Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:35, курсовая работа
Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.
Введение
1 Несовершенная конкуренция
1.1 Сущность и признаки несовершенной конкуренции, и ее роль в экономике
1.2 Особенности несовершенной конкуренции в Российской Федерации
2 Формы несовершенной конкуренции
2.1 Монополистическая конкуренция
2.2 Олигополия
2.3 Монополия
3 Экономические эффекты несовершенной конкуренции
3.1 Положительные факторы
3.2 Отрицательные факторы
Заключение
Список используемых источников
Содержание
Введение
1 Несовершенная конкуренция
1.1 Сущность и признаки несовершенной конкуренции, и ее роль в экономике
1.2 Особенности несовершенной конкуренции в Российской Федерации
2
Формы несовершенной
2.1 Монополистическая конкуренция
2.2 Олигополия
2.3 Монополия
3
Экономические эффекты
3.1 Положительные факторы
3.2 Отрицательные факторы
Заключение
Список
используемых источников
Ведение.
Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
рынок,
на котором не соблюдается хотя бы
один из признаков совершенной
характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно - технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ».
Большинство
случаев несовершенной
Во-вторых,
рынки имеют тенденцию к
Несовершенную
конкуренцию принято
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей.
Цель данной работы – выявление современной антологической направленности проблем по теме «Несовершенная конкуренция: сущность, признаки, формы».
В данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть
сущность и признаки
2.Описать
особенности несовершенной
3.Изучить
формы несовершенной
4.Выяснить
положительные и отрицательные факторы
несовершенной конкуренции.
1
Несовершенная конкуренция.
1.1 Сущность и признаки несовершенной конкуренции, и её роль в экономике.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей, или даже одного предпринимателя, произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
Чистая
монополия и совершенная
При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, это монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными хотя и взаимозаменяемыми.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
Моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие признаки:
- несколько или одна фирма;
- наличие барьеров вступления в отрасль;
-
возможность в определенных
-
использование неценовых
-
сочетание рыночной
Государство,
стремясь поддержать рыночную систему,
защитить права потребителей, не допустить
недобросовестную конкуренцию, регулирует
в той или иной степени деятельность на
рынках несовершенной конкуренции.
1.2Особенности несовершенной конкуренции в Российской Федерации.
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб.
Советской
экономике была свойственна непропорционально
высокая доля крупных и крупнейших
предприятий и чрезвычайно
Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали “снизу” в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались “сверху” и действовали в тепличных условиях. При капитализме прорывается предприятие -лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Сегодня
антимонопольное
Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления.
Уровень развития конкуренции в нашей стране недостаточен, потому что приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; малый бизнес так и не получил должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации.
Как
показывает зарубежный опыт, чем выше
доход малых предприятий в
общем числе хозяйствующих