Понятие группы. Формальные и неформальные группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получается радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существованию друг другу. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависит от ситуации и от характера взаимосвязи людей.

Оглавление

1. Понятие групп и их значимость……………………………………………….3
1.1 Формальные группы……………………………………………………4
1.2 Неформальные группы………………………………………………...6
2. Руководство формальных и неформальных групп…………………………...9
2.1 Руководство и власть…………………………………………………..9
2.2 Стиль руководства…………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент» 

на  тему:

Понятие группы. Формальные и неформальные группы 
 
 
 

                                                                         Выполнил: студент группы 2Ф1     

                                                                     Желнин Александр Владимирович

     Проверил  к.п.н., профессор

С.И. Голицын 
 
 
 

Нижний  Тагил

2009г.

                 Содержание

1. Понятие групп и их значимость……………………………………………….3

     1.1 Формальные группы……………………………………………………4

     1.2 Неформальные группы………………………………………………...6

2. Руководство  формальных и неформальных групп…………………………...9

     2.1 Руководство и власть…………………………………………………..9

     2.2 Стиль руководства…………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             1. Понятие групп  и их значимость

     Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получается радость от такого общения. Большинство  из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существованию друг другу. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависит от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой. Каждый из нас пренадлежит одновременно ко многим группам. Мы – члены нескольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены или мужа и т.д. большинство людей принадлежит также к нескольким группам друзей – кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом. Некоторые группы оказываются недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена, или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть несколько студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему экзамену. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать существенное  влияние на своих членов или даже не внешнее окружение. Примером таких групп могут быть объединение школьников-подростков.

        По определению Марвина Шоу, «группа-это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц». 

          1.1 Формальные группы

           Исходя из определения Шоу,  можно считать, что организация  любого размера состоит из  нескольких групп. Руководство  создает группы по своей воле, когда производит разделение  труда по горизонтали (подразделения)  и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Например, производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения- механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. К примеру, производственный персонал, занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных коллектива по 10-16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.

           Эти группы, созданные по воле  руководства для организации  производственного процесса, называются  формальными группами. Как бы  малы они ни были, это - формальные  организации, чьей первейшей функцией  по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей.

          В организации существует три  основных типа формальных групп:

     - группы руководителей; 

     - производственные группы;

     - комитеты.

          Командная  (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также  могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты  - вот типичная командная группа. Другим примером командной соподчиненной группы является командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.

        Второй тип формальной группы  – это робочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц,  вместе работающих над одним  и тем же заданием. Хотя у  них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планирование и осуществление своего труда. Рабочие (целевые) группы имеются в составе таких известных компании как «Дженирал Моторс», «Хьюлет-Паккард», «Моторола», «Техас Инструментс». Более двух третей от общего числа сотрудников компании « Техас Инструментс» (89 с лишним тыс. человек) являются членами целевых групп. За повышение общей эффективности компании они могут получать 15-ти процентную надбавку к своему бюджету. В этой компании руководство считает, что целевые группы ломают барьеры недоверия между руководителями и рабочими. Кроме того, представляя рабочим, возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня.

        Третий тип формальной группы - комитет –это группа внутри  организации, которой делегированы  полномочия для выполнения кокого-либо  задания или комплекса заданий.  Иногда комитеты называют советами, целевыми группами, комиссиями или командами. Все командные и рабочие группы, а также комитеты должны эффективно работать – как единый слаженный коллектив. Теперь уже нет необходимости доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководителя, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективности управление группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом. 

             1.2 Неформальные группы

        Несмотря на то, что неформальные  организации создаются не по  воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают одной или нескольким таким неформальным организациям.

        В производственных  условиях  часто требуется и защита, например  от вредных условий производства, снижение заработной платы, увольнения. Эту защиту можно найти в  неформальной организовоной группе.

     Часто неформальные организации используют неформальную информацию, так называемые слухи, которые являются предметом  удовлетворением тщеславия отдельных  личностей. В группе также можно  выразить свой симпатии и получить удовлетворение от общение с другими работниками. Неформальные группы вырабатывают свои нормы поведения и требует от своих членов поведения в рамках существующих норм.

     Неформальная  организация- это спонтанно образовавшееся группа людей, которые вступают в  регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальной организации, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация- это, по существу, сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляют их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

     У неформальных организаций много  общего с формальными организациями, в которых они оказываются  вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации – у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших (эмерджентных) организациях также имеются написанные правила, называемыми нормами которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрения и санкций. Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. На рис.1 мы видим разницу в механизмах образования формальных и неформальных организаций. Рис. 1. Механизм образования формальных и неформальных организации. 

     Неформальные  групп, как правило, сопротивляются производственным переменам, которые  могут вызвать угрозу существования группы. В виде угрожающих факторов могут выступать расширение производства, внедрение новой технологии, реорганизация. Следствием этих факторов является приход новых людей, которые могут посягнуть на установившиеся отношения в неформальной организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Руководство формальных  и неформальных  групп.

     2.1 Руководство и  власть

     Большое влияние на управление в целом  оказывает руководство. Руководитель – это человек, который, является лидером, эффективно управляет своими подчиненными в целях выполнения ими постоянных задач. Под лидером понимают лицо, эффективно осуществляющее формальное и неформально руководство.

     Лидерство основывается на влиянии. Влияние –  это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида».  Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.

     Один  человек может также влиять на другого и с помощью одних  лишь идей.  Карл Маркс, который никогда  не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации  и никогда лично не использовал  такое средство как насилие, имел непреднамеренное влияние на ход событий двадцатого столетия. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идей, а к действию - фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть. Другими словами, используется власть - возможностью влиять на поведение других. Обладая полномочиями, но, не имея власти, руководитель не может эффективно управлять.

     Руководитель  обладает властью над своими подчиненными в результате их зависимость от него в заработной плате, удовлетворении социальных потребностей, представлении  работы и т. п. Но и подчиненные  обладают определенной степенью власти над руководителем: получение информации, неформальные контакты, желание выполнять работу.

     Эффективный руководитель должен пользоваться своей  властью в разумных пределах, чтобы  у подчиненных не возникло желание  проявить свою власть, что могло бы снизить эффективность управления, т.е. необходимо поддерживать баланс власти, добиваться выполнения постановленных целей и не вызывать непокорности подчиненных. Этот баланс представлен на рис.2.

       рис.2 Балансирование власти руководителей и подчиненных.  

     Определенной  долей власти в отношении других руководителей обладает также руководители, от которых зависит получение информации, сырьевых ресурсов, оборудования. Если руководитель контролирует то, в чем заинтересован подчиненный, он обладает над ним властью, которая заставляет подчиненного действовать в нужном направлении. По сути, власть держится на потребностях исполнителя. Выполняя указания руководителя, подчиненный или удовлетворяет свой потребности, или же знает, что они будут удовлетворены после выполнения этих указаний.  О последствиях указаний знает и руководитель. В процессе управления происходит взаимопонимания между обладателем власти и исполнителем его власти. Если такое взаимопонимание не происходит, цель управления не достигается. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее. Этот процесс влияния руководителя на подчиненного показан на рис 3.

Рис.3.Модель влияния  руководителя на подчиненного. 

     Профессор Мичиганского университета Р. Френч  и Б. Рэйвен предложил следующую  классификацию власти.

     1.Власть, основанная на принуждении. Она  базируется на убеждении подчиненного  в том, что  руководитель, имеющий  власть, может помешать удовлетворению  кокой - либо потребности или  произвести другие нежелательные  действия.

     2.Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель обладает возможностью удовлетворить его потребности.

     3.Экспертная  власть. Подчиненный убежден, что  специальные знания руководителя  позволят удовлетворить его потребность. 

Информация о работе Понятие группы. Формальные и неформальные группы