Конкуренция: совершенная и несовершенная

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Так же в работе рассмотрены такие виды конкуренции, как ценовая и неценовая конкуренция.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..……….…...

1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции.……………...

1.1 Понятие конкуренции.………………………………………………..

1.2 Виды конкуренции.. ………………………………………………….

1.2.1 Совершенная конкуренция………………………………….

1.2.2 Несовершенная конкуренция………………………………..

1.3 Основные функции конкуренции.……………………………...........

2. Несовершенная конкуренция.……………………………………………….

2.1 Модели несовершенной конкуренции.…………………………….

2.2 Формы конкуренции в

условиях монополистического производства…………………….

2.3 Монопольные цены и поведение монополистов.…………………...

2.3.1 Предельный доход монополиста……………………………...

2.3.2 Максимизация прибыли монополистом……………………...

3. Ценовая и неценовая конкуренция……………………………………………

3.1 Неценовая конкуренция……………………………………………….

3.2 Ценовая конкуренция………………………………………………….

Заключение……………………………………………………….…........….......

Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 88.28 Кб (Скачать)

 

      2. Несовершенная конкуренция.

      В условиях модели совершенной конкуренции, как отмечает неоклассическая теория, фирма не обладает властью над рынком. Между тем в реальной действительности каждый предприниматель стремится достичь (и в той или иной степени достигает) определенной власти. Итогом является то обстоятельство, что соперничество фирм приобретает свою реальную форму, которая называется «несовершенной конкуренцией».

      Функционирующая экономика может быть представлена в как совокупность властных устремлений  и завоеванных в ходе конкурентной борьбы реальных прав всех производителей благ. То обстоятельство, что масштабы экономической власти над рынком у различных фирм всегда дифференцированы, дало основание для разработки нескольких теоретических моделей несовершенной конкуренции, получивших следующие названия:

  1. чистая монополия;
  2. олигополия;
  3. монополистическая конкуренция.

      Реально возникающая на рынке власть реализуется, прежде всего, в сфере воздействия на рыночную цену. Масштабы контроля фирмы над ценой могут быть различными. Они предопределяются следующими параметрами:

  1. Доля фирмы на рынке определенного продукта. Величина этой доли не обязательно связана с размерами фирмы. Например, небольшая, но единственная в данном экономическом пространстве бензозаправочная станция может контролировать цену на бензин всего местного рынка.

  2. Характер продукции. Степень влияния  фирмы на цену возрастает, когда у ее продукта - низкая взаимозаменяемость. [3, С.139-140]

      Подавляющее большинство реальных рынков — это  рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи  с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

      Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

  1. значительная доля рынка у отдельных производителей;
  2. наличие барьеров проникновения в отрасль;
  3. неоднородность продуктов;
  4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

      Каждый  из этих факторов в отдельности и  все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства  спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся  между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов —  тем просто больше негде взять  этот продукт.

      Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции  является понижение кривой спроса и  цен с ростом выпуска продукции  фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной  конкуренции является отрицательный  наклон кривой спроса (D) на продукцию  фирмы.

      Таким образом, если в условиях совершенной  конкуренции объем выпуска продукции  фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции  такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 3).

Экономический смысл этой закономерности состоит  в том, что большие объемы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение  фирмы значимо в масштабах  отрасли.

Действительно, при совершенной конкуренции  цена остается одинаковой, сколько  бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем  уровне или вовсе прекратит выпечку  хлеба мини-пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не изменится и цена хлеба  сохранит свою величину.

      Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо  указывает на значимость фирмы в  масштабах рынка. Если, скажем, АвтоВАЗ  вдвое сократит предложение «жигулей», то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

2.1 Модели  несовершенной конкуренции.

     В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая (чистая) конкуренция, олигополия, монополия.       

  1. Монополистическая конкуренция – модель рыночной структуры, объединяющая в себе ряд свойств совершенной конкуренции и монополии. Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Монополистическая конкуренция -  тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

         Реальные  изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним  оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих  товару услугах. Покупатели видят разницу  в предложениях и готовы платить  за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся  разработать разные предложения  для разных рыночных сегментов и  широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи  с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают  на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка. [3, С.151-153]

         Э. Х. Чемберлин в работе «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости» очень ярко подчеркивает особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта. … Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции». Он обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт. До Э.Чемберлина термин «монополистическая конкуренция» употреблялся в отношении олигопольного строения рынка, например у А.Пигу: «Монополистическая конкуренция - конкуренция между несколькими продавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемой продукции».

  1. Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) - тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным, и стандартным. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. Можно выделить такую разновидность олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие признаки:

    - Наличие доминирующей фирмы - агента, который продает или покупает значительную долю совокупного объема рынка и способен на стратегическое поведение;

    - Наличие большого числа фирм-аутсайдеров, небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или близкий товар, но не способных оказать влияние на рыночную цену;

    - Рыночная цена устанавливается под сильным влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком;

    - Наличие барьеров входа и выхода. [3, С.147-149]

         Элвин Дж. Долан и Дэйвид Е. Линдсей в работе «Рынок: микроэкономическая модель» об олигополии и олигополической взаимосвязи: «Главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существуют несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением: действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как на это отреагируют другие фирмы – участницы данного рынка. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. … Но олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет место тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является образование картеля.»

  1. Монополия.

         Существуют  следующие определения монополии:

         - тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительные высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции;

         - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству;

         - капиталистическое объединение, захватившее практически исключительное право на производство и реализацию определенной категории товаров. Цель объединения - извлечение монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими производителями - возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне и т.д..

         В зависимости от масштабов охвата рынка существует чистая и абсолютная монополии. Чистая монополия действует  в масштабе одной отрасли рыночной деятельности, абсолютная монополия  захватывает всю сферу национального  хозяйства. Если чистая монополия образуется, как правило, частным лицом, то абсолютная монополия находится в руках  государства.

         Возможна  ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок  называется монопсонией. Если на рынке  присутствует только один продавец и  только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.

         [5, С.121-122]

         При чистой монополии на рынке всего  один продавец. Это может быть государственная  организация (например, почтовое ведомство), частная регулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон» в США), или частная  нерегулируемая монополия (например, «Дюпон»  в период выхода на рынок с нейлоном). В каждом отдельном случае ценообразование  складывается по-разному. Государственная  монополия может с помощью  политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может  установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин, фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену – тут и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть – благодаря невысоким ценам – на всю глубину рынка. [3, С.143-147]

Информация о работе Конкуренция: совершенная и несовершенная