Несовершенная конкуренция и рыночная власть. Основы государственной конкурентной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основных моделей несовершенной конкуренции и рыночной власти, а также основ государственной конкурентной политики.

Оглавление

Введение 3

Глава I - Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
1.1 Понятие несовершенной конкуренции, и её роль в экономике 5
1.2 Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции 6
1.3 Монополия на рынке, и её характерные особенности 10
1.4 Олигополия как современная рыночная структура 12
1.5 Монополистическая конкуренция, общие черты и предпосылки
появления 17

Глава II – Рыночная власть
2.1 Источники, причины рыночной власти 20
2.2 Показатели измерения рыночной власти 23


Глава III – Основы государственной конкурентной политики
3.1 Основные понятия в сфере государственной конкурентной
политики 26
3.2 Приоритеты и основные направления 29
3.3 Принципы антимонопольной политики 30

Заключение 35

Использованная литература 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Антимонопольное законодательство — часть конкурентного законодательства, устанавливающая составы правонарушений в области конкуренции, санкции за подобные нарушения, а также иные меры по защите конкуренции.

Конкурентоспособность — способность хозяйствующего субъекта произвести и прибыльно реализовать товар, работу, услугу.

Цель — желаемое для субъекта какой-либо деятельности состояние предмета его деятельности.

Ценность —  жизненно или особо значимое для субъекта какой-либо деятельности состояние предмета его деятельности.

Проблема — сложносоставное препятствие, мешающее достижению цели.

Задача — постановка вопроса об определении действий, необходимых для преодоления препятствия, мешающего достижению цели.

Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Товарный рынок — сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или сфера обращения взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью, и некоммерческая организация, получающая доходы от лиц, не являющихся ее участниками.

Финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик и др.

Государственная монополия — отношения, при которых государство обладает исключительным правом на производство или обращение товаров, работ и услуг на соответствующем рынке в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Недобросовестная конкуренция — любые действия одного или нескольких хозяйствующих субъектов (в том числе группы лиц) в отношении конкурентов, а также своих контрагентов, которые направлены на незаконное получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Монополистическая деятельность — любое действие или система взаимосвязанных общей целью и средствами действий хозяйствующего субъекта, группы лиц и физического лица в составе группы лиц, приводящих или способных привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на соответствующем рынке независимо от факта нарушения прав отдельных хозяйствующих субъектов или физических лиц.

Антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы.

Признаки ограничения конкуренции на товарном рынке — обстоятельства, создающие возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке, в том числе:

− сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

− рост или снижение цены товара, не связанные с воздействием внешних экономических (ценообразующих) факторов;

− отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, в том числе путем заключения и реализации соглашения, или осуществления параллельных действий;

− иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

 

3.2. Приоритеты и основные направления государственной конкурентной политики

Целью государственной конкурентной политики является создание политических, правовых,  экономических, социальных и институциональных условий для равной, добросовестной конкуренции. Формирование российской экономики как привлекательной для инвестиций и развития деловой активности — важнейшая задача всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленная на обеспечение конку-рентоспособности российской продукции, укрепление национальной и экономической безопасности страны.

Основными направлениями государственной конкурентной политики являются:

1) стимулирование конкуренции;

2) обеспечение свободы предпринимательской деятельности, преодоление административных барьеров;

3) предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

4) государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий:

− ценовое регулирование;

− специальные обременения субъектов естественных монополий;

− согласование инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

− контроль и надзор за субъектами естественных монополий;

− особенности государственного регулирования естественных монополий на локальном (региональном) уровне;

5) государственный контроль экономической концентрации на товарных и финансовых рынках;

6) конкурсное распределение дефицитных ресурсов. Государственная и муниципальная помощь;

7) охрана интеллектуальной собственности.

3.3. Принципы антимонопольной политики

Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиент фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом объективных трудностей. Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек достигается при очень больших объемах производства. Малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая автомобили на крошечных предприятиях нельзя добиться столь же низких издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа.

И это далеко не частный случай. Можно говорить о невозможности, превращения монополизированной отрасли в отрасль совершенной конкуренции как об общем правиле. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Даже если государство настоит на своем и вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.

В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

Особенно остро вопрос стоит относительно естественных монополий. Их высокая экономическая эффективность делает абсолютно недопустимым их дробление. Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет увеличивать расходы высшего руководства фирмы.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

Кроме регулирования цен определенную пользу — особенно в нашей стране — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения — ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура (железные дороги, вокзалы, информационная система), так и немонопольные виды деятельности (подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита). РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции. Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удасться устранить конкурентов.

Употребление термина "искусственная монополия" в экономической и юридической литературе обладает следующей особенностью: этим понятием объединяют и достаточно редко встречающееся на рынке господство единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной мере сотрудничающих фирм, т. е. речь сразу идет о чистой монополии и о двух разновидностях олигополии - картеле и картелеподобной структуре рынка. Такое расширенное толкование термина "монополия" оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое, т. е. проявляют признаки монополистического господства на рынке.

В случае искусственного монополизма основным направлением антимонопольной политики  является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные, штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

«Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и рыночная власть. Основы государственной конкурентной политики