Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Процесс образования, формирования цен на товары и услуги, использования методов, способов установления цен в целом, в целом процесс ценообразования, различают на две основные системы: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное, государственное на основе назначения цен государственными органами. И обе системы существенно отличаются на различных типах рынков.

Оглавление

Введение 1
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции и рынка чистой монополии 4
Затратные методы ценообразования 9
Задача 11
Задача 12
Задача 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 26.47 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  ЧИТИНСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

по курсу: Ценообразование 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    Выполнила: студентка

                                                                   IV курса, группа 24-08

Черепанова  Е.В.

                                                  Проверила: преподаватель

Гусева  Елена Анатольевна 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЧИТА  – 2011г.

Содержание 

Введение 1
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции  и рынка чистой монополии 4
Затратные методы ценообразования 9
Задача 11
Задача 12
Задача 13
Список  литературы 14

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Процесс образования, формирования цен на товары и услуги, использования методов, способов установления цен в целом, в целом процесс ценообразования, различают на две основные системы: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное, государственное  на основе назначения цен государственными органами. И обе системы существенно  отличаются на различных типах рынков.

Характерны  четыре типа рынков, в каждом из которых  стоят свои проблемы в области  ценообразования и от которых  зависят ценовая политика фирмы. Первый рынок представляет чистую конкуренцию.

Рынок чистой конкуренция состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает здесь особого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не хотят продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку способны продать товар по существующей рыночной цене.

Продавцы  на таком рынке не тратят много  времени на разработку стратегии  маркетинга, поскольку до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, мероприятий ограничена.

Весьма  специфичен рынок монополистической  конкуренции, состоящей из множества  покупателей и продавцов, совершающих  сделки не по единой рыночной цене, а  в широкой гамме цен. Наличие  большого диапазона цен объясняется  способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Конкретные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах.

1

Покупатели  принимают во внимание разницу в  предложениях и готовы платить за товары разные цены. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся  разработать многообразные предложения  для отдельных потребительских  сегментов и широко пользуются практикой  присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.

Еще один рынок – рынок олигополистической конкуренции. Этот рынок состоит  из небольшого количества продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования  и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое  число продавцов объясняется  тем, что новым претендентам весьма трудно проникнуть на данный рынок.

Каждый  продавец чутко реагирует на стратегию  и действия конкурентов.

Если  какая-то сталелитейная компания снизит свои цены, покупатели быстро переключаться  на этого поставщика. Другим производителям стали, придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если участник такого рынка повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. Тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

 Еще  один рынок – чистая монополия.  На таком рынке имеется всего  один продавец. Это может быть  государственная организация, частная  регулируемая монополия или частная  нерегулируемая монополия. В каждом  отдельном случае цены здесь  складываются по-разному. Государство  способно установить цену ниже  себестоимости, если товар имеет  важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов. А может быть и так, что цену завышают в целях всемерного сокращения потребления конкретных товаров.

2

В случае регулируемой монополии государство  обычно разрешает компании устанавливать  расценки, обеспечивающие получения  такой нормы прибыли, которая  дает организации возможность поддерживать производство, а при необходимости  расширять его. Наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма  самостоятельно устанавливает цены, какие в состоянии выдержать  рынок.

Тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную  цену. Здесь может играть роль опасность  введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов  или стремление быстрее проникнуть – благодаря невысоким ценам  – на всю глубину рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

Ценообразование в условиях совершенной  конкуренции и  рынка чистой монополии

     Рынку в условиях совершенной конкуренции  присущи следующие черты:

1. На  этом рынке действует большое  число фирм, каждая из которых  независимо от поведения других фирм принимает любое решение самостоятельно.

2. Фирмы  производят один и тот же товар или оказывают услугу, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар или услугу какой фирмы приобретать.

3. Данная отрасль в которой действует фирма является открытой для входа и выхода из нее любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.

Если  фирма действует в условиях совершенной  конкуренции, то каждую единицу товара она продает по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно  проданная единица товара будет  добавлять к суммарной выручке  фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей  в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведённую на уровне цены товара. В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой системе равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции. Поскольку каждый продавец имеет возможность реализовать по текущей цене любой желаемый им объём продукции.

4

Основная  проблема совершенно конкурентной фирмы – поиск объема выпуска, который максимизирует прибыль в условиях, когда спрос на её продукцию является абсолютно эластичным.

Прибыль здесь определяется разницей между  валовым доходом и совокупными  издержками за период продаж. Сам же валовой доход определяется путём умножения цены проданного товара на количество продукции, которое фирма может продать. Доход от единицы продукции представляет собой средний доход.  Дополнительный же доход от продажи ещё одной единицы продукции выражает предельный доход. Поскольку цена товара совершенно конкурентной фирмы вне её влияния, то каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену и предельный доход будет равен его цене, т.е. будет постоянным.

Для фирм, действующих в любой рыночной структуре, важное значение имеет фактор времени, который оказывает существенное влияние на принимаемые фирмой решения относительно изменений объёма производства. Не является исключением в этом плане и совершенно конкурентная фирма.

На краткосрочном  временном интервале совершенно конкурентная фирма, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объём производства. В результате фирма пытается приспособить свой объём производства для максимизации прибыли или минимизации убытков.

Следует заметить, что модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличивать, не сократив другую. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления.

5

Участвующие в производстве фирмы выпускают  набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что  издержки для общества становятся минимальными.

Определяя основные достоинства совершенно конкурентной рыночной модели, следует обратить внимание и на её слабые стороны.

В конкурентной рыночной системе отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ. Отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей производственной техники и способствовать медленному темпу технического прогресса. Совершенно конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Перейдем  к рассмотрению ценообразования  в условиях чистой монополии, итак если на рынке существуют продавцы или покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая конкуренция уже имеет форму несовершенной конкуренции. В зависимости от степени контроля за ценами в условиях несовершенной конкуренции можно выделить такие её формы, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополия – тип структуры рынка, который  характеризуется следующими чертами:

- На рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;

- Нет близких знаменателей продукта монополиста;

- Барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.

Причем  барьеры для входа в отрасль могут возникнуть вследствие различных

6

причин:

- Исключительные  права, получаемые от правительства;

- Имеющиеся  патенты и авторские права,  которые могут обеспечивать монопольные  позиции но лишь на ограниченное число лет;

- Контроль  со стороны монополиста всего  предложения, какого – либо  производственного ресурса;

- Необходимость  осуществления больших одновременных  вложений в основной капитал,  которые в случае выхода из  отрасли нельзя вернуть, так  как это часто затраты на  создание специализированного оборудования;

-  Высокие  транспортные расходы, способствующие  формированию изолированных местных  рынков.

В отличие  от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и цену. 

Политика  государства по отношению к монополиям заключается, прежде всего, в разработке и применении антимонопольного законодательств, то есть системы законов, направленных на предотвращение монополизации рынков.

Однако  вопрос об отношении к монополии  остаётся дискуссионным среди экономистов. Защитники и сторонники монополий  считают, что только крупное производство имеет больше стимула и возможностей для внедрения нововведений. Критикуя рассмотренную модель, они отмечают, что в ней сделано серьёзное  допущение о равенстве затрат в случаях совершенной конкуренции  и монополии. Однако, как правило, объединение нескольких фирм в одну приводит к снижению затрат за счет создания единых служб снабжения, сбыта  и других. В то же время «противники» монополии отмечают дополнительные затраты её по искусственному поддержанию  барьеров на вход в отрасль, которые с точки зрения общества вряд ли являются целесообразными, а также и то, что отсутствие конкуренции

Информация о работе Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции