Конкуренция: совершенная и несовершенная

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Так же в работе рассмотрены такие виды конкуренции, как ценовая и неценовая конкуренция.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……….…...

1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции.……………...

1.1 Понятие конкуренции.………………………………………………..

1.2 Виды конкуренции.. ………………………………………………….

1.2.1 Совершенная конкуренция………………………………….

1.2.2 Несовершенная конкуренция………………………………..

1.3 Основные функции конкуренции.……………………………...........

2. Несовершенная конкуренция.……………………………………………….

2.1 Модели несовершенной конкуренции.…………………………….

2.2 Формы конкуренции в

условиях монополистического производства…………………….

2.3 Монопольные цены и поведение монополистов.…………………...

2.3.1 Предельный доход монополиста……………………………...

2.3.2 Максимизация прибыли монополистом……………………...

3. Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………

3.1 Неценовая конкуренция……………………………………………….

3.2 Ценовая конкуренция………………………………………………….

Заключение……………………………………………………….…........….......

Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 88.28 Кб (Скачать)

     Различают ценовую и неценовую конкуренцию.

     Из  двух основных видов конкуренции - ценовой  и неценовой - предприятия на крайне невыгодных для себя условиях оказались  вовлечены в наиболее жесткую  из них, а именно в ценовую конкуренцию.

     Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен  на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда  данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

     1. Продавец должен быть монополистом  или обладать некоторой степенью  монопольной власти;

     2. Продавец должен быть способен  выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность  платить за продукт;

     3. Первоначальный покупатель не  может перепродавать товар или  услугу.

     Неценовая конкуренция проводится, главным  образом, посредством совершенствования  качества продукции и условий  её продажи, «сервизации» сбыта. Неценовая конкуренция сосредотачивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

     Неценовая конкуренция путём сбыта продукции  получила название конкуренции по условиям продаж.

     При ценовой конкуренции продавцы двигаются  по кривой спроса, повышая или понижая  свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и  легко изменить, учитывая факторы  спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.

     

     При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.

 

    1. Неценовая конкуренция.

     Проведенный анализ рыночного поведения хозяйственных  субъектов в условиях монополистической  конкуренции позволяет говорить о возможностях развертывания ценовой  конкуренции, несмотря на имеющееся  многообразие различных товаров и услуг, способных удовлетворить одну и ту же потребность. Вместе с тем для данной рыночной структуры характерна и неценовая конкуренция. Основными формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта, улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по типу, стилю, марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс успешен , он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей , которые предпочитают ее товары аналогам у конкурентов.

     Однако  при наличии столь разнообразного ассортимента предлагаемых товаров  и услуг всегда имеется возможность  нового предложения, которое будет  отличаться от уже имеющегося многообразия продуктов.

     Дифференциация  продукта выступает своего рода компенсацией тех недостатков, которые присуще  монополистической конкуренции  и связаны прежде всего с издержками, связанными с функционированием такой рыночной структуры. В то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления, с одной стороны сбивает с толку потребителя, усложняя процесс выбора, с другой стороны, может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно часто предпочтение одним товарам перед другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены, считая что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

     Другой  формой неценовой конкуренции является совершенствование конкурентами выпускаемых  продуктов и предлагаемых услуг. Улучшение  качественных  характеристик или потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции. Данная форма конкуренция имеет своим следствием два положительных момента, помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей. Первый заключается в том, что удачное улучшение продукта одной из фирм побуждает другие предприятия принимать необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров, но и непосредственно в области ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.

     Второй  момент сопряжен с появлением новых  источников финансирования процесса дальнейшего совершенствования выпускаемого продукта или создание качественно нового товара. Успех в деле расширения продукта позволяет расширить производство, достигать оптимальных его масштабов и получать в значительных объемах экономическую прибыль, которая как раз и служит этим новым финансовым источником.

     Нельзя не обращать внимание на имитационную деятельность фирм в данной области. У фирмы-имитатора активность на совершенствование продукта, как правило, ограничиваются незначительными поверхностными изменениями продукта, добиваясь внешнего эффекта, выдающего кажущиеся изменение в продукте за действительные, а также априори закладывают моральный износ в усовершенствованный продукт, что вызывает быстрое разочарование покупателя в обладании продуктом, на смену которого пришла уже его новая модель. Ясно, что подобное направление деятельности фирм объективно ведет к расхищению ограниченных ресурсов и вызывает рост потребительских расходов населения. Особое место в системе рыночных структур занимает реклама, однако наиболее интенсивно она проводится в условиях монополистической конкуренции и олигополии. Она призвана приспосабливать потребительский спрос к продукту. Огромные расходы, связанные с рекламной деятельностью, вызывают неоднозначные оценки в отношении целесообразности рекламы.

     С одной стороны, утверждается, что  подобного рода деятельность носит  расточительный характер и ослабляет конкуренцию. С другой стороны, рекламе приписывается много положительных моментов, которые связаны как и с интересами потребителей, так и эффективностью функционирования национальной экономики, а также с укреплением рыночных сил, что ведет к обострению конкурентной борьбы.

     В связи со столь двойственной оценкой  рекламной деятельности, очевидно, законодательным и исполнительным органам страны необходимо постоянно  отслеживать процессы рекламной  деятельности с целью принятия тех  или иных действенных мер, своевременно лимитировать, либо не допустить отрицательные  последствия от рекламы. Это относится прежде всего к сегодняшней России, которую захлестнула настоящая рекламная вредоносная вакханалия, которая наносит ущерб не только национальной экономике, но и здоровью, психике населения. К недостаткам рекламы относят:

     - содержание рекламы часто неинформативно  и вводит в заблуждение покупателей.

     - реклама требует больших финансовых  затрат, они увеличивают цену  товаров. - потребителей побуждают тратить деньги на товары, которые им в действительности не нужны.

     - средства массовой информации  зависят от рекламодателей, это  ограничивает их свободу.

     Однако  нельзя забывать и неоспоримые плюсы  рекламной деятельности:

     - реклама обеспечивает потребителей  информацией о ценах , последних новинках на товарном рынке.

     - реклама часто приводит к снижению  цен. Создавая массовые рынки,  реклама позволяет уменьшить  себестоимость продукции, что  дает возможность производителям  понижать издержки. Этой экономией  пользуется потребитель.

     - реклама стимулирует конкуренцию,  и от этого выигрывают потребители  и все общество .

     - доходы от рекламы оплачивают  большую часть расходов на  журналы и газеты, всю стоимость  коммерческого радио и ТВ.

     - реклама приносит пользу экономики  в целом , стимулируя потребительский спрос влияет на оживление экономики. Реклама помогает поддерживать спрос на нужном уровне.

     Второй  момент снижения эффективности рыночного  механизма монополистической конкуренции  обусловлен достижением такого объема производства, который меньше масштаба производства, обеспечивающего минимизацию  средних издержек. В реальной действительности это может проявляется в неполной загруженности имеющихся производственных мощностей.

     Неэффективно  задействовать резервные производственные мощности, если на рынке будет конкурировать  меньшее число фирм. В целом  такая неэффективность не может  не сказаться на ухудшении благосостояния потребителей.

     Однако, исходя из вышеизложенных посылок , вряд ли стоит делать вывод о нежелательности монополистической конкуренции. Во-первых, потому что монопольная власть отдельных фирм при таких рыночных структурах весьма невелика, а следовательно, и убытки от такой власти незначительны. Во-вторых, негативные аспекты монополистической конкуренции компенсируются таким существенным преимуществом, как возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и их марок.

      

     3.2 Ценовая конкуренция.

     Ценовая конкуренция восходит к тем далеким  временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал  внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

     Когда рынки монополизированы, разделены  между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства и соответствующего   повышения массы прибыли.

     Когда же установилось равновесие, новая  попытка снизить цену приводит к  тому, что конкуренты реагируют точно  также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли  падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед  и вытеснения конкурентов наступают  неожиданные разорения и банкротства.

     Вот почему в наши дни нередко наблюдается  не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских  свойств товаров, которое невозможно отрицать.

     Ценовая конкуренция применяется главным  образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества  с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Информация о работе Конкуренция: совершенная и несовершенная