Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:43, курсовая работа
Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.
1. Рынок, эластичность, цены......................................................................3
1.1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства...........................3
1.2. Понятие эластичности и ее виды........................................................16
2. Цены и потребительский выбор............................................................19
2.1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике.....19
2.2. Поведение потребителя в рыночной экономике...............................22
3. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции..............26
3.1. Место и роль конкуренции в рыночной системе..............................26
Список использованной литературы.........................................................32
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ
МЕЖВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ
И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Кафедра
права
Курсовая
работа
по дисциплине
«Экономическая теория»
(Учебное пособие «Экономическая теория»,
автор Л.А.
Алферова, 1999 г.)
Выполнил:
студент ТМЦДО
гр.: з-895-а
специальности
030501
Ковалева Лилия Олеговна
10 октября
2007 г.
г. Норильск
2007 г
Содержание
1.
Рынок, эластичность, цены..........................
1.1.
Сущность и основные черты
рыночного хозяйства...........
1.2.
Понятие эластичности и ее
виды..........................
2.
Цены и потребительский выбор.........................
2.1.
Общая характеристика
2.2.
Поведение потребителя в
3. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции..............26
3.1.
Место и роль конкуренции в
рыночной системе..............
Список
использованной литературы....................
1. Рынок, эластичность, цены
1.1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства
Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.
Общепризнанного
определения экономической
Структурно
экономическая теория включает в
себя два раздела: микроэкономику и
макроэкономику. Микроэкономика изучает
поведение отдельных
Эволюция
общественных форм производства и хозяйства
привела к возникновению
Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы.
Распределение
играет важную роль в складывании
социальных отношений, в определении
материального положения
Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Посредническая
функция рынка позволяет
Ценообразующая
функция способствует установлению
подвижной связи между
Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.
Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом2.
Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма не учитывает влияние государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов
Домохозяйство - представляет коллектив людей, имеющих общую собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как потребитель товаров и услуг. Предприятия, покупая ресурсы у населения, действует как покупатель, а реализуя готовый товар, как продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров. Навстречу потоку факторов производства, товаров и услуг, движущемуся на схеме против часовой стрелки, движутся деньги (доходы от факторов производства, потребительские расходы, предпринимательские доходы и затраты на ресурсы). В действительности отношения между людьми в рыночной системе носят более сложный характер, т. к. кроме домохозяйств и предприятий активными экономическими субъектами выступают государство и банки. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.
Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена.
В развитии данного процесса исторически выделяется два этапа:
- непосредственный (натуральный) обмен продуктами, элементы которого сохранились и в современной экономике в виде бартера;
-
товарный обмен. Товар - это
продукт труда,
Представители
классической политэкономии явились
создателями трудовой теории стоимости
(объективной парадигмы
Для более глубокого осмысления рынка важно обратить внимание на причины его возникновения. Среди них выделяют:
- развитие общественного разделения труда; наличие различных собственников - обособленных товаропроизводителей;
-
появление товарно-денежных
Развитие общественного разделения труда еще в древности прошло ряд крупных этапов, связанных с отделением скотоводства от земледелия, выделением как самостоятельной отрасли ремесла и возникновением торговли. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен и взаимообусловлен ростом производительности труда. Вызванное общественным разделением труда развитие обмена сопровождалось стремлением производителей к эквивалентности на основе экономической ограниченности и обособленности интересов. Эта обособленность возникла на основе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо локальным интересом (кооперативы, товарищества, акционерные общества, хозяйственные ассоциации, совместные и смешанные предприятия и другие). Вначале обмен продуктами был редким, случайным явлением. По мере развития общественного разделения труда, появления новых товаров обмен становился более регулярным. Однако рост числа обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи, ибо не всегда продавец и покупатель находили друг друга. Затруднения в обмене разрешились постепенным выделением на рынке местных товаров одного, который пользовался всеобщей обмениваемостью. При формировании национальных рынков из среды товаров-эквивалентов выделился один, так называемый всеобщий эквивалент, ставший деньгами. Повсеместно эта роль закрепилась за золотом и серебром, учитывая их потребительские свойства: сохраняемость, делимость, портативность, однородность и узнаваемость. Этот процесс возникновения денег в рамках эволюционного подхода был наиболее полно исследован К. Марксом4. Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, он исследовал четыре формы стоимости: простую или случайную; полную или развернутую; «всеобщую» и денежную.
Денежная система, в которой всеобщим эквивалентом было золото и серебро, называлась биметаллической. Затем в XIX -начале XX вв. она сменилась монометаллической (золотоденежной). Однако хождение золота во внутреннем обращении продолжалось сравнительно недолго. Начиная с периода первой мировой войны в условиях финансовой нестабильности возник процесс демонетизации золота, в результате которого полноценные золотые деньги стали заменяться знаками стоимости (договорными деньгами). Выпускаемые государством наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью. Ликвидность - это способность какого-либо финансового актива обращаться в наличные деньги. Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях. Классическими функциями денег являются мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство образования сокровищ; мировые деньги. В качестве меры стоимости деньги соизмеряют стоимости всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть его цена. Техническая сторона измерения деньгами стоимости товаров связана с масштабом цен, который представляет весовое количество денежного материала в денежной единице, принятой в стране. Масштаб цен устанавливается государством. Как средство обращения деньги постоянно переходят из рук в руки, являясь мимолетным посредником при обмене товаров, что делает возможным замену полноценных денег договорными. Однако оплата товара наличными деньгами в момент покупки не всегда возможна. Часто продавец становится кредитором, а покупатель - заемщиком. При этом деньги выступают в функции средства платежа. Из этой функции выросли кредитные деньги: вексель, банкнота, чек. Вексель - долговая расписка частного лица, содержащая обязательство уплаты определенной суммы в указанный срок. Банкноты - банковские векселя, обеспечивающиеся всеми активами банка и обладающие способностью к свободному обращению.
Информация о работе Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции