Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Оглавление

1. Рынок, эластичность, цены......................................................................3
1.1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства...........................3
1.2. Понятие эластичности и ее виды........................................................16
2. Цены и потребительский выбор............................................................19
2.1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике.....19
2.2. Поведение потребителя в рыночной экономике...............................22
3. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции..............26
3.1. Место и роль конкуренции в рыночной системе..............................26
Список использованной литературы.........................................................32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

      Чек - письменное распоряжение владельца  вклада своему банку о выдаче с  его счета указанной суммы  предъявителю чека.  Первоначально  банкноты выпускались всеми банками  вместо обычных денег, впоследствии их эмиссию (выпуск) стал осуществлять только центральный банк. Они приобрели силу законного и единственного платежного средства. Эволюция кредитных денег привела к появлению кредитных карточек, электронных чековых книжек. В современных условиях происходит сращивание функции средства обращения и функции средства платежа. Эту новую функцию денег стали называть средством обмена.  Функцию денег как средства образования сокровищ (средства накопления) в западной экономической литературе называют функцией средства сбережения. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль. При этом богатство может содержаться в различных формах: деньгах или реальных активах, включая недвижимость, ценные бумаги и т.д.  Функцию мировых денег выделяют лишь экономисты марксистского направления. Она связана с обслуживанием мировой торговли. Долгое время эту функцию отводили золоту, но теперь оно практически вытеснено из международных платежей и расчетов национальными валютами развитых стран.  Таковы основные причины возникновения рыночной системы. Однако, как показывает историческая практика, формирование рынка продолжается и для его нормального функционирования необходимо обеспечение целого ряда условий: 

      1. свобода экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

      2. их ответственность за итоги  своей экономической деятельности, вплоть до ликвидации предприятия; 

      3. свободное ценообразование; 

      4. конкуренция товаропроизводителей, исключающая монополизм;

      5. ограниченное прямое участие государства в хозяйственной деятельности; 

      6. активная ориентация национальной  экономики на систему мирохозяйственных  связей5.

      Рынок как развитая система отношений  товарного обмена представляет собой  систему отдельных взаимосвязанных  рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.  Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

      Классификация структуры рынка:

      по  экономическому назначению объектов рыночных  отношений  рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок. 

      по  географическому положению  местный  рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. 

      по  степени  ограничения  конкуренции  монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной  конкуренции. 

      по  отраслям  автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок  сельхозпродукции и т.д. 

      по  характеру продаж  оптовый рынок; розничный рынок. 

      Некоторые из выделенных рынков также неоднородны  и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов  первой необходимости, рынок товаров  длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.  Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.  Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает: 

      - деятельность по сбору, обобщению  и распространению экономической  информации; 

      - деятельность по специальному  изучению рынка с целью увеличения  продаж; деятельность по публичному  представлению информации о хозяйствующих  субъектах, товарах и услугах; 

      - деятельность по оценке отдельных  хозяйствующих субъектов и инструментов  их деятельности. 

      Развитие  структуры и инфраструктуры рынка  отражается на его конъюнктуре.  Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.  Рассмотренные в теме основные закономерности развития рынка проявляются как тенденции, имеющие в разных странах свою специфику. Поэтому формирование рыночной системы в России в переходный от командно-административной экономики период должно учитывать существующие проблемы: относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами; глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков; противоречия между федеральной, региональной и местными властями; оторванность производства от нужд потребителей; неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка;дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы и т.д. Это определяет направления реформирования экономики, включающей:

      1. Разгосударствление экономики и  развитие предпринимательства; 

      2. Формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей  рыночного типа и становление  новых мотивационных механизмов  развития предпринимательства; 

      3. Демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках командно-административной системы и препятствующих развитию рынка; 

      4. Переход к свободному ценообразованию  при сохранении форм и методов  государственного регулирования; 

      5. Осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении; 

      6. Создание сильной системы социальных  гарантий и поддержки населения,  облегчающей людям адаптацию  к условиям рыночной экономики; 

      7. Осуществление активной структурно-инвестиционной политики, обеспечивающей необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации6.

        Главным итогом начавшихся реформ  явился качественный сдвиг, окончательный  разрыв с прежней хозяйственной системой и создание условий для формирования основ рыночной экономики. Но структурные изменения менее глубоки, чем это минимально необходимо для функционирования социально ориентированной рыночной экономики. Они происходят гораздо медленнее, чем в других странах, что проявляется в том числе в ограниченных размерах частного сектора. Очевидно, что эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнет современная рыночная экономика.

      Спрос в условиях рынка имеет важное значение. Интуитивное представление о спросе имеют все: это потребность в определенных благах. В экономической теории обычно рассматривают платежеспособный спрос.  Спрос - желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса. Графическое изображение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand -спрос). 

      Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса.  Величина спроса - это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.  Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов.  Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающих под допущение о "прочих равных условиях". Примером является реакция потребителей на определенные группы товаров.  Субституты (взаимозаменяемые) - это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и сливки и т.п.)  Комплементы (взаимодополняемые)- это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т.п.).  Нормальные товары (высшей категории) - это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.  Товары низшего качества (низшей категории) - это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).  Предложение - это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке.  Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения. Его графическое изображение есть кривая предложения S (от английского supply- предложение). Предложение характеризует вся кривая предложения. Движение по кривой предложения из A в B связано с изменением величины предложения.  Величина предложения - это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S1 вправо или влево означает, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов

      В результате взаимодействия спроса и  предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем - равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования: 

      - цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; 

      - если под влиянием неценовых  факторов произойдет повышение  спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится. 

      При вмешательстве государства в  установление цен говорят о политическом ценообразовании.  Цена потолка - максимальная цена дает ожидаемый результат только в случае, если она ниже равновесной. Она служит для защиты потребителей и создает, как правило, превышение спроса над предложением и образование " черного рынка".  Цена пола - минимальная цена, которая служит для защиты производителей и создает превышение предложения над спросом. Она имеет смысл только тогда, когда выше равновесной. Однако стремление производителей в условиях перепроизводства (например, сельхозпродукции) избавиться от товара ведет к образованию "серого рынка".

 

      1.2. Понятие эластичности и ее виды

 

      Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее  изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.  Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.  В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.  Эластичность спроса на товар- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.

       1. Эластичность спроса по цене. Она показывает, в какой мере  потребитель реагирует на изменение  цен. При измерении процентного  изменения экономических величин  обычный способ вычисления не  применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10000 даст 33% увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Тогда: х 100% , где  Q2 и Q1- - конечный и начальный спрос;  Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.  E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);  E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);  E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);  E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);  E - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка)7.   

Информация о работе Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции