Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 00:24, реферат
Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Введение.…………………………………………..…………………………………3
1. Понятие групп и их значимость……………………………………………..….5
1.1 Понятие групп…………………………………………………………………...5
1.2 Стадия развития групп…………………………………………………………6
1.3 Воздействие состава группы……………………………………………………9
1.4 Нормы поведения………………………………………………………………..12
1.5 Виды воздействия группы на индивида……………………………………….16
2. Формальные группы…………………………………….……………………….20
2.1 Факторы, влияющие на эффективность группы…….………………………..25
3. Неформальные группы…………………….………...………………………...33
4. Хоторнский эксперимент…………………………………………….………….38
5. Эксперимент Курта Левина…………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………….46
Список используемой литературы………………………
Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия. Описывая процесс развития неформальных организаций, Леонард Сейлис и Джордж Штраус говорят: «Сотрудники образуют дружественные группы на основе своих контактов и общих интересов, и эти группы возникают из самой жизни данной организации. Однако, как только эти группы образовались, они начинают жить собственной жизнью, почти полностью оторванной от трудового процесса, на основе которого они возникли. Это - динамичный, самогенерирующийся процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом. Все возрастающее взаимодействие способствует возникновению у них приятельских чувств по отношению к другим членам группы. В свою очередь, эти чувства образуют основу для все большего числа разнообразных видов деятельности, многие из которых отсутствуют в описании должностных обязанностей: совместные обеды, выполнение работы за приятеля, борьба с теми, кто не является членом группы, азартные игры с номерами на денежных чеках и т.д. Такие расширенные возможности взаимодействия способствуют созданию более крепких межличностных уз. Тогда группа начинает представлять собой нечто большее, чем простое собрание людей. Она создает традиционные способы выполнения тех или иных действий - комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменению. Группа становится организацией».
Почему люди вступают в организации? Люди обычно знают, почему они вступают в формальные организации. Как правило, они либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой организации. У людей также имеются причины и для вступления в группы и неформальные организации, но они часто не осознают их. Как показал Хоторнский эксперимент, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата. Важнейшие причины вступления в группу: чувство принадлежности, взаимопомощь, тесное общение и заинтересованность.
Принадлежность. Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности одной из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Еще до Хоторнского эксперимента Элтон Мэйо обнаружил, что люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными. Другие исследования показали, что возможность принадлежать к группе и поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому рабочие часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.
Помощь. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. В любом случае, правильно это или неправильно, многие люди считают, что их начальник в формальной организации плохо о них подумает, если они будут спрашивать его, как им выполнить определенную работу. Другие боятся критики. Более того, в каждой организации есть множество неписаных правил, которые касаются мелких процедурных вопросов и протокола, как, например: какой продолжительности должен быть перерыв на кофе, каково отношение начальника и болтовне и шуткам, как следует одеваться, чтобы заслужить всеобщее одобрение, а также, насколько все эти правила обязательны. Понятно, что работник еще подумает, стоит ли обращаться за помощью к начальству по всем этим вопросам. В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий, занятый в производстве, скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятся участвовать в уже сформировавшейся социальной группе, где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий - необходимое руководство к действию. Таким образом, потребность в помощи приводит к возникновению неформальной организации.
Защита. Люди всегда знали, что сила - в единстве. Одной из первостепенных причин, побуждавших доисторических людей объединяться в племена, была дополнительная защита от враждебных проявлений их внешнего окружения. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций, состоящих из работников низовых уровней, защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Они, например, могут объединить усилия, чтобы опротестовать вредные условия работы. Не удивительно, что эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют.
Иногда руководители также образуют неформальные организации для защиты своих коллег. Их целью обычно является защита своей зоны от вторжения других подразделений организации.
Проблема неформальных организаций также свидетельствует о потребности в интеграции целей подразделений и направлении усилий на благо организации в целом.
Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации - слухам, сплетням и другой информации, которая либо совсем не поступает из официальных источников, либо идет по формальным каналам слишком медленно. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации.
Тесное
общение и симпатия. Люди часто
присоединяются к неформальным группам
просто для того, чтобы быть ближе к тем,
кому они симпатизируют. Например, клерки
или инженеры отдела часто работают в
больших комнатах, где нет перегородок
между столами. Эти люди имеют много общего
и испытывают симпатию друг к другу частично
оттого, что выполняют аналогичную работу.
Так, они могут ходить вместе обедать,
обсуждать свои рабочие и личные дела
во время перерывов на кофе, или обращаться
к начальству с просьбой о повышении зарплаты
и улучшении условий работы. На работе
люди склонны взаимодействовать с теми,
кто рядом. Людей обычно тянет к тем, кто,
по их мнению, может удовлетворить их потребности
в принадлежности, компетентности, защите,
уважении и т.д.
Эксперименты,
проведённые в 1927-1932 годах в американском
городе Хоторн, и впервые наглядно
продемонстрировавшие влияние «человеческого
фактора» на эффективность производства.
Хоторн (Hawthorn) – город в штате Иллинойс,
где расположены заводы чикагской компании
«Вестерн Электрикс» (Western Electric). Организация
труда на этих заводах основывалась на
принципах массового производства с применением
принципов научного менеджмента. При этом организаторы
производства придерживались просвещенного
подхода к решению проблемы управления
персоналом, который именовался «капиталистической
системой благосостояния». То есть для
поддержания лояльности работников на должном
уровне активно применялся патерналистский
подход, сопровождавшийся активным применением
комплекса социальных и рекреационных
мероприятий. Именно поэтому, в 1923 году
на деньги компании «Вестерн Электрик»
там были проведены эксперименты, результатом
которых стало открытие хоторнского
эффекта. Другим
следствием этих исследований стал запуск
в мае 1927 года большой экспериментальной
программы под руководством директора
предприятия Джорджа Пеннока (непосредственным
исполнителем был Хоумер Хайберджер),
целью которой было изучение влияния степени
контроля (фактически «плотности внимания»)
к работникам и их производственного утомления
на рост производительности. Из достаточно
подробного описания этих экспериментов,
приводимого Джоном Шелдрейком в его книге «Теория менеджмента:
от тейлоризации до японизации» можно заметить, что
на рост производительности повлияла
и смена лидеров в исследованном коллективе.
Смена неформального лидера Ирены Рыбацки
(цели которой не совпадали с целями руководства)
на нового лидера Дженни Сирчио (цели которой,
в большинстве своём отвечали производственным
целям рабочего коллектива) позволило
дополнительно увеличить эффективность
рабочей бригады.
Говоря про Хоторнские эксперименты, их
обычно связывают с именем Элтона Мэйо, хотя его роль сильно
переоценена. Вот что пишет об этом Д. Шелдрейк:
«В начале 1929 года Пеннок предложил Мэйо
роль руководителя хоторнской программы
опросов. Мэйо отказался, однако выразил
согласие участвовать в экспериментах,
посещая время от времени Hawthorne Works и при
необходимости обеспечивая экспертные
заключения. С 1929 по 1933 года Мэйо получал
от «Вестерн Электрик» ежегодный гонорар
в размере $2500 и исполнял роль официального
интерпретатора Хоторнских экспериментов,
представлявшего их учёному миру». Признавая
несомненную огромную роль Мэйо как популяризатора
этих экспериментов в научной среде, нельзя
не заметить, что его интерпретации и выводы
практически всегда грешат предвзятостью
и преднамеренным игнорированием влияния
тех факторов, которые плохо укладывались
в его гипотезы.
Хоторнские
эксперименты по ряду причин оказали
мощное влияние на развитие многих
социальных наук. Вот как об этом
высказался Ричард Гиллеспи в своей
работе «Производственное знание»
(«Manufacturing Knowledge»):
«Хотя со времени их (экспериментов) прошло
уже больше полстолетия, они и поныне относятся
к числу наиболее упоминаемых и спорных
экспериментов истории социальных наук.
С их результатами знакомились многие
поколения студентов. Они стали настолько
значимой вехой в истории социологии и
психологии, что стали восприниматься
мифическим началом таких специальных
дисциплин, как производственная социология,
социальная психология труда, производственная
психиатрия и антропология человеческой
деятельности. Обзоры ключевых достижений
в теории организации и управления свидетельствуют
о плодотворном влиянии экспериментов
и на эту сферу».
В ноябре 1924 г. группа исследователей начала проводить эксперимент на заводе Хоторна, принадлежащем компании «Вестерн Электрик» в городе Чикаго, штат Иллинойс. Первоначальным замыслом его было определение зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. Этот эксперимент явился логическим развитием теории «научного управления», доминировавшей в тот период. Как это часто случается с великими открытиями, результаты получились не те, что ожидались. Случайно ученые нащупали нечто более важное, что впоследствии привело к возникновению теории «человеческих отношений» в науке управления.
Первоначальной задачей того, что позднее превратилось в четыре этапа эксперимента, было определить влияние интенсивности освещения на производительность труда. Рабочие были поделены на группы: контрольную и экспериментальную. К большому удивлению исследователей, когда они увеличили освещение для экспериментальной группы, производительность труда обеих групп возросла. То же самое произошло и тогда, когда освещение было уменьшено.
Исследователи сделали вывод, что само освещение оказывало на производительность труда лишь незначительное влияние. Они поняли, что эксперимент не удался из-за факторов, находящихся вне их контроля. Выяснилось, что их гипотеза была правильной, но по совершенно другим причинам.
На втором этапе к группе присоединился Элтон Мэйо, к тому времени уже выдающийся ученый Гарвардского университета. Проводился лабораторный эксперимент со сборщицами реле. На этот раз малая группа, состоящая из шести добровольцев, была изолирована от остального персонала и получала за свой труд льготную оплату. Работницам была также предоставлена большая свобода общения, чем обычно было принято на заводе. В результате этого между ними возникли более тесные взаимоотношения. Сначала результаты подтверждали исходную гипотезу. Когда, например, были введены дополнительные перерывы в работе, производительность труда выросла. Ученые объяснили это меньшей степенью утомления. Поэтому группа продолжала вносить аналогичные изменения в условия работы, сокращая рабочий день и рабочую неделю, а производительность труда продолжала расти. Когда же ученые вернули первоначальные условия работы, производительность труда и тут продолжала оставаться на прежнем высоком уровне.
Согласно теории управления того периода, такого не должно было происходить. Но так было. Поэтому был проведен опрос участниц для выяснения причин этого явления. В дальнейшем ученые выяснили, что некий человеческий элемент имеет большее влияние на производительность труда, чем изменения технических и физических условий. Рост производительности труда девушек, занятых на сборке продукции, нельзя было объяснить никакими изменениями в физических условиях работы, независимо от того, имела ли их работа экспериментальный характер или нет. Однако, его можно было объяснить тем, что называлось формированием организованной социальной группы, а также особыми взаимоотношениями с руководителем этой группы.
Третий этап эксперимента первоначально задумывался как простой план совершенствования непосредственного руководства людьми и тем самым - улучшения отношения сотрудников к своей работе. Однако, впоследствии план перерос в огромную программу, которая состояла из бесед с более чем 20 тыс. сотрудников. Был собран гигантский объем информации об отношении сотрудников к выполняемой ими работе. В результате исследователи выявили, что производительность труда и статус каждого сотрудника в организации зависели как от самого работника, так и от трудового коллектива. Чтобы изучить влияние коллег на производительность труда сотрудника, ученые решили провести четвертый эксперимент.
Он получил название эксперимента на участке по производству банковской сигнализации. Предполагалось, что четвертый этап определит степень воздействия программы материального стимулирования, построенной на групповой производительности труда. Исходя из предпосылок научного управления, ученые разумно исходили из гипотезы, что те работники, которые работают быстрее других и мотивированы желанием больше заработать, будут подстегивать более медлительных, чтобы те увеличивали выработку. Но и на этот раз их ждал сюрприз.
На
самом деле более сноровистые
работники имели тенденцию