Несовершенная конкуренция и рыночная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция - это один из важнейших признаков рыночного хозяйства, определяющий его сущность.
Понятие “конкуренция” происходит от латинского concurrere -сталкиваться. Оно означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Из определения конкуренции выделяется главное условие её существования - наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства возможно наличие нескольких конкурирующих субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия продажи товара, т.е. применять главные орудия конкуренции.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
1.1. Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике 5
1.2. Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции 7
1.3. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы 12
Глава 2. Рыночная власть.
2.1.Проявление рыночной власти на различных структурах рынка 18
2.2. Оценка рыночной власти 20
2.3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике 25
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

несовершенная конкуренция и рыночная власть.docx

— 104.70 Кб (Скачать)

 

2.3 Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике.

Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:

     -рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;

-характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;

рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами.

Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д.[3, с.333]

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер её зависит от развитости и степени монополизации производства.[]

В России началом создания антимонопольного законодательства стал «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон определили недобросовестные методы конкуренции, а именно:

-распространение ложных, неточных или искаженных сведений способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;

-введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;

-некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

-самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства. В частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства.

Роль конкуренции в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она прояляет себя как способ ориентирующих предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования.[10, с.144]

Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция- это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов, даже отраслей, являются формой борьбы за лучшие условия хозяйствования.

Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно- на рассредоточение экономической власти среди аспектов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур. Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию, какого- либо из преимуществ фирм, изначально обуславливая существование самых разновидных их типов и форм.[13, с.251]

Наконец, конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности, и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обуславливает необходимость непрерывного совершенствования форм  и способов хозяйствования.

Итак, роль и место  конкуренции в современной экономической системе состоит в следующем:

  1. Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений- продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора;
  2. Конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функции. Свободное ценообразование- это основной элемент рыночного механизма.
  3. Конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Она проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам.
  4. Конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек единицу выпускаемой продукции, научно- техническом обновлении производства.[4, с.455]

Таким образом, конкуренция - основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно- технического прогресса и снижения издержек производства и цен.

Конкуренция и рыночная власть- определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях их взаимодействия, создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

 

Заключение

За последние  десятилетия усиление конкуренции  отмечено фактически во всем мире. Еще  не так давно она отсутствовала  во многих странах и отраслях. Рынки  были защищены и доминирующие позиции  на них были четко определены. И  даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы.

Позитивное  влияние конкуренции на экономику  заключается в следующем:

1. она способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы.

2. она чутко  реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев ведет к  их снижению;

3. в известной  мере выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1. придает  бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы,  инфляции и банкротства;

2. ведет к  дифференциации доходов и создает  условия для их несправедливого  распределения;

3. ее следствием  может быть перепроизводство  товаров и недогрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

И в заключение, хотелось бы отметить, что современная  рыночная организация, а также основные модели рынка имеют довольно сложную  структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так  и несовершенной конкуренции.

В ходе создания курсовой работы, были рассмотрены и изучены  значения и сущность несовершенной конкуренции, некоторые аспекты конкуренции в целом, а также проявления рыночной власти на различных структурах рынка.

 

Список используемой литературы:

  1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. «Норма» М., 2002. - 319с.
  2. Селищев А.С. Микроэкономика «Питер» С.-П., 2002. -345с.
  3. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: 2005. - 520 с.
  4. О системе категорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. - М.: 2008. -256с
  5. Роббинс Л. Предмет экономической науки. - М.: 2003, т. 1, вып. 1. -258с.
  6. Самуэльсон П. Экономика. - М.: 2004. -329с.
  7. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. - Киров: 2005. -459с.
  8. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. - М.: 2005. -520с.
  9. Борисов Е.Ф. Учебное пособие по экономической теории. М:2009. -478с.
  10. Куликов Л.М. Учебник: Экономическая теория. М:2005г.-432стр.
  11. Камаева В.Д. Экономическая теория. М:2004. -640с.
  12. Экономика: Учебное пособие. Часть1.Микроэкономика/Под ред. Е.В.Денискиной. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005г. -234стр.
  13. Николаева И.П. Учебник: Экономическая теория. М: Финстатинформ 2009. -399стр.
  14. Макроэкономика. Ивашковский С.Н. М.: «Дело», 2000 г. -525с.
  15. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Макроэкономика. - С.-Пб., 2004. -600с.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и рыночная власть