Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Оглавление

1. Рынок, эластичность, цены......................................................................3
1.1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства...........................3
1.2. Понятие эластичности и ее виды........................................................16
2. Цены и потребительский выбор............................................................19
2.1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике.....19
2.2. Поведение потребителя в рыночной экономике...............................22
3. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции..............26
3.1. Место и роль конкуренции в рыночной системе..............................26
Список использованной литературы.........................................................32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

      Нельзя  говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности действительны  для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность. 

      2. Эластичность спроса по доходу.  Это числовой параметр, который  показывает, какова реакция потребителя  на изменения в его доходах  при неизменности цен. Значение  эластичности по доходам тесно  связано с понятием нормальных  товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой. 

      3. Перекрестная эластичность.  Она  характеризует чувствительность  спроса на один товар при  изменении цен на другой.  С  помощью коэффициента эластичности  можно определить следующие виды  перекрестной эластичности:  а) E (k) > 0 для товаров-субститутов;  б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;  в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.  Эластичность предложения товара (по цене) - это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.  Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения.  Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Цены и потребительский  выбор

 

      2.1. Общая характеристика  потребительского  сектора в экономике

 

      Домохозяйство (семья) в современной экономике  представляет собой главную силу в производстве и распределении  товаров и услуг. В разные исторические эпохи в зависимости от характера общественных отношений изменялись место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, права и ответственность, положение в обществе или социально-экономический статус семьи. Однако именно в семье осуществляется формирование основных потребностей индивида и его интересов. 

      Функции домохозяйства в рыночной экономике  Основной поставщик факторов производства  Основной потребитель произведенных  товаров и услуг  Основное звено  формирования и накопления человеческого капитала  Человеческий капитал - это имеющийся у каждого человека запас знаний, способностей и мотиваций.  Человеческий капитал по своему назначению сопоставим с физическим капиталом, так как его формирование требует отвлечения средств в ущерб текущему потреблению, но служит источником повышения производительности труда и заработков в будущем. Это благо длительного, но ограниченного срока службы, оно может менять свою ценность в зависимости от других факторов, для его функционирования необходимы «амортизационные расходы». Кроме того инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. У последнего он составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12-20 лет.  Система функций семьи по формированию и накоплению человеческого капитала включает: 

      - создание материальной базы семьи; 

      - производство физической основы  человеческого капитала (реализация  детородной, воспитательной и рекреационной  функций); 

      - реализация человеческого капитала посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства8

      Наиболее  важной функцией семьи является формирование и использование семейного бюджета.  Семейный (потребительский) бюджет - таблица  доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за год. Примерная структура бюджета: 

      Изучение  доходной части семейного бюджета  включает два подхода: функциональное распределение в соответствии с  функцией, выполняемой домохозяйствовом, и личное распределение среди домохозяйств и их членов. Анализ функционального распределения доходов показывает, что крупнейшим источником дохода домохозяйств является заработная плата (около 70%). Практически равные доли в доходе составляют доходы мелких собственников, а также арендная плата, проценты на капитал и прибыль от предпринимательской деятельности. В странах с недостаточно развитыми рыночными отношениями особое место занимают нелегальные доходы от теневой экономики.  Теневая экономика - совокупность неучтенных и противоправных видов экономической деятельности. 

      Личное  распределение доходов связано  с дифференциацией дохода в зависимости  от персонального различия участников рынка (талант, способности, квалификация, образование и т. д.) и из-за асимметричности  рыночного механизма (несовпадения спроса и предложения, потребностей и возможностей). Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства демонстрирует кривая Лоренца (лук Лоренца), которая показывает распределение личных доходов среди различных групп населения. 

      Для характеристики распределения совокупного  дохода между группами населения  применяется индекс концентрации доходов  населения (коэффициент Джини). Чем  ближе значение этого коэффициента к единице, тем выше неравенство. В России его значение было равно в 1993 г. - 0,37; в 1994 г. - 0,41; в 1996 г. - 0,5. Для характеристики дифференциации доходов используется также децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. В России децильный коэффициент увеличился с 5,4 в конце 1991 г. до 16-17 в 1997 г.9  Дифференциация дохода и уровня жизни населения обостряет проблему бедности в рыночной экономике. Бедность не поддается точному определению и обычно трактуется как такое состояние семейного бюджета, при котором основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.  В социальной практике бедность измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний существует в двух видах: социального и физиологического. Социальный минимум включает минимальные нормы удовлетворения физиологических, духовных и социальных потребностей. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физиологических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого времени и без приобретения непродовольственных товаров. Для определения прожиточного минимума используется метод потребительской корзины.  Потребительная корзина - набор товаров и услуг, обеспечивающий жизнедеятельность человека и характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Потребительная корзина позволяет определить «индекс цен».  Индекс цен представляет соотношение цены «потребительной корзины» в данном периоде с аналогичной корзиной в базовом периоде. Индекс цен характеризует реальный доход, т. е. количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму денежного дохода. Доход в денежном выражении называется номинальным доходом.

 

      2.2. Поведение потребителя  в рыночной экономике

 

      Размеры, структура и динамика спроса потребителя  в условиях ограниченного бюджета  в микроэкономике исследуется теорией  потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.  Полезность - степень удовольствия (удовлетворения) от потребления товара. Полезность товара - понятие сугубо индивидуальное, которое зависит от многих факторов.

      Если  вкусы потребителя постоянны, а  функция потребления непрерывна, то любому бесконечно малому увеличению количества товара Q соответствует прирост общей полезности TU. Однако она возрастает все более медленными темпами из-за того, что предельная полезность данного товара MU (или добавочная стоимость приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению.

      Убывающая предельная полезность помогает объяснить  закон спроса. Кривая спроса совпадает  с кривой предельной полезности, т. к. с увеличением количества товара цены на каждую единицу падают. Это  происходит из-за снижения полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара.  Существуют два способа оценки полезности. Кардиналистский подход связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования условной единицы - ютили10. Сторонники ординалистского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т. е. описать поведение потребителя путем ранжирования.  Графическое изображение различных комбинаций двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя, называется кривой безразличия (U). Множество кривых безразличия одного потребителя образуют карту безразличия. При этом чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Информацию же о наиболее выгодном наборе продуктов для потребителя дает линия бюджетного ограничения, уравнение которой можно записать следующим образом:  I = P1 Q1 + P2 Q2, где  I - доход потребителя;  P1; P2 - цена товаров А и Б;  Q1; Q2 - количество товаров А и Б.  Точка касания кривой безразличия с линией бюджетного ограничения показывает положение равновесия потребителя (оптимум потребителя). 

      Потребительское равновесие  Оно достигается, когда  отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны: MU1 : P1 = MU2 : P2  Влияние на потребительский выбор цен и дохода описывается с помощью эффектов дохода и замещения.  Эффект дохода - увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен11.  Эффект замещения - реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.  Наряду с общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений. Эти факторы обуславливают функциональный или нефункциональный характер спроса

      Функциональный  спрос - спрос на товар, обусловленный  качествами товара.  Нефукциональный спрос - спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х.Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).  Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным и аномальным поведением потребителя.  Нормальное поведение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при растущей цене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться. При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве.  Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя не предсказуемом, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов. Этим в частности можно объяснить стремление покупать недвижимость даже при растущих ценах в условиях инфляции.  Важно отметить, что при любом поведении потребителя его главным принципом деятельности является максимизация общей полезности в условиях ограниченных ресурсов.  Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за приобретаемое благо и тем, что он отдает в действительности будет составлять прибыль (выигрыш) потребителя. Если же приобретаемый товар оценивается ниже, чем его стоимость потребитель имеет проигрыш.

Информация о работе Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции