Несовершенная конкуренция и рыночная власть. Основы государственной конкурентной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основных моделей несовершенной конкуренции и рыночной власти, а также основ государственной конкурентной политики.

Оглавление

Введение 3

Глава I - Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике 5
1.2 Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции 6
1.3 Монополия на рынке, и её характерные особенности 10
1.4 Олигополия как современная рыночная структура 12
1.5 Монополистическая конкуренция, общие черты и предпосылки
появления 17

Глава II – Рыночная власть
2.1 Источники, причины рыночной власти 20
2.2 Показатели измерения рыночной власти 23


Глава III – Основы государственной конкурентной политики
3.1 Основные понятия в сфере государственной конкурентной
политики 26
3.2 Приоритеты и основные направления 29
3.3 Принципы антимонопольной политики 30

Заключение 35

Использованная литература 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать)
tify">Существуют два крайних типа рынков: совершенная конкуренция и чистая монополия. Однако реальные рынки не укладываются в эти типы, они очень разнообразны. Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительна. 

 

 

 

 

Усиление рыночной власти

 

Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

• на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;

• эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары заменители и переключить свой спрос на них;

• вступление новых фирм в отрасль не является сложным.

Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов. Эффект масштаба также не требует развития крупного, производства. Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и тд.

Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1. значительная доля рынка у отдельных производителей;

2. наличие барьеров проникновения в отрасль;

3.  неоднородность продуктов;

4.  несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Как мы убедимся в дальнейшем, каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.

Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом, объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй — монополистической конкуренции.

Выход на рынок стальных труб затруднителен из-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Рыночная власть

 

2.1. Источники, причины рыночной власти

Рыночная власть означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и продаж. Цена, прибыль и объем – вот объекты рыночной власти. Если ры­ночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену произво­димой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыноч­ная власть отдельного продавца будет обусловлена особенно­стями организации рыночной структуры и зависима от следую­щих факторов:

• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложе­ние, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;

• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фир­мы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны по­требителей своей продукции, тем больше у нее возможно­сти для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;

• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыноч­ную власть данной фирмы;

• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникнове­ния рыночной власти у функционирующих в отрасли про­изводителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

Степень монополизации рынка достаточно полно определяет уровень рыночной власти отдельных фирм. На рынках совершенной конкуренции ни одна фирма в отрасли не  обладает рыночной властью, так как не может оказать влияние на уровень цены, на рынке чистой монополии такая возможность достаточно высока, а характер возникновения чистой монополии и выступает источником  и причиной рыночной власти.

Рыночная власть усиливается по мере ослабления добросовестной конкуренции (рис. 7)

Рис. 7. – Влияние характера конкуренции на усиление рыночной власти

Наиболее сильно рыночная власть проявляется в чистой монополии.

Однако чистая монополия встречается достаточно редко. Как  правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, а значит и меньше рыночная власть фирмы.

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. При чистой монополии эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством, а во многих странах естественные  монополии являются государственной собственностью.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Наличие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта. Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы используется для разработки экономической стратегии фирмы.

2. Количество фирм на рынке. Однако только этот показатель не  дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Конкурентность рынка в целом оценивается  посредством специальных коэффициентов и индексов, характеризующих степенью монополизации рынка.

3. Поведение фирм на рынке. Так, если фирмы будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, то в итоге цены могут снизиться почти до конкурентного уровня и установится равенство цены и предельных издержек. Монопольная власть и соответственно доходы фирм уменьшается. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции фирм предпочтут явный или  тайный сговор, раздел рынка, т.е. недобросовестную  конкуренцию.

Для формирующегося рынка России  характерна высокомонополизированная структура, связанная с созданием различного рода концернов, ассоциации, финансово промышленных групп целями которых является получение максимальных доходов путем поддержания  высоких цен и одновременно обеспечения устойчивого положения. Вместе с тем, предполагаемое усиление открытости отечественной экономики и вхождений в мировое хозяйство приводят к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов, ослабляя их рыночную власть.

Рыночная власть отдельного производителя в отрасли заключается в возможности влиять на рыночную цену товара (Px). Предположим, что некоторая фирма обладает ры­ночной властью (является монополией) и может воздействовать на отраслевую цену. Оказывается, эта фирма не сможет произ­вольно устанавливать цену Рх. Как известно, цена устанавлива­ется в результате взаимодействия рыночных спроса и предложе­ния. Сокращая или расширяя свое индивидуальное предложе­ние, обладающая рыночной властью фирма может повлиять на отраслевое предложение, но не на отраслевой спрос. Рыночный спрос будет определяться действием закона спроса и функцио­нально не зависит от поведения фирмы, даже обладающей ры­ночной властью.

Таким образом, возможности воздействия на отраслевую цену у отдельной фирмы будут ограничены спросом на рынке. Фирма, обладающая рыночной властью, ограничена в выборе цены на свою продукцию и следующим обстоятельст­вом. Стремясь к максимизации прибыли, фирма вынуждена выбирать подходящий для каждого уровня Цены объем произ­водства, ища сочетание «цена—объем выпуска», обеспечиваю­щее ей максимизацию прибыли.

 

2.2. Показатели измерения рыночной власти.

 

Степень рыночной (монопольной) власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:

 

1. Показатель монопольной власти Лернера[*]:

Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. В условиях совершенной кон­куренции, когда ни одна из действующих на рынке фирм не обладает рыночной властью, L = 0. В условиях чистой монопо­лии, когда на рынке действует единственный производитель, обладающий фактически абсолютной рыночной властью, L= 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC . Чем больше L , тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC .

 

2. Если мы умножим числитель и знаменатель показателя Лернера на Q , то получим формулу для вычисления индекса монопольной власти: , или . Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти.

 

3. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля - Хиршмана:

     

где Pi – это процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы в рыночном предложении отрасли, n – количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии. Если в отрасли только одна фирма, то n =1, Pi=100%, тогда H = 10.000. 10.000 – это максимальное значение показателя концентрации рынка. Если H < 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н? ≥ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной. Нужно иметь в виду, что данный показатель не дает полной картины, если не учитывать удельный вес импортируемых товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Основы государственной конкурентной политики

 

 

3.1. Основные понятия в сфере государственной конкурентной политики.

В сфере государственной конкурентной политики применяются следующие основные определения.

Государственная политика —  система целей и ценностей, государственно-управленческих мер, решений и действий, оформленных соответствующими нормативными правовыми актами и программами, направленными на достижение поставленных целей.

Государственная конкурентная политика —  система ценностей и целей, а также государственно-управленческих мер, решений и действий, направленных на обеспечение и реализацию мер по стимулированию и защите конкуренции в стране.

Государственная политика стимулирования конкуренции — часть государственной конкурентной политики, состоящая из мер, обеспечивающих развитие конкурентной среды посредством содействия созданию условий справедливой конкуренции; условий, стимулирующих повышение качества продукции; условий для увеличения количества хозяйствующих субъектов.

Государственная политика защиты конкуренции —  часть государственной конкурентной политики, состоящая из мер, обеспечивающих пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, соблюдение положений Конкурентного кодекса.

Защита конкурентных интересов участников рынка — комплекс мер по предотвращению причинения вреда конкурентным интересам участников рынка, а также восстановительных (компенсационных) мер.

Конкурентное законодательство — комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с созданием, развитием, поддержанием и защитой конкуренции в целях достижения общественного благосостояния, повышения конкурентоспособности бизнеса, баланса интересов хозяйствующих субъектов и потребителей.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и рыночная власть. Основы государственной конкурентной политики