Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Оглавление

1. Рынок, эластичность, цены......................................................................3
1.1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства...........................3
1.2. Понятие эластичности и ее виды........................................................16
2. Цены и потребительский выбор............................................................19
2.1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике.....19
2.2. Поведение потребителя в рыночной экономике...............................22
3. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции..............26
3.1. Место и роль конкуренции в рыночной системе..............................26
Список использованной литературы.........................................................32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ТОМСКИЙ МЕЖВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ  И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) 

Кафедра права 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине «Экономическая теория» 

(Учебное  пособие «Экономическая теория»,

автор Л.А. Алферова, 1999 г.) 
 
 
 
 

Выполнил:

студент ТМЦДО

гр.: з-895-а

специальности 030501 

Ковалева  Лилия Олеговна

10 октября  2007 г. 
 
 
 
 
 
 

г. Норильск

2007 г 

      Содержание 

 

      1. Рынок, эластичность, цены......................................................................3

      1.1. Сущность и основные черты  рыночного хозяйства...........................3

      1.2. Понятие эластичности и ее  виды........................................................16

      2. Цены и потребительский выбор............................................................19

      2.1. Общая характеристика потребительского  сектора в экономике.....19

      2.2. Поведение потребителя в рыночной  экономике...............................22

      3. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции..............26

      3.1. Место и роль конкуренции в  рыночной системе..............................26

      Список  использованной литературы.........................................................32

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Рынок, эластичность, цены

 

      1.1. Сущность и основные  черты рыночного  хозяйства

 

      Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического  фундамента сложного комплекса экономических  наук и оказывает значительное влияние  на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. 

      Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет. Она охватывает такой широкий спектр значений, что  при любом кратком определении  остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.  В широком смысле слова экономическая теория - это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену , о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве. 

      Структурно  экономическая теория включает в  себя два раздела: микроэкономику и  макроэкономику. Микроэкономика изучает  поведение отдельных экономических  агентов. Ее основоположниками считаются  представители маржинализма. В центре ее анализа - цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования - национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро- и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.  Экономическая теория выполняет несколько функций. Познавательная функция позволяет раскрывать сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления. Благодаря методологической функции экономическая теория исследует общее (объект в целом), опираясь на общие законы как исходные методологические посылки анализа. Практическая функция обеспечивает экономическую политику. 

      Эволюция  общественных форм производства и хозяйства  привела к возникновению современной  рыночной системы.  Рынок - это любое  взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.  Некоторые рынки имеют формальные правила и функционируют в определенном месте (фондовые биржи), другие - децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы). 

      Углубленное понимание категории "рынок" требует  учета его места во всей системе  общественного воспроизводства, которая  включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы.

      Распределение играет важную роль в складывании  социальных отношений, в определении  материального положения различных  слоев общества1. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуя своеобразный механизм их взаимодействия  Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

      Информационная  функция проявляется в том, что  через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок  дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. 

      Посредническая  функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика. 

      Ценообразующая  функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

      Регулирующая  функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами. 

      Санирующая  функция. С помощью конкуренции  рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом2.

      Одно  из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма не учитывает влияние государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов

      Домохозяйство - представляет коллектив людей, имеющих  общую собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как потребитель товаров и услуг.  Предприятия, покупая ресурсы у населения, действует как покупатель, а реализуя готовый товар, как продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров. Навстречу потоку факторов производства, товаров и услуг, движущемуся на схеме против часовой стрелки, движутся деньги (доходы от факторов производства, потребительские расходы, предпринимательские доходы и затраты на ресурсы).  В действительности отношения между людьми в рыночной системе носят более сложный характер, т. к. кроме домохозяйств и предприятий активными экономическими субъектами выступают государство и банки.  Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей. 

      Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и  субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения  в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена.

      В развитии данного процесса исторически выделяется два этапа:

      - непосредственный (натуральный) обмен  продуктами, элементы которого сохранились  и в современной экономике  в виде бартера; 

      - товарный обмен.  Товар - это  продукт труда, предназначенный  для обмена или продажи. К  проблеме товара и его свойств каждая научная школа подходила со своей методологией3.

      Представители классической политэкономии явились  создателями трудовой теории стоимости (объективной парадигмы стоимости), которая получила законченное выражение  в марксизме. Согласно ей товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять ту или иную потребность людей. Стоимость же товара определяет затраченный на его изготовление труд. Стоимость является общественным свойством, поэтому ее величина определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, совершенными при существующих нормальных условиях производства и при среднем уровне умелости и интенсивности труда. При этом роль измерителя стоимости выполняет особый товар - деньги. Иной подход к проблеме продемонстрировали маржиналисты, создавшие теорию предельной полезности. Ценность, т. е. стоимость, в терминологии этой школы, зависит от полезности и редкости блага. Оценки полезности производятся субъектом, поэтому данная теория называется субъективной парадигмой стоимости. Сторонники же современного неоклассического направления в экономической теории утверждая, что противоречия между этими двумя подходами нет, рассматривают цену равновесия как синтез полезности и издержек производства. Именно эта категория является одной из основных в анализе рыночного механизма.

      Для более глубокого осмысления рынка  важно обратить внимание на причины  его возникновения. Среди них  выделяют:

      - развитие общественного разделения труда; наличие различных собственников - обособленных товаропроизводителей; 

      - появление товарно-денежных отношений. 

      Развитие  общественного разделения труда  еще в древности прошло ряд  крупных этапов, связанных с отделением скотоводства от земледелия, выделением как самостоятельной отрасли ремесла и возникновением торговли. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен и взаимообусловлен ростом производительности труда. Вызванное общественным разделением труда развитие обмена сопровождалось стремлением производителей к эквивалентности на основе экономической ограниченности и обособленности интересов. Эта обособленность возникла на основе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо локальным интересом (кооперативы, товарищества, акционерные общества, хозяйственные ассоциации, совместные и смешанные предприятия и другие).  Вначале обмен продуктами был редким, случайным явлением. По мере развития общественного разделения труда, появления новых товаров обмен становился более регулярным. Однако рост числа обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи, ибо не всегда продавец и покупатель находили друг друга. Затруднения в обмене разрешились постепенным выделением на рынке местных товаров одного, который пользовался всеобщей обмениваемостью.  При формировании национальных рынков из среды товаров-эквивалентов выделился один, так называемый всеобщий эквивалент, ставший деньгами. Повсеместно эта роль закрепилась за золотом и серебром, учитывая их потребительские свойства: сохраняемость, делимость, портативность, однородность и узнаваемость. Этот процесс возникновения денег в рамках эволюционного подхода был наиболее полно исследован К. Марксом4. Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, он исследовал четыре формы стоимости: простую или случайную; полную или развернутую; «всеобщую» и денежную. 

      Денежная система, в которой всеобщим эквивалентом было золото и серебро, называлась биметаллической. Затем в XIX -начале XX вв. она сменилась монометаллической (золотоденежной). Однако хождение золота во внутреннем обращении продолжалось сравнительно недолго. Начиная с периода первой мировой войны в условиях финансовой нестабильности возник процесс демонетизации золота, в результате которого полноценные золотые деньги стали заменяться знаками стоимости (договорными деньгами). Выпускаемые государством наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью.  Ликвидность - это способность какого-либо финансового актива обращаться в наличные деньги.  Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях. Классическими функциями денег являются мера стоимости; средство обращения; средство платежа; средство образования сокровищ; мировые деньги.  В качестве меры стоимости деньги соизмеряют стоимости всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть его цена. Техническая сторона измерения деньгами стоимости товаров связана с масштабом цен, который представляет весовое количество денежного материала в денежной единице, принятой в стране. Масштаб цен устанавливается государством.  Как средство обращения деньги постоянно переходят из рук в руки, являясь мимолетным посредником при обмене товаров, что делает возможным замену полноценных денег договорными. Однако оплата товара наличными деньгами в момент покупки не всегда возможна. Часто продавец становится кредитором, а покупатель - заемщиком. При этом деньги выступают в функции средства платежа. Из этой функции выросли кредитные деньги: вексель, банкнота, чек.  Вексель - долговая расписка частного лица, содержащая обязательство уплаты определенной суммы в указанный срок.  Банкноты - банковские векселя, обеспечивающиеся всеми активами банка и обладающие способностью к свободному обращению. 

Информация о работе Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции