Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 00:24, реферат
Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Введение.…………………………………………..…………………………………3
1. Понятие групп и их значимость……………………………………………..….5
1.1 Понятие групп…………………………………………………………………...5
1.2 Стадия развития групп…………………………………………………………6
1.3 Воздействие состава группы……………………………………………………9
1.4 Нормы поведения………………………………………………………………..12
1.5 Виды воздействия группы на индивида……………………………………….16
2. Формальные группы…………………………………….……………………….20
2.1 Факторы, влияющие на эффективность группы…….………………………..25
3. Неформальные группы…………………….………...………………………...33
4. Хоторнский эксперимент…………………………………………….………….38
5. Эксперимент Курта Левина…………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………….46
Список используемой литературы………………………
Последний
изученный вид воздействия
Для этого правила существует ряд объяснений. Если перед началом дискуссии большинство ее участников склонялось к тому, чтобы поддержать какую-то идею, то во время дискуссии будет выдвинуто гораздо больше аргументов в пользу этой идеи, что, однако не означает, что существует действительно больше аргументов "за", нежели "против".
Последствия этого понятны. При таком положении вещей остается возможность для того что:
-важные моменты, касающиеся принятия решения не будут рассмотрены;
-дискуссия будет повторять ошибочные предварительные мнения и позиции;
-результаты
дискуссии будут гораздо
Поведение
и функционирование людей в группе
представляет собой сложный феномен. Часть
этой сложности вытекает из того факта,
что группы являются открытыми системами.
И как открытые системы, они подвергаются
воздействию входных переменных, и сами,
в свою очередь, оказывают воздействие
на выходные переменные. Выходные потоки
служат входными потоками, которые будут
оказывать влияние на функционирование
организации в будущем. Таким образом,
мы видим, что и организации и малые группы
являются открытыми системами. И в этом
смысле организации можно считать системами
систем, поскольку малые группы - это маленькие
открытые системы, функционирующие внутри
большой системы - организации. Но и индивидуумы,
входящие в состав групп, являются открытыми
системами, таким образом, организации
представляют собой системы систем! Существует
четкое иерархическое разграничение между
этими тремя уровнями систем, и когда мы
говорим о входных и выходных потоках
системы, мы должны четко оговаривать
тот уровень анализа, на котором мы находимся.
2.
Формальные группы.
Формальные группы – это «узаконенные» группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
В
обиходной речи слово «формальный»
имеет негативный оттенок, означающий
не заинтересованность в результатах,
равнодушное отношение к
- делает общим достоянием полученные
знания и, основывающиеся на них, передовые
технологии и приемы работ;
- устанавливает единые нормы и правила
для всех, чем исключает произвол и способствует
объективизации деятельности;
- обеспечивает «прозрачность» постановки
дела для контроля и гласность для взаимодействия
с общественностью, что, безусловно, важно
для демократизации управления.
Таким
образом, формальная группа имеет следующие
особенности:
- она рациональна, т.е. в основе ее лежит
принцип целесообразности, сознательного
движения к известной цели;
- она безлична, т.е. рассчитана на индивидов,
отношения между которыми устанавливаются
по составленной программе.
Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Например, производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения - механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. К примеру, производственный персонал, занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных коллектива по 10 - 16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.
Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами. Как бы малы они ни были, это - формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей.
В организации существует три основных типа формальных групп:
группы руководителей;
производственные группы;
комитеты.
Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты - вот типичная командная группа. Другим примером командной
соподчиненной группы являются командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.
Второй тип формальной группы - это рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Рабочие (целевые) группы имеются в составе таких известных компаний как «Моторола», «Дженерал Моторс». Более двух третей от общего числа сотрудников компании «Техас Инструментс» (89 с лишним тыс. человек) являются членами целевых групп. За повышение общей эффективности компании они могут получать 15-ти процентную надбавку к своему бюджету. В этой компании руководство считает, что целевые группы ломают барьеры недоверия между руководителями и рабочими. Кроме того, предоставляя рабочим возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня.
Третий тип формальной группы – комитет.
Комитет — это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, целевыми группами, комиссиями или командами. Но во всех случаях здесь подразумевается групповое принятие решений и осуществление действий, что отличает комитет от других организационных структур. Имеются два основных типа комитетов:
Специальный комитет — это временная группа, сформированная для выполнения определенной цели.
Постоянный комитет — это перманентно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель. Чаще всего постоянные комитеты используются для предоставления организации консультаций по вопросам непреходящей важности. Совет директоров большой компании может быть поделен на постоянные комитеты, такие как ревизионная комиссия, финансовая комиссия и исполнительный комитет. Президенту большой компании часто бывают подчинены такие комитеты как комиссия по выработке политики, группа планирования, комиссия по рассмотрению жалоб сотрудников, комиссия по пересмотру зарплаты. На более низких уровнях организации комитеты могут быть образованы для таких целей как снижение себестоимости, совершенствование технологии и организации производства, решение социальных вопросов или для улучшения отношений между подразделениями. Комитеты обладают либо линейными, либо штабными полномочиями. Когда использовать комитеты.
Большинство теоретиков управления советуют прибегать к этой форме управления, когда группа может выполнить эту работу лучше, чем один руководитель, или когда организация, передавая всю власть в руки одного человека, подвергает себя риску. Ниже приводятся ситуации, когда управление с помощью комитетов может быть предпочтительным.
Когда нежелательно сосредоточивать всю власть в руках одного человека, комитет может распределить полномочия между несколькими лицами. Это поможет организации избежать ошибок в важнейших вопросах и ослабить давление на высшее руководство
Все командные и рабочие группы, а также комитеты должны эффективно работать - как единый слаженный коллектив. Теперь уже нет необходимости доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.
Все
командные и рабочие группы, а
также комитеты должны эффективно работать
- как единый слаженный коллектив.
Теперь уже нет необходимости
доказывать, что эффективное управление
каждой формальной группой внутри организации
имеет решающее значение. Эти взаимозависимые
группы представляют собой блоки, образующие
организацию как систему. Организация
в целом сможет эффективно выполнить свои
глобальные задачи только при условии,
что задачи каждого из ее структурных
подразделений определены таким образом,
чтобы обеспечивать деятельность друг
друга. Кроме того, группа в целом влияет
на поведение отдельной личности. Таким
образом, чем лучше понимает руководитель,
что же представляет собой группа и факторы
ее эффективности, и чем лучше он владеет
искусством эффективного управления группой,
тем больше вероятности, что он сможет
повысить производительность труда этого
подразделения и организации в целом.
2.1
Факторы, влияющие на
эффективность групп.
Группа сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплоченности, конфликтности, статуса и функциональной роли ее членов.
Размер. Теоретики управления посвятили много времени определению идеального размера группы. Авторы школы административного управления считали, что формальная группа должна быть сравнительно небольшой. По мнению Ральфа К. Дэвиса, идеальная группа должна состоять из 3-9 человек.
Его мнение склонен разделить Кит Дэвис, современный теоретик, посвятивший много лет исследованию групп. Он полагает, что предпочтительное количество членов группы - 5 человек. Исследования показывают, что фактически на собрания в группу приходят от 5 до 8 человек.
По некоторым исследованиям можно заключить, что группы, насчитывающие от 5 до 11 членов, обычно принимают более точные решения, чем те, которые выходят за пределы этой численности. Исследования также показали, что в группах из 5 человек ее члены обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группах большего или меньшего размера. Объяснение этому, по-видимому, заключается в том, что в группах из 2 или 3 человек ее члены могут быть обеспокоены тем, что их персональная ответственность за принимаемые решения слишком очевидна. С другой стороны, в группах, состоящих из более чем 5 человек, ее члены могут испытывать затруднение, робость в высказывании своего мнения перед другими.