Налоговая политика России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налоговой политики России и изучить тенденции ее развития. В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
- изучение сущности и структуры налоговой политики России;
- исследование тенденций развития налоговой политики России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства
1.1 Понятие налоговой политики государства и методы ее осуществления
1.2 Цели и задачи налоговой политики государства
2. Налоговый потенциал государства в условиях кризиса
2.1 Оценка стимулирующего потенциала налоговой политики в Российской Федерации
2.2 Направления совершенствования налоговой политики государства в условиях финансового кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Готовая работа.doc

— 232.50 Кб (Скачать)


16

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

Старооскольский филиал

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Белгородский государственный университет»

Факультет экономики и управления

 

 

 

 

Кафедра экономики, информатики и математики

Специальность 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Налоговая политика России на современном этапе»

                 

 

 

 

 

                                                                         

Выполнил (а):

студент (ка) группы 1010-зо

Поламорчук Наталья

Игоревна

 

 

 

Научный руководитель:

ст. преп. Тарадеева Е.П.                                                             

                                                

 

 

 

 

Старый Оскол, 2010 г

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства

1.1 Понятие налоговой политики государства и методы ее осуществления

1.2 Цели и задачи налоговой политики государства

2. Налоговый потенциал государства в условиях  кризиса

2.1 Оценка стимулирующего потенциала налоговой политики в   Российской Федерации

2.2 Направления совершенствования налоговой политики государства в       условиях финансового кризиса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической политике в целом и её важнейшей составляющей - налоговой политике.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Проведение эффективной налоговой политики - одно из важнейших условий экономического роста России, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата капиталов, а также привлечения в страну полномасштабных иностранных инвестиций.

Отличительная особенность системы налогообложения - это ее тесная взаимосвязь с экономикой: ее структурой, реально складывающимися пропорциями, а также ориентация на цели ее развития. Уровень собираемости налоговых платежей в бюджетную систему определяется, прежде всего, состоянием национальной экономики.

Налоговая система должна обеспечивать стабильность и прогнозируемость доходов бюджетов всех уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов). Вместе с тем уровень налогообложения по разным основаниям должен быть таким, чтобы не мешать развитию предпринимательства, не обременять бизнес.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности налоговых поступлений бюджета для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью налоговой политики государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налоговой политики России и изучить тенденции ее развития. В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:

- изучение сущности и структуры налоговой политики России;

- исследование тенденций развития налоговой политики России.

В соответствии с поставленной целью ставятся и решаются следующие задачи:

- раскрыть теоретические основы государственной налоговой политики, провести анализ проблем формирования налоговых поступлений;

- выделить основные направления совершенствования механизма государственного регулирования налоговой политики.

Предметом исследования являются формы, методы и инструменты государственного регулирования налоговой политики.

Объектом исследования выступает государственное регулирование налоговой политики и его границы при реализации налоговой политики.

Теоретическая база курсовой работы представлена трудами таких известных отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории таких как: Князев В.Г., Мартынов В.А., Лыкова Л.Н., Юткина Т.Ф. и др.

Работа изложена на 36 страницах печатного текста, имеет введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников, включающий в себя 30 наименований и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства

 

1.1 Понятие налоговой политики государства и методы ее осуществления

 

Переход России к рынку актуализировал проблему взаимоотно­шений государства и экономики. Социально-экономические про­блемы переходного периода обусловили необходимость усиления роли государства в российской экономике. Одним из основных рычагов государственного регулирования экономических процес­сов из всего комплекса финансовых инструментов является нало­говая политика.

Налоговая политика является частью политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговых систем и контролю ее эффективности.

Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности.

Налоговая политика – это совокупность экономических, фи­нансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также раз­вития экономики страны за счет перераспределении финансовых ресурсов [5].

Налоговая политика подчиняется решению социально-экономи­ческих проблем, особенно для каждого этапа развития общества, политического строя, зависящих от ряда объективных и субъектив­ных факторов, влияющих на историческое развитие [8].

В доперестроечной России создавалась иллюзия, что налого­вая система играет чисто прикладную роль: с ее помощью госу­дарство аккумулирует финансовые ресурсы, необходимые для ре­ализации его функций. В этой связи давалась узкая трактовка налоговой политики. Так, в финансово-кредитном словаре от­мечалось, что «налоговая политика – это система мероприя­тий, проводимых государством в области налогов».

В действительности понятие налоговой политики выходит за  рамки мероприятий в области налогов. Проводя налоговую поли­тику, государство активно вмешивается в «работу» рынка, регули­рует развитие производства, способствует ускоренному росту од­них отраслей экономики по сравнению с другими, влияет на инве­стиционную политику и структурную перестройку. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит результатив­ность принимаемых экономических решений. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует на­копление и инвестиции, способствует экономическому росту.

Некоторые современные ученые сводят налоговую политику к законодательным актам, упуская из виду ее экономическую роль.

В частности, Т.Ф. Юткина отмечает, что «налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, оп­ределяющий целенаправленное применение налоговых законов» [30].

Более широкую трактовку налоговой политики, исходя из сущ­ности налогов, их места и роли (не только фискальной, но и эконо­мической) в обществе, дает В.Г. Князев: «Налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направ­ленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей эко­номический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране» [23].

Реализация налоговой политики осуществляется через налого­вый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

Выделяют, как правило, три типа налоговой политики госу­дарства.

Первый тип – политика максимальных налогов, характери­зуется принципом «взять все, что возможно». При этом государ­ству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая дос­таточно высокий уровень обложения, но при значительной соци­альной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.

При развитой экономике все типы налоговой политики ус­пешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ (1992 г.) стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для про­ведения политики максимальных налогов в это время не суще­ствовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким мас­штабам уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства [2].

В целях преодоления негативных последствий воздействия на­логов на развитие экономики возникла объективная необходи­мость продолжения налоговой реформы, выражением которой стал НК РФ.

Принятие и введение в действие НК РФ позволили существен­ным образом систематизировать действовавшие нормы и положе­ния, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упо­рядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

НК РФ упорядочивает систему ответственности за нарушение налогового законодательства, дифференцирует ее в зависимости от степени вины налогоплательщика, уменьшает ранее действо­вавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности. Кодексом ус­тановлены более четкие и конкретные формулировки состава на­логовых правонарушений.

Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.

С принятием и введением в действие НК РФ в России начался новый этап налоговой реформы. НК РФ устанавливает принци­пы построения и функционирования налоговой системы, поря­док введения и отмены федеральных, региональных и местных налогов, а также других обязательных платежей. Полномочия всех уровней власти и местного самоуправления по установлению, из­менению или отмене налогов и сборов реализуются в пределах установленного перечня и в соответствии с общими принципами налогообложения [17].

На первом этапе налоговой реформы (2000 –2001 гг.) были отменены налог на содержание жилищного фонда и объектов со­циально-культурной сферы, налог на реализацию ГСМ, целевые сборы на содержание милиции и благоустройство территорий. Для обеспечения социальной справедливости налогообложения введена единая ставка налога на доходы физических лиц, суще­ственно увеличив не облагаемый налогом минимум дохода. В це­лях легализации ФОТ установлена регрессивная шкала налогооб­ложения по ЕСН.

На втором этапе (2002–2003 гг.) в целях обеспечения нейтральности   налогообложения   снижена  ставка   по   налогу на прибыль организаций и одновременно отменены существую­щие льготы, а также изменена методика формирования налого­вой базы по указанному налогу (гл. 25 НК РФ) [20].

Реформирована система налогообложения природных ресур­сов, в частности введен налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) взамен регулярных платежей за добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырье­вой базы и акциза на нефть.

Следует отметить незавершенность и недостаточную продуман­ность правительственной налоговой реформы.

Методика исчисления и уплаты отдельных налогов (НДС, ак­цизы, ЕСН) не только не упрощается, но и продолжает услож­няться.

Взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогооб­ложения [16].

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе