса, предложения, перемещения ресурсов;

-каждый продавец и покупатель владеет полной информацией о спросе, предложении и цене товаров на рынке [12, c.198].

В условиях совершенной конкуренции  отсутствует борьба с конкретным конкурентом. Она сталкивает фирму  с рынком. Рынок полностью обезличен. Все конкуренты независимы друг от друга, действия предпринимателя зависят  не от отдельного конкурента, а от рынка  вообще. Конкурентное поведение формируется  таким образом, что производители  должны оперативно реагировать на изменения  общих рыночных условий. [13, c.101].

Является ли чисто конкурентная отрасль, отраслью с постоянными или возрастающими издержками, конечное положение долговременного равновесия для каждой фирмы будет иметь те же самые основные характеристики. Как показано на рисунке цена (и предельный доход) установится на уровне, где она равна минимуму средних издержек. В условиях совершенной конкуренции кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке их минимума и, следовательно, равна средним издержкам.

В положении равновесия  как видно из рисунка 1.2 все находится в равенстве MR(P) = AC = MC. Это равенство говорит о том, что хотя конкурентная фирма может получать экономические прибыли и убытки в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR (P) = MC в долговременном периоде.

Таким образом, в долговременном периоде конкурентная цена будет  иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства. Это так, потому что экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией.

Наоборот, убытки вызовут  массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.

                                                             

 
 


Рис. 1.2. Положение равновесия конкурентной фирмы.

 

Тройное равенство MR (P) = AC = MC предполагает определенные выводы, касающиеся эффективности чисто конкурентной экономики, которые на практике имеют достаточно большое социальное значение. [26]

Однако в реальных условиях хозяйствования совершенной конкуренции  в чистом виде почти не существует. Более типичной для преобладающего количества современных рынков является несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция возникает там, где отсутствуют указанные выше условия свободной конкуренции. Главный признак несовершенной конкуренции – способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым дополнительную прибыль.

Различают три типа рыночных структур несовершенной конкуренции: рынок абсолютной (чистой) монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистической конкуренции [13, c.132].

Абсолютная монополия – это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необходимый товар по предложенной цене [9, c.15].

Вход новых фирм в отрасль  закрыт экономическими, техническими или юридическими барьерами, поэтому  одна фирма фактически представляет всю отрасль. Продукция недифференцированная и не имеет близких заменителей. Все это обеспечивает монополисту  получение монопольной сверхприбыли.

Аналогичная ситуация, при  которой в роли монополиста выступает  не продавец, а покупатель, определяется как чистая монопсония. Это рынок, где множество продавцов предлагает свою продукцию лишь одному покупателю. Ситуацию, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем, называют двусторонней, или билатеральной, монополией. Такой тип монополии  возникает на рынках водо-, тепло- и газоснабжения, рынках оружия, стратегических ресурсов и т. п. [9, c.22].

Однако рынок абсолютной монополии встречается очень  редко. Он, как и рынок абсолютной (свободной) конкуренции, является лишь идеальной моделью, к которой  стремятся реально существующие рынки. В современных условиях доминируют рынки монополистической и олигополистической конкуренции [8, c.29].

Монополистическая конкуренция — это такая ситуация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она базируется на дифференциации продукции [13, c.217].

Монополистическая конкуренция  синтезирует некоторые черты  совершенной конкуренции и монополизма.

Совершенную конкуренцию  она напоминает двумя аспектами:

-большое количество продавцов и покупателей;

-вход на рынок и выход из него — практически свободны, хотя и есть некоторые препятствия.

Отличие состоит в том, что при совершенной конкуренции  выпускается и продается продукция  идентичная (стандартизированная), а  при монополистической — дифференцированная (гетерогенная) [14, c.219].

Дифференциация товаров  создается благодаря высокому качеству продукции, совершенной форме, дизайну, более приемлемой упаковке, фирменным  маркам и знакам, лучшим условиям продажи  и после реализационного обслуживания, интенсивности рекламы, удобного места  продажи и т. п. Все это создает  определенные преимущества продавцам  этих товаров, привлекает покупателей, которые платят более высокую  цену за такие товары. В этом и  заключается монопольность производителей на свою дифференцированную продукцию, позволяющая им повышать цену и получать дополнительную прибыль [3, c.398].

Наиболее распространенными  рынками монополистической конкуренции  являются рынки одежды, обуви, безалкогольных напитков, парфюмерии, сельхозпродукции, услуг предприятий общественного  питания, шоу-бизнеса и т. п. Участниками  монополистической конкуренции  могут быть как крупные, так и средние и малые предприятия [21, c.71].

Олигополистическая  конкуренция – это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и реализацию основной массы товаров.

Для олигополии характерны следующие черты:

-малое количество предприятий в отрасли, которые могут контролировать основную часть рынка как однородной, так и дифференцированной продукции;

-высокие барьеры для входа в отрасль;

-большая взаимозависимость предприятий-олигополистов между собой как по цене, так и по выпуску продукции;

-контроль над ценой является существенным в случае согласования действий конкурирующих предприятий.

В зависимости от количества субъектов различают «жесткую» олигополию, когда на рынке главную роль играют 3—5 предприятий, и «мягкую» олигополию, когда основную часть продукции отрасли выпускают и продают 10 и больше предприятий [14, c.317].

Исходной моделью олигополистического  рынка является модель дуополии, когда  на рынке действуют и конкурируют  между собой только две фирмы. Существует еще и такая форма  несовершенной конкуренции, как  олигопсония. Это тип рыночной структуры, при которой функционирует небольшое  количество покупателей определенного  товара.

Предприятия-олигополисты владеют способностью реализовывать свою сверхприбыль на основе понимания своей взаимозависимости и прогнозирования реакции конкурентов в процессе принятия решений об объемах производства, или об уровне цен на свою продукцию. Они готовы идти или за олигополистом, «лидером по ценам», или присоединиться к общему курсу на рынке и согласовывать свою цену с другими предприятиями. Осознание своей зависимости каждым предприятием-олигополистом от реакции конкурентов называют олигополистической разумностью [21, c.162].

Показатели конкурентности и монопольной власти на рынке

Для определения степени  конкурентности и монопольной власти на рынке совершенной и несовершенной  конкуренции экономическая теория и практика использует ряд показателей. Наиболее известными из них являются: коэффициент Лернера (L) индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI), коэффициент рыночной концентрации (СR) [28].

Коэффициент Лернера (Lerner Index) позволяет определить степень конкурентности рынка и монопольной власти на нем отдельного хозяйствующего субъекта.

Показатель монопольной  власти, индекс Лернера, подсчитывается по формуле:

Формула 1.1.

Где: P — монопольная цена;

MC — предельные издержки.

Поскольку при совершенной конкуренции способность отдельной фирмы влиять на цены равна нулю (Р=МС), то относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретной фирмы рыночной власти.

Рис. 1.3. Соотношение Р и МС при монополии и совершенной конкуренции

         При чистой монополии в гипотетической модели коэффициент Лернера равен максимальному значению L=1. Чем выше значение данного показателя, тем выше уровень монопольной власти. Данный коэффициент может также быть выражен через коэффициент эластичности, используя универсальное уравнение ценообразования:

(P-MC)/P=-1/Ed.

Уравнение 1.1.

Мы получаем уравнение:

L=-1/Ed,

Уравнение 1.2.

Где Еd — эластичность спроса на продукцию фирмы по ценам.

Например, при эластичности спроса Е=-5 коэффициент монопольной власти L=0,2. Высокая монопольная власть на рынке не гарантирует фирме высокой экономической прибыли. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у нее выше средние совокупные издержки.

Коэффициент Лернера приобретает значение от 0 (на рынке совершенной конкуренции) до 1 (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Величина коэффициента Лернера прямо пропорциональна монопольной власти и обратно пропорциональна конкуренции. Преимуществом этого показателя является то, что он непосредственно отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии [28].

Важным показателем концентрации отраслевого объема продаж является индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindale-Hirahman Index. HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей хозяйствующих субъектов по формуле:

Индекс Херфиндаля-Хиршмана наиболее обобщающий показатель состояния рынка, который учитывает как количество предприятий, так и неравенство их положения на рынке.

Единицы измерения индекса Херфиндаля -Хиршмана: в процентах — от 0 до 10 000, в долях — от 0 до 1. Если показатель ННI приобретает значение 10 ООО, это означает существование абсолютной монополии. Если показатель ННI приобретает значение 0, то это означает полную деконцентрацию рынка.

При его расчете используют данные об удельном весе продукции  предприятия в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции  предприятия в отрасли, тем больше потенциальные возможности для  возникновения монополии. При расчете  индекса все предприятия ранжируются  по удельному весу от наибольшего до наименьшего:

Информация о работе Конкуренция, ее сущность и значение