Несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие несовершенная конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные виды рыночных структур, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Оглавление

Введение…………………………………………………..……………..………..3

1. Основные типы и причины существования

несовершенной конкуренции……………………….…………….…….…..…4-6

2. Антимонопольная политика государства….……………………….……..7-11

3. Тесты……………………………………………… ………………………12-13

Заключение………………………………………………… ………………...…14

Список использованной литературы…………………………………………..15

Файлы: 1 файл

несовершенная конкуренция.doc

— 82.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

Кафедра экономической теории  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

по дисциплине: экономическая теория 

на тему: «Несовершенная конкуренция» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Работу выполнила: Мещерякова Ю. В.

                               Личное дело № 09ФФД12575

                                  Курс 1

                                     Преподаватель: к.э.н, доцент Голубых  В.В.  
 
 
 

Липецк 2010

 

Содержание 

Введение…………………………………………………..……………..………..3

1. Основные типы и причины существования

несовершенной конкуренции……………………….…………….…….…..…4-6

2. Антимонопольная политика государства….……………………….……..7-11

3. Тесты……………………………………………… ………………………12-13

Заключение………………………………………………… ………………...…14

Список использованной литературы…………………………………………..15 

 

Введение

Несовершенная конкуренция— неидеальная конкуренция, когда компании имеют возможность  контролировать цены на производимую ими продукцию

Изучая  различные виды рынков, мы делим их все, вначале,  на  два  типа: рынки  совершенной  и  несовершенной  конкуренции  в  зависимости  от  числа экономических агентов  на  рынке,    доли  отдельного продавца на рынке, наличия или отсутствия барьеров входа и выхода на  рынке,  степени рыночной  власти  продавцов.   Но   рынки совершенной конкуренции в жизни встречаются довольно редко,   а   вот   с несовершенной  конкуренцией   мы встречаемся куда чаще.  И  поскольку продавцы на таких рынках обладают рыночной властью, то  цены  на  их  товары выше, чем  на  рынке  совершенной   конкуренции.   А   значит   вмешательство государства и регулирование цен зачастую служит  интересам  покупателей.

Цель  данной работы - рассмотреть понятие  несовершенная конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные виды рыночных структур, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

 

1. Основные типы и причины существования несовершенной конкуренции. 

   Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В современной  экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко - это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность. На самом деле, многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух.

    Если фирма способна существенно влиять на рыночную цену своего выпуска, такая фирма классифицируется как «субъект несовершенной конкуренции».

    В отрасли преобладает несовершенная конкуренция, если отдельные производители обладают возможностью контроля над ценой своего выпуска.

Экономисты  подразделяют рынки несовершенной  конкуренции на три различных вида рыночных структур.

Монополия.

    Сам термин «монополия» происходит от греческого «monos polein» - «единственный продавец». При монополии один продавец полностью контролирует отрасль. Собственно, он и является единственным производителем в данной отрасли, кроме того, не существует отрасли, производящей близкие товары - заместители. Чистые монополии в настоящее время редко встречаются. В самом деле, они обычно могут существовать лишь при том или ином покровительстве государства. Например, если фармацевтическая компания изобретет новое лекарство, она получит патент, дающий ей исключительное право продажи этого препарата в течение нескольких лет. Другой важный пример монополии — местные коммунальные услуги, такие как телефон, кабельное телевидение, газо- и электроснабжение. Здесь действительно имеется лишь один продавец услуги, для которой нет близких заместителей. Однако, современная экономика весьма конкурентна, и даже «защищенным» монополистам приходится с этим считаться.

Олигополия.

    Термин олигополия буквально означает «мало продавцов». Это могут быть всего две фирмы, а может 10 или 15, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Принципиально важным моментом при определении этого числа является выяснение влияния со стороны отдельных фирм на рыночную цену. Например, в индустрии пассажирских авиаперевозок решение одной из компаний удешевить билеты может привести к ценовой войне, результатом которой будет уменьшение расценок у конкурентов. Сравнительно мало производителей автомашин, хотя на автомобильном рынке продается множество различных моделей. То же самое можно сказать о рынке бытовой техники: магазины заполнены разнообразными моделями холодильников и посудомоечных машин, произведенных небольшим числом компаний.

Монополистическая конкуренция

    Последний вид несовершенной конкуренции, ситуация с большим числом продавцов, производящих дифференцированные продукты, называется монополистической конкуренцией. Эта рыночная структура сходна с совершенной конкуренцией в том смысле, что для нее также характерно большое количество продавцов, ни один из которых не обладает значительной долей рынка. Отличие от совершенной конкуренции состоит в том, что продаваемые различными фирмами продукты неидентичны. Так как продукты неодинаковы (хотя бы в незначительной степени), фирмы могут продавать их по разным ценам. Классический случай монополистической конкуренции — рынок розничной торговли бензином. Вы предпочитаете заправляться на станции компании «Эксон», несмотря на несколько более высокие цены по сравнению с ближайшими конкурентами, так как эта станция у вас по пути на работу. Но если разница в ценах станет значительной, вы «переключитесь» на станцию «Мерит», хотя вам и придется делать небольшой крюк.

    Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно –технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации и бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей».

Почему  в одних отраслях наблюдается  состояние, близкое к совершенной  конкуренции, тогда как в других доминируют несколько крупных фирм? Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной  конкуренции, когда существуют трудности  для вступления новых конкурентов  в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль. 

 

2. Антимонопольная политика государства 

   Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика государства, запрещающая  антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.

Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень  конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо.

    На антимонопольную политику в большой степени повлияло развитие экономической мысли за последние два десятка лет. В результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти полностью на повышении эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в дерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.

    Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно- технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями.

Масштабы  государственного регулирования, его  конкретные формы и методы существенно  различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.

Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего  развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к  середине 1999 г. его формирование в  основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.

Об остроте  проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР», «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

    Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства.

Во многих регионах Российской Федерации сохраняется  практика необоснованного препятствования  предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.

    Антимонопольные органы работают по контролю за реализацией федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». При этом выявлены многочисленные нарушения не только производителей, незаконно сбывающих фальсифицированные вино-водочные изделия, но и организаций исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в виде установления дополнительных сборов на продажу ликероводочных изделий).

Так, в  большинстве сельскохозяйственных регионов периодически принимаются  решения, запрещающие производить  отгрузку зерна иным потребителям до окончания поставок в региональные фонды. Эти акты не только ограничивают установленную законодательством свободу действий хозяйственных субъектов на рынке сельскохозяйственной продукции, но и обуславливают нанесение прямого экономического ущерба в связи с не использованием ранее заключенных договоров.

В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях.

Информация о работе Несовершенная конкуренция