Конкуренция: совершенная и несовершенная

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Так же в работе рассмотрены такие виды конкуренции, как ценовая и неценовая конкуренция.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……….…...

1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции.……………...

1.1 Понятие конкуренции.………………………………………………..

1.2 Виды конкуренции.. ………………………………………………….

1.2.1 Совершенная конкуренция………………………………….

1.2.2 Несовершенная конкуренция………………………………..

1.3 Основные функции конкуренции.……………………………...........

2. Несовершенная конкуренция.……………………………………………….

2.1 Модели несовершенной конкуренции.…………………………….

2.2 Формы конкуренции в

условиях монополистического производства…………………….

2.3 Монопольные цены и поведение монополистов.…………………...

2.3.1 Предельный доход монополиста……………………………...

2.3.2 Максимизация прибыли монополистом……………………...

3. Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………

3.1 Неценовая конкуренция……………………………………………….

3.2 Ценовая конкуренция………………………………………………….

Заключение……………………………………………………….…........….......

Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 88.28 Кб (Скачать)

         Можно взять лаконичное, но емкое определение чистой монополии из работы Эдвина Дж. Долана и Дэйвида Е. Линдсея «Рынок: микроэкономическая модель»: «Монополия – ситуация, при которой на рынке  есть всего один продавец какого-либо товара или услуги».

 

2.2 Формы конкуренции в условиях монополистического производства.

   В период монополистической конкуренции  основными её формами выступают:

  1. научно-техническое соперничество;
  2. промышленно-производственное соперничество;
  3. торговое соперничество.

   Научно-техническое  соперничество. Борьба за повышение  конкурентоспособности фирмы проводится путём:

  1. разработки новых продуктов;
  2. внедрения современных технологических    процессов;
  3. накопления и использованья научно-технической информации;
  4. приобретения и использованья патентов.

  При научно техническом соперничестве обычно используются две модели:

     А)  Конкурентная модель – основывается на том, что конкурирующие фирмы         используют наиболее эффективную из известной производственной техники; прибыли от НТП могут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы  могут копировать любую техническую  новинку; прибыль от нововведений получают после внедрения новаций все  конкурирующие фирмы, но затраты  на технические исследованья несут  только разработчики

     Б)   Монополистическая модель – основывается на том, что чистый монополист имеет  возможность постоянно получать значительные прибыли за счёт нововведений. Он имеет большие финансовые ресурсы  для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую  технику или продукцию ослабевают в силу монополизации рынка. Монополисты, чтоб избежать потерь за счёт морального износа машин и оборудованья, могут  скрывать вновь созданные технику и продукцию.

     Промышленно-производственное соперничество проявляется в  виде наращиванья производственных возможностей, освоения новых видов  продукции и снижения издержек производства. В условиях совершенной конкуренции  производственная эффективность достигается  за счёт того, что свободный вход на рынок и выход фирмы с  рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются низшем уровне и согласуются со средними валовыми издержками. В условиях чистой монополии фирма может уменьшить  объём выпуска продукции, назначить  более высокие цены, снизить за счёт этого расход ресурсов и максимизировать  прибыли. Однако в условиях конкуренции  положение осложняется за счёт издержек, которые могут увеличиваться  или снижаться. При этом используются два подхода – эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности».

     А)  Эффект масштаба. При данной технологии и издержках производства потребительский  спрос может быть недостаточным, чтоб поддержать большое количество конкурирующих фирм, производящих такой  объём продукции, который позволяет  каждой из них реализовать существующий эффект от роста масштабов. В таких  случаях фирма должна быть по отношению  к рынку большой, т.е. она должна быть монополистической, способной  эффективно производить продукцию  при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.

     Б)   Х-неэффективность. Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной и которая  позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого  уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности  снижения издержек. Для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объёма производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счёт уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работой некомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы.

     Торговое  соперничество. Эта форма соперничества  основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трёхстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам;         во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам;  в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким ценам и за приобретение товаров по более низким ценам.

 

    2.3 Монопольные цены и поведение монополистов. 

        Сущность и особенности всех монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

     Монополисты завоёвывают рынок, чтобы с помощью  устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким  способом они получают гораздо большие  доходы по сравнению с их средних уровнем, установившимся в национальном хозяйстве.

     Монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают цены на производимую ими продукцию. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится продать как можно больше и получить при этом максимальное количество прибыли. В условиях совершенной конкуренции при определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения совершенно не принимают во  внимание объективно необходимый объём производства благ. Поэтому при определении динамики цен на продукцию монополий вообще отсутствует кривая предложения. Эти организации манипулируют законом спроса: воздействуют на цену и объём спроса в своих интересах. Господствующие на рынке фирмы используют в качестве своего основного инструмента монопольную цену.

        Монопольная цена – особый  вид рыночной цены, которая устанавливается  на уровне выше или ниже  общественной стоимости или равновесной  цены в целях получения монопольной  прибыли. 

     Когда на рынке действует монополия, скупающая продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, поэтому не образуется равновесная цена.

        Правила поведения фирм-монополистов  зависят от того, как они ведут  своё «ценопроизводство»:

  1. Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.
  2. Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у массы мелких ферм. Также монопсонии западных стран издавна закупают дешёвое сырьё у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао).
  3. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую «дань» посредством так называемых «ножниц цен». Речь идёт о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение основывается на расширении зон дефицита и избытка товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

      В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырьё, чем нанесло большой ущерб экономике сёл. До сих пор такого рода «ножницы цен» не устранены. Например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию.

  1. Монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.

        Значит, поведение фирм-монополистов  наносит ущерб производственным  возможностям страны. [2, С.199-201]

     2.3.1 Предельный доход монополиста.

     Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.

     Кривая предельного дохода лежит ниже кривой рыночного спроса. Поскольку монополист — единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден , снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую.

     

     Рис. 3 Цена и предельный доход фирмы-монополиста: D — спрос; MR — предельный доход

     Например, монополист может продать по цене 800 руб. только 
одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он 
должен снизить цену до 700 руб. как на первую, так и на вторую 
единицу продукции. Чтобы продать три единицы продукции, цена 
должна стать равной 600 руб. за каждую из них, четыре единицы — 
500 руб. и т.д. Доход фирмы-монополиста соответственно соста 
вит при продаже: 1 ед. — 800 руб.; 2 ед. — 1400 (700 -2); 3 ед. — 1800 
(600 -3); 4 ед.- 2000 (500 -4). 

     Соответственно предельный (или дополнительный) в результате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит: 1 ед. - 800 руб.; 2 ед. - 600 (1400 - 800); 3 ед. - 400 (1800 -1400); 4 ед. - 200 (2000 - 1800).

     Кривые спроса и предельного дохода показаны как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными, чем в условиях конкуренции.

     [6, С 241-242]

2.3.2 Максимизация  прибыли монополистом.

        Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, можно обратиться к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах.

     Предположим, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 руб. поэтому предельный доход сокращается на 4 руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать 'прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком ^ьеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., это эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем 'к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

     На  конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополи.

     

     Рис. 4 Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D —спрос; MR —предельный доход; МС — предельные издержки.

     Поскольку в примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпушена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.

     Любая фирма, спрос на продукцию которой  не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии. [6, С 244-245] 

 

     

     3. Ценовая и неценовая конкуренция.

Информация о работе Конкуренция: совершенная и несовершенная