Несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:
рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

Оглавление

Введение
1 Несовершенная конкуренция
1.1 Сущность и признаки несовершенной конкуренции, и ее роль в экономике
1.2 Особенности несовершенной конкуренции в Российской Федерации
2 Формы несовершенной конкуренции
2.1 Монополистическая конкуренция
2.2 Олигополия
2.3 Монополия
3 Экономические эффекты несовершенной конкуренции
3.1 Положительные факторы
3.2 Отрицательные факторы
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     В США мелкими и средними фирмами производится около половины валового национального продукта, они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий. 

     3. Отрицательные факторы .

     1. Влияние на рыночные отношения.

     Без ликвидации монополии в сфере  производства и обращения ни о  каком рынке речь идти не может, так  как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые.

     В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

     Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.

     В нашей стране исследования проблем  монополии и путей ее ликвидации находятся на первоначальном этапе. Отсутствуют какие- либо масштабные работы по данной проблеме.

     2. Монопольная цена.

     Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной  сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря - это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.

     Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества.

     Так, монополистические объединения  стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров  отрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен – одна из решающих причин инфляции.

     Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало  спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.

     Монополия предполагает, что в отрасли имеется  только один производитель, который  полностью контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и так далее.

     Монополии стремятся также быть единственным покупате лем определенного продукта. Искусственно ограничивая на ка кое-то время свои закупки, они добиваются того, чтобы предло жение товаров ей стороны продавцов превышали спрос со сто роны монополий. Это позволяет устанавливать монопольно низ кие цены, уровень которых не достигает общественно необходи мых затрат труда. В этом случае монопольный доход представляет разницу между стоимостью (или равновесной ценой това ра) и монопольно низкой ценой. Другими словами, он является вычетом из нормального дохода продавцов.

     Именно  таким путем происходит ограбление капиталисти ческих предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран  Азии, Африки и Латинской Америки: иностранные монополии, закупают у  них дешевое сырье, монополии  добиваются такой динамики цен, чтобы  увеличивался разрыв между ценами на продаваемые и покупаемые товары, именуемый «ножницами цен».

     В нашей стране «ножницы цен» использовались в период индустриализации и технического перевооружения промышленности. Государство  устанавливало относительно высокие  цены на промышленные товары и низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, что нанесло большой ущерб экономике села. Высокий уровень монополизации во всех сферах народного хозяйства противодействует созданию механизма рыночно го ценообразования. Это наглядно проявилось в условиях либерализации цен, которые оказались на словах свободными, а на деле монопольными, которые вышли из-под контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои положительные и отрицательные стороны. Монополии есть результат стремления победить в конкурентной борьбе. Следовательно, конкуренция и монополизм — это не две различные и взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны рыночного взаимодействия. Концентрация и централизация ведут к появлению монополий.

     Методы  и средства конкурентной борьбы монополий: лишение сырья, рабочей силы путем  «альянсов», подвоза, сбыта, кредита, договор  с покупателем о ведении торговли исключительно с монополиями, сбивание цен, захват патентов на открытия и технические усовершенствования, захват в свои руки производства оборудования, диверсификация и др.

     Монопольная власть на рынке — величина, обратная эластичности спроса на продукцию фирмы. Известны два показателя, характеризующие рыночную власть: индекс Лернера (высокие прибыли — признак монополизма) и индекс Хервиндаля — Хиршмана (удельный вес продукции фирмы в отрасли).

     В силу того что монополии имеют  не только положительные стороны, но и недостатки, необходимо антимонопольное регулирование, направленное против накопления монополиями и олигополиями опасной для общества монопольной власти. Современное антимонопольное регулирование сводится к трем группам мер: административно-правовое воздействие, административно-экономическое и экономическое воздействие, проводимое государством.

     Говоря  о рынке несовершенной конкуренции, можно углубляться в анализ, к  примеру, олигополии или же монополистической  конкуренции, которые являются реальными  субъектами рынка несовершенной конкуренции. Монополию можно охарактеризовать как рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей этого товара. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив, в результате чего покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. В противоположность субъекту рынка совершенной конкуренции, который "соглашается с ценой", монополист диктует цену, то есть осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения. При нисходящей кривой спрос на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта. Одним из важнейших отличительных признаков монополии является наличие барьеров для входа в отрасль, то есть ограничителей, которые предотвращают появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для поддержания монопольной власти.

Информация о работе Несовершенная конкуренция