Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:22, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение налоговой политики в ведущих странах с развитой экономикой.
Основные задачи написания курсовой работы:
• рассмотрение методов налоговой политики;
• рассмотрение основных инструментов налоговой политики;
• изучение налогов как инструмента государственного регулирования экономики;
• рассмотрение ряда научных теорий налогов;
• проследить эволюцию налоговой политики основных западноевропейских стран.
ВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………………....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ….5
1.1 Налоговая политика: понятие, сущность, основные цели и задачи…....5
1.2 Методы и инструменты налоговой политики……………..……...……..9
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ..........................12
2.1Анализ основных направлений развития налоговой политики
Республики Беларусь……………………………………………......................12
2.2Оценка результативности реализации налоговой политики Республики
Беларуси………………………………………………………………...............19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………..…..…..……………………………........24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ...........
Государство выполняет сдерживающую фискальную политику следующими методами:
Сдерживающая фискальная политика направлена на создание бюджетного избытка, т.е. превышения налоговых поступлений над государственными расходами.
Первым методом сдерживающей фискальной политики является снижение государственных расходов для замедления темпов инфляции.
Вторым методом сдерживающей фискальной политики является повышение налогов.
Недискреционная фискальная политики включает следующие автоматические, или встроенные, стабилизаторы экономики:
Исходя из методов дискреционной политики, регулирование экономики может осуществляться на основе бюджетного дефицита или бюджетных излишков. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики [9, c. 89].
В мировой практике
преимущественно используется
ГЛАВА 2 Характеристика налоговой системы в Республики Беларусь на современном этапе
2.1 Налоговая система и принципы ее построения
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Налоговые системы современных государств - результат их многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам, национальная налоговая система в каждом государстве индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Налоговая система - единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование.
Экономическая и юридическая науки выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
• порядок установления и ввода в действие налогов;
• виды налогов или систему налогов; классификацию налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
• порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
• налоговые органы;
• права и обязанности налогоплательщиков;
• права и обязанности налоговых органов;
• ответственность участников налоговых отношений;
• защиту прав и интересов налогоплательщиков;
• налоговое законодательство.
Каждое государство имеет свою систему налогов, или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьирует в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации. Республика Беларусь перешла в 1998 году на международные стандарты в области бюджетной классификации.
В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Они могут действовать как самостоятельные органы государственного управления либо как структуры в составе, как правило, Министерства финансов [1, с. 34].
Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).
В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволял бы конкретно определить: обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства относительно имущества плательщика.
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает ряд инструментов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу налогоплательщиков в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет.
Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее толковать их однозначно в любой ситуации.
В теории и практике налогов большое значение имеют методы построения налоговых ставок, среди которых выделяются:
• твердые ставки - определяются в абсолютной сумме (например, ставка с кубического сантиметра);
• пропорциональные ставки - устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество предприятия, налогу на прибыль);
• прогрессивные ставки - увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Подоходный налог с физических лиц взимается по прогрессивным ставкам, колеблющимся от 9 до 35% дохода плательщика. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой;
• регрессивные ставки - понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах. В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, представляющие собой частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы.
Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство [1, с. 49].
По налогам могут устанавливаться в законодательном порядке определенные льготы в различных формах, к числу которых относятся:
введение налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части его объекта;
установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
понижение ставок налога, уменьшение его оклада;
предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);
изъятие из налогообложения части объекта налога;
вычет из налогового платежа за расчетный период;
освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.
В зависимости от сферы применения различают следующие налоговые льготы:
общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;
специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков.
Именно они используются государством для регулирования рыночной экономики.
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий Республики Беларусь направлены на стимулирование: финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство; малых форм предпринимательства; занятости инвалидов и пенсионеров; благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.
Льготный режим налогообложения воздействует на отраслевую структуру производства, развитие приоритетных отраслей экономики. Приоритетными для Республики Беларусь являются:
развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием;
внедрение механизма структурной инвестиционной политики, ориентированной на использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей и производств;
обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;
структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса;
развитие предпринимательства и бизнеса;
привлечение иностранных инвестиций для развития новых технологий, способствующих экономическому росту.
Налоговые льготы должны содействовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны. Такой налоговый режим может временно распространяться на свободные экономические зоны. Есть необходимость увеличить налоговые льготы для отраслей, функционирующих в экономически отсталых районах республики.
Для современной Беларуси важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития экономики [6, с. 42].
Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы.
1. Классические, или межнациональные принципы. Они и идеальны, и, если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной.
2. Организационно-экономические,
или внутринациональные
Первая группа включает всеобщие, или функциональные принципы, которые, так или иначе используются в налоговых системах всех стран. Это и есть подсистема межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства:
1) принцип равномерности
требует, чтобы граждане каждого
государства принимали
2) принцип определенности гласит, что точные суммы, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;
3) принцип удобства предполагает,
что налог должен взиматься
в такое время и таким
4) принцип экономности
означает необходимость
Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:
- принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
- однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;
- стабильность налоговой системы в течение длительного периода времени;
- оптимальность налоговых изъятий, то есть обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц [4, с. 33].
Вторая сфера принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством [6, с. 43].
В налоговой системе Республики Беларусь имеются характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве [3, с. 34].
Информация о работе Налоговая политика Беларуси на современном этапе