Рыночная конкуренция: виды, сущность, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, сущности конкуренции, ее видов и значения в экономике.

Оглавление

Введение………………………………………………………………....3
Глава 1. Конкуренция. Ее сущность……………………………….......5
1.1 Понятие конкуренции. Развитие теоретических взглядов на конкуренцию…………………………………………………………5
1.2. Методы конкуренции………………………………………8
Глава 2. Виды и значение конкуренции……………………………….19
1. Виды конкуренции………………………………………...19
2. Особенности рынка совершенной конкуренции………...23
3. Особенности рынка монополии…………………………..27
4. Особенности рынка монополистической конкуренции…30
5. Особенности рынка олигополии………………………….33
6. Значение конкуренции для рыночной экономики……….35
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Глава 1 + Глава 2.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     В зависимости от степени осуществления  ее подразделяют на 3 вида:

     Ценовая дискриминация первого рода –  продажа товара продавцом по максимальной цене, которую потребитель готов заплатить за данный товар. Данный тип дискриминации ведет к полному изъятию потребительского излишка производителем. Данный тип дискриминации является идеальным и редко встречающимся на практике. Примером может послужить например такая ситуация, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как, например, врачи, юристы, бухгалтеры или архитекторы, которые имеют возможность более-менее точно оценить сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт.

     Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. К ценовой дискриминации второго рода относится, например, применение кумулятивных скидок в зависимости от времени реализации товара (услуги).

     3. Ценовая дискриминация третьей  степени (сегментация рынка) –  продажа единицы товара (услуги) по разным ценам на различных сегментах рынка. Сегментация или разделение рынка на отдельные подгруппы покупателей, каждая со своими особыми характеристиками спроса, позволяет фирмам проводить стратегию дифференциации продукта, чтобы удовлетворить потребности различных групп покупателей, увеличивая возможности сбыта своей продукции5.

     Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов. Вообще ценовая дискриминация  осуществима, когда реализуются  три условия.

     1. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или по крайней мере обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование.

     2. Продавец должен быть способен  выделять покупателей в отдельные  классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса.

     3. Первоначальный покупатель не  может перепродавать товар или  услугу. Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. Политика ценовой дискриминации, таким образом, была бы подорвана. Это верно означает, что отрасли услуг, например, отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации6.

     Ценовая конкуренция также делится на прямую и скрытую.

     При прямой ценовой конкуренции фирмы  широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%,  в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).

     При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов,  а в 1982 году – компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15%7.

     Ценовая конкуренция применяется главным  образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

     Механизм  ценовой конкуренции действует  следующим образом. Когда на рынке  действует небольшое количество фирм, доли которых примерно одинаковы или равны, они стремятся сохранить цену постоянной, при этом систематически снижая издержки за счет введения новых технологий, использования нового оборудования и т.д., тем самым снижая себестоимость продукции и, как следствие, максимизируют свою прибыль. Однако получение сверхприбыли этими предприятиями повлечет за собой то, что в отрасль начнут проникать другие фирмы, стремящиеся также получить большую прибыль от продажи данного типа продукции. Таким образом, фирмы-лидеры в этой отрасли начнут снижать цены на продукцию, а это приведет по цепной реакции к снижению цен на этот тип продукции у аналогичных предприятий. А это, в конечном итоге вызывает вытеснение неконкурентоспособных фирм из отрасли. Однако всегда найдутся фирмы, которые смогут пережить эту “войну цен“ и выйдут победителями, эти фирмы и дождутся новой волны повышения цен на данный тип продукции. Однако следует иметь в виду, что если фирмы находятся примерно в одинаковых условиях, то вести “ценовые войны” не только бессмысленно, но и расточительно.

     Таким образом, основное условие ведения  успешной конкурентной борьбы с помощью  цен – постоянное совершенствование  производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными  шансами снижения издержек производства.

     При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

     Проведенный анализ рыночного поведения хозяйственных  субъектов  позволяет  говорить о  возможностях развертывания ценовой  конкуренции, несмотря на имеющееся  многообразие различных товаров  и услуг, способных  удовлетворить одну и ту же потребность. Вместе с тем для данной рыночной структуры характерна и неценовая конкуренция. Основными формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта,  улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по  типу, стилю,  марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс успешен,  он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые  предпочитают ее товары аналогам  у  конкурентов.

     Однако  при наличии столь разнообразного ассортимента  предлагаемых товаров  и услуг всегда имеется возможность  нового предложения, которое будет  отличаться от уже имеющегося многообразия продуктов. Доскональное  изучение  разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.

     Дифференциация  продукта выступает своего  рода  компенсацией тех  недостатков,  которые присуще монополистической конкуренции и связаны прежде всего с издержками,  связанными с функционированием такой  рыночной  структуры. В  то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления,  с одной  стороны сбивает  с  толку потребителя,  усложняя процесс выбора,  с другой стороны,  может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно  часто предпочтение  одним  товарам  перед  другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены,  считая  что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

     Другой  формой  неценовой  конкуренции  является совершенствование конкурентами выпускаемых  продуктов  и  предлагаемых  услуг. Улучшение   качественных   характеристик  или  потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации  продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции.  Данная форма конкуренция имеет своим  следствием два  положительных момента,  помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей. Первый заключается в том, что удачное улучшение продукта  одной из фирм побуждает другие предприятия принимать необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров,  но и непосредственно  в области  ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.

     Второй  момент связан с появлением новых источников финансирования процесса дальнейшего совершенствования выпускаемого продукта или создание качественно нового товара. Успех в деле расширения продукта позволяет расширить производство, достигать оптимальных  его масштабов и получать в значительных объемах экономическую прибыль,  которая как раз и служит этим новым финансовым  источником.

     К числу неценовых методов относят  также предоставление большого комплекса  услуг (в том числе обучение персонала), бесплатное сервисное обслуживание, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования  на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

     В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые  исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

     В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом  ведения конкурентной борьбы, т.к. с  помощью рекламы фирмы не только    доносят     до    покупателей     информацию   о  потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

     Производитель в условиях монополистической конкуренции может, манипулируя продуктом, добиться, по крайней мере, временного преимущества над конкурентами. Такой же результат может быть достигнут производителем с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта. В то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама приспосабливает потребительский спрос к продукту.

     С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

     Цель  рекламы фирмы, действующей в  условиях монополистической конкуренции, простая. Фирма надеется увеличить  свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к  ее дифференцированному продукту. В переводе на специальные термины это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

     Огромные  расходы, связанные с рекламной  деятельностью, вызывают неоднозначные  оценки в отношении целесообразности рекламы.

     С одной стороны, утверждается, что  подобного рода деятельность носит  расточительный  характер  и  ослабляет  конкуренцию.  С  другой стороны, рекламе приписывается много  положительных моментов, которые  связаны как и с интересами потребителей,  так и эффективностью функционирования национальной экономики, а также с укреплением рыночных сил,  что ведет к  обострению  конкурентной  борьбы.  Итак, вкратце  остановимся как на положительных,  так и на отрицательных сторонах рекламной деятельности.

     В связи со столь двойственной оценкой  рекламной деятельности,  очевидно, законодательным и исполнительным органам страны необходимо  постоянно  отслеживать процессы рекламной  деятельности с целью принятия тех  или иных действенных мер, своевременно лимитировать, либо  не  допустить отрицательные последствия от рекламы. К недостаткам рекламы относят:

     - содержание рекламы часто неинформативно  и вводит в заблуждение   покупателей.

     - реклама требует больших финансовых  затрат,  они  увеличивают цену товаров, - потребителей побуждают тратить деньги на товары,  которые им в действительности не нужны.

     - средства массовой информации  зависят от рекламодателей,  это  ограничивает их свободу.

Информация о работе Рыночная конкуренция: виды, сущность, значение