Рыночная конкуренция: виды, сущность, значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, сущности конкуренции, ее видов и значения в экономике.

Оглавление

Введение………………………………………………………………....3
Глава 1. Конкуренция. Ее сущность……………………………….......5
1.1 Понятие конкуренции. Развитие теоретических взглядов на конкуренцию…………………………………………………………5
1.2. Методы конкуренции………………………………………8
Глава 2. Виды и значение конкуренции……………………………….19
1. Виды конкуренции………………………………………...19
2. Особенности рынка совершенной конкуренции………...23
3. Особенности рынка монополии…………………………..27
4. Особенности рынка монополистической конкуренции…30
5. Особенности рынка олигополии………………………….33
6. Значение конкуренции для рыночной экономики……….35
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Глава 1 + Глава 2.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Однако, монополистическая конкуренция  очень близка по многим показателям к конкуренции совершенной, практически не встречающейся в реальной жизни. Монополистическая конкуренция — это наиболее распространенный тип рыночных отношений. Он преобладает в сфере общественного питания, книгоиздании, производстве и продаже мебели, фармацевтических препаратов и т.д. Монополистические тенденции при данной модели выражены достаточно слабо, а потому считается, что государство может практически не регулировать рынок подобной структуры. 

     1.5 Особенности рынка олигополии.

     Олигополия  — это рыночная структура, при  которой в реализации какого-либо товара занимается не очень много продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.

     Обычно  на олигополистических рынках действует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

     Действия  олигополии включают в себя попытки  установить контроль над ценами, рекламирование продукции и установление величины выпуска. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые устанавливаются монопольными фирмами. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у Множества фирм.

     Олигополистические  рынки обладают следующими общими чертами.

     1.   На рынке действует всего несколько  фирм. Продукт, который они производят, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.

     2.   Некоторые фирмы в олигополистической  отрасли обладают крупными рыночными долями, поэтому некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

     3.   Фирмы в отрасли сознают свою  взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры.

     Единой  модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих соперников. При олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции. Действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли. 

     1.6.  Значение конкуренции для рыночной  экономики

     Теперь  нам следует более подробно  остановиться  на  вопросе  значения конкуренции в современной экономической  системе.

     Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение  участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие  создается  и поддерживается  свободой  выбора:  покупатель  имеет   возможность   выбрать определенного  контрагента  из  нескольких  или  многих  продавцов  какой-то необходимой ему продукции, такая же  возможность  имеется  и  у  продавца  — добровольно  решить  вопрос  о  географическом  месте,  времени  и  условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность  влияния  на контрагента. Если, например, вас  не  устраивает  качество  показа  фильмов, репертуар в каком-то  кинотеатре,  вы  можете  "наказать"  это  предприятие, отказав ему в  посещении,  стать  регулярным  клиентом  другого  кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как  вы,  поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник  окажется  в  довольно  трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается  влиятельным  инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

     Во-вторых, конкуренция создает одно из  главных  условий,  необходимых  для  эффективного  выполнения  ценой   координирующих   функций.   Свободное ценообразование —  это основной элемент рыночного  механизма, а значит,  можно утверждать,  что  конкуренция  является   условием   жизнеспособности   всей рыночной системы. Только  в условиях  конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов  и конечных  товаров.  Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

     В-третьих, конкуренция выступает как контрольная  система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция  проверяет бизнес  на  степень  его соответствия  общественным  интересам.  Не  все  предприятия  эту   проверку выдерживают, в  результате  конкуренции происходит  непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е.  определенная  часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". 

     В-четвертых,     конкуренция     создает     заинтересованность      в совершенствовании экономических ресурсов,  их  производственных  комбинаций, снижении  издержек  на  единицу  выпускаемой  продукции,  научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих  людей  связаны  с предложением  такого  экономического  ресурса,  как  трудовые   способности. Привлечение того или иного  работника,  цена  трудовых  услуг  —  заработная плата — в условиях конкуренции зависят от  качества  трудовых  способностей.

     Как правило, более  высокие  конкурентные  позиции  работника  приносят  ему больший  денежный  доход.  Значит,  здравомыслящий  человек  не   может   не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

     Предприятия ведут ценовую и неценовую  конкуренцию. Чтобы побеждать, то есть завоевывать большую сумму денежных  голосов  покупателей,  нужно  снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой  продукции,  думать  над  ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень  образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие  научно-технические разработки.

     Таким образом, подведем итог всему вышесказанному. Конкуренция — это процесс борьбы за платежеспособный спрос, так как, несмотря на многообразие форм проявления, суть отраслевого взаимодействия фирм сводится к одному — укреплению своего положения путем расширения контролируемой доли рынка. Однако, содержание самого процесса конкуренции зависит от факторов, обусловливающих тип рыночной структуры и характер взаимодействия фирм в отрасли. Главные критерии размежевания типов конкуренции связаны с объектностью конкурентных действий (продукт, цена, объем продаж) и принципами взаимодействия продавцов (учитывают или не учитывают поведение друг друга). Исходя из этого, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

     Характерной особенностью совершенной конкуренции является то, что продавцы не могут увеличивать свои доходы за счет повышения цены и единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства, а совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики.

     Несовершенная конкуренция представляет собой способ соперничества фирм, имеющих разные размеры и издержки, отличительные характеристики продукта и разные цели, а также применяющих различие конкурентные стратегии. Экономическое содержание конкуренции этого типа состоит в том, что рыночное взаимодействие фирм представляет собой постоянно модифицирующийся процесс противодействия господству на рынке отдельных фирм. А ее отличительной особенностью является использование преимущественно неценовых факторов конкуренции. Наиболее распространенные формы несовершенной конкуренции — это:

     а) монополистическая конкуренция, представляющая собой соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена уникальными особенностями их товара

     б) олигополия, представляющая собой соперничество между фирмами, рыночная власть вторых обусловлена их рыночной долей.

     Значение  конкуренции сводится к следующему:

  • конкуренция обеспечивает равноправия между различными субъектами рынка
  • конкуренция обеспечивает свободное ценообразование
  • конкуренция определяет эффективность частного предпринимательства и, в некоторой степени, наличие или отсутствие у бизнесмена такого фактора производства, как предпринимательские способности
  • благодаря конкуренции происходит постоянное совершенствование ресурсов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

     Таким образом, в курсовой работе я рассмотрел понятия конкуренции, ее сущность, виды и значение конкуренции для экономики в целом.

     Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая  состязательность за достижение лучших результатов области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С  другой стороны, конкуренция – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

     По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и  неценовую. Ценовая конкуренция может реализовываться в прямой и скрытой формах, а также в форме ценовой дискриминации. Методами неценовой конкуренции являются дифференциация продукта, реклама и улучшение качественных и потребительских свойств продукта, а также усовершенствование сервисного обслуживания.

     По  степени развития конкуренцию подразделяют на совершенную и несовершенную (монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).

     Модель  совершенной конкуренции показывает, как теоретически должна работать рыночная экономика, при которой исключаются какие – либо виды соперничества, как между продавцами, так и покупателями. Именно такой вид конкуренции А. Смит называл “невидимой рукой рынка” в условиях свободного ценообразования.

     При монополии один производитель, предлагающий уникальный товар будет использовать свою власть над рынком для установления цен на уровне, превышающем уровень конкурентных цен..

     Монополистическая конкуренция подразумевает такую  рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную, дифференцированную, продукцию. При этом ограничивается контроль над ценой, отсутствует взаимная зависимость, тайный сговор становится практически невозможным. Но существует вероятность того, что технический прогресс будет идти медленнее, чем при наличии крупных фирм.

     Олигополия  – это такая рыночная структура, при которой существует несколько  продавцов и доля каждого из них  в общих продажах на рынке настолько  велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведёт к изменению цены. Ключевым признаком олигополии является взаимозависимость фирм, простирающаяся на все сферы конкуренции.

     Из  всех форм конкуренции наиболее равновесной следует признать совершенную конкуренцию, так как именно удовлетворяет 2 параметрам экономической эффективности: оптимальному размещению ресурсов       (MC = P) и эффективному использованию ресурсов (P = LRMC = LRACmin).  Однако в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция, которая не удовлетворяет ни одному из условий эффективности в силу избытка производственных мощностей, и олигополия.

Информация о работе Рыночная конкуренция: виды, сущность, значение