Конкуренция: совершенная и несовершенная

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Так же в работе рассмотрены такие виды конкуренции, как ценовая и неценовая конкуренция.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……….…...

1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции.……………...

1.1 Понятие конкуренции.………………………………………………..

1.2 Виды конкуренции.. ………………………………………………….

1.2.1 Совершенная конкуренция………………………………….

1.2.2 Несовершенная конкуренция………………………………..

1.3 Основные функции конкуренции.……………………………...........

2. Несовершенная конкуренция.……………………………………………….

2.1 Модели несовершенной конкуренции.…………………………….

2.2 Формы конкуренции в

условиях монополистического производства…………………….

2.3 Монопольные цены и поведение монополистов.…………………...

2.3.1 Предельный доход монополиста……………………………...

2.3.2 Максимизация прибыли монополистом……………………...

3. Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………

3.1 Неценовая конкуренция……………………………………………….

3.2 Ценовая конкуренция………………………………………………….

Заключение……………………………………………………….…........….......

Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 88.28 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………..……….…...

1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции.……………...

     1.1 Понятие конкуренции.………………………………………………..

     1.2 Виды конкуренции.. ………………………………………………….

           1.2.1 Совершенная конкуренция………………………………….

           1.2.2 Несовершенная конкуренция………………………………..

     1.3 Основные функции конкуренции.……………………………...........

2. Несовершенная конкуренция.……………………………………………….

     2.1  Модели несовершенной конкуренции.…………………………….

    2.2 Формы конкуренции в

         условиях монополистического производства…………………….

     2.3 Монопольные цены и поведение монополистов.…………………...

         2.3.1 Предельный доход монополиста……………………………...

         2.3.2 Максимизация прибыли монополистом……………………...

3. Ценовая и  неценовая конкуренция……………………………………………

     3.1 Неценовая конкуренция……………………………………………….

     3.2 Ценовая конкуренция………………………………………………….

Заключение……………………………………………………….…........….......

Список  литературы…………………………………………………………....... 

 

      Введение.

      ХХ  век в мировом экономическом  развитии без сомнения можно назвать  веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело  международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов "Экономикс" К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: "Конкуренция  представляет собой основную регулирующую силу при капитализме".

      Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

      В основе действия рыночного механизма лежат законы стоимости,

ценности, полезности, которые реализуются  через различные типы цен: цены эквивалентного обмена (определяемые не только полезностью, но и затратами, которые общество должно заплатить за производство того или иного товара или услуги), равновесные, монопольные, дискриминационные, зональные и другие цены.

      Конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма, что позволяет выделить в рыночном механизме две стороны:

      механизм  взаимосвязи спроса и предложения  с целевой функцией их сбалансирования;

      механизм  конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей. [1, с.128] 

      Конкуренция - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция  между производителями. Аналогично определяется конкуренция между  потребителями как  взаимоотношения  по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

      Динамика  экономического развития мирового сообщества свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики  любой страны.

      Целью данной работы является  рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение  ее функций в экономике, а также  выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено  несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции  сейчас наиболее распространена. Так же в работе рассмотрены такие виды конкуренции, как ценовая и неценовая конкуренция.

 

      

      1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции.

      1.1 Понятие конкуренции.

      Конкуренция (от лат. «concurrentia »— столкновение, состязание) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность -  монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

      Основными показателями являются:

    1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
    2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
    3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
    4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

      Данные  аспекты определяют способность  отдельных фирм воздействовать на рынок  и контролировать цену. Чем меньше рыночная власть фирм, тем более  конкурентоспособен рынок. [3, с.128]

 

      

      1.2 Виды конкуренции.

    В экономической теории указанные  характеристики являются критерием  классификации рынка и рыночных структур. Принято выделять четыре основные рыночные структуры:

  • совершенная конкуренция;
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия;
  • чистая монополия. [3, с.129]
 

      Классификация рыночного соперничества приведена на рис.1 :

1.2.1 Совершенная  конкуренция.

      Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной  обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество  независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких  количествах, а также:

      1. Объём производства отдельной  фирмы является  незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

      2. Реализуемые каждым производителем  товары являются     однородными;

      3. Покупатели хорошо информированы  о ценах, и если кто-то повысит  цену на свою продукцию, то  потеряет покупателей;

      4. Продавцы действуют независимо  друг от друга;

      5. Доступ на рынок никем и  ничем не ограничен;

      6. Отдельные фирмы не контролируют  цены на рынке. [3, с.129]

         Последнее условие предполагает  возможность каждому гражданину  стать свободным предпринимателем  и применить свой труд и  материальные средства в интересующей  его отрасли хозяйства. Покупатели  же должны быть свободны от  всякой дискриминации и иметь  возможность купить товары и  услуги на любом рынке. Соблюдение  же всех условий обеспечивает  свободную связь между производителями  и потребителями. Совершенная  конкуренция является также условием  формирования рыночного механизма,  образования цен и самонастройки  экономической системы через  достижение равновесного состояния,  когда эгоистические побуждения  отдельных индивидов к получению  собственной экономической выгоды  обращаются на благо всего  общества. Нетрудно видеть, что ни  один реальный рынок не удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Поэтому  схема совершенной конкуренции  имеет в основном теоретическое  значение. Однако она является  ключом к  пониманию более  реальных рыночных структур. И  в этом ее ценность.

[4, с.109] 

 

      1.2.2 Несовершенная конкуренция.

      Несовершенная конкуренция отличается главным  образом тем, что монополии имеют  возможности влиять на условия реализации товаров.

      Полная (чистая) монополия предполагает наличие единого продавца, производящего данный недифференцированный продукт, не имеющий субститутов (взаимозаменяемых товаров). Монополист как продавец вступает в обмен с покупателями его продукции, стремится установить такой уровень монопольных цен, при котором прибыль была бы максимальной. Имеет место значительный контроль над ценами и очень высокие барьеры входа в отрасль.

      Олигополия  предполагает существование нескольких производителей, причем доля рынка у каждой фирмы велика; фирмы зависимы друг от друга но возможен сговор фирм; производимый продукт однороден или дифференцирован; существуют высокие барьеры входа в отрасль. Олигополия существует в двух видах:

а) имеются базовые отрасли с однородной продукцией и большим 
размером предприятий;

б) имеется несколько продавцов, продающих дифференцированные, 
т. е. неодинаковые, товары.

      При этом осуществляется некоторый контроль над ценами. [4, С.108-109]

      Монополистическая конкуренция с дифференциацией  продукта предполагает, что и при повышении цены объем сбыта может не сокращается, а увеличиться. Это связано с более высоким качеством товара, его потребительскими свойствами, которые привлекают покупателя и при повышении цены. В условиях монополистической конкуренции существует множество производителей, действующих независимо друг от друга. Она так же предполагает низкие барьеры входа в отрасль, отсутствие сговора и частичный контроль над ценами со стороны отдельных фирм. [2, с.197]

1.3 Основные  функции конкуренции.

      Конкуренция способствует установлению равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют  настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет  оказывать ощутимого влияния  на цену товара. Производитель, равно  как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.  “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной  выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”.

      Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько  капитала они должны вложить в  производство того или иного товара. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

      Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью.

      При противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует  множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка. [4, с.100]

Информация о работе Конкуренция: совершенная и несовершенная