Налоговая политика России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налоговой политики России и изучить тенденции ее развития. В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
- изучение сущности и структуры налоговой политики России;
- исследование тенденций развития налоговой политики России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства
1.1 Понятие налоговой политики государства и методы ее осуществления
1.2 Цели и задачи налоговой политики государства
2. Налоговый потенциал государства в условиях кризиса
2.1 Оценка стимулирующего потенциала налоговой политики в Российской Федерации
2.2 Направления совершенствования налоговой политики государства в условиях финансового кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Готовая работа.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

В зависимости от длительности периода и характера решае­мых задач налоговую политику можно подразделить на налого­вую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в области налогов и пре­дусматривает решение крупномасштабных задач. Налоговая так­тика предусматривает решение задач конкретного периода раз­вития путем внесения оперативных, своевременных изменений и дополнений в налоговую систему.

Стратегические направления налоговой политики определя­ются: Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Прави­тельством РФ. Тактические задачи налоговой политики решают­ся совместно с Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и другими органами.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посред­ством методов:

-  управления;

-  информирования (пропаганды);

-  воспитания;

-  консультирования;

- льготирования;

-  контролирования;

-  принуждения.

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацеле­на на создание эффективной системы налогообложения и осно­вывается на объективных закономерностях развития.

Информирование (пропаганда) – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков инфор­мации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. Имеется в виду информация о действующих нало­гах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими сво­их налоговых обязанностей и предполагает осуществление про­светительской работы по разъяснению необходимости налогооб­ложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и на­логовыми органами лицам, ответственным за исполнение налого­вых обязанностей, положений законодательства о налогах и сбо­рах, применение которых на практике вызывает у них затруднения [24].

Льготирование – деятельность финансовых органов по предо­ставлению отдельным категориям налогоплательщиков (платель­щиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выяв­лению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конеч­ном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение – деятельность налоговых органов по прину­дительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же получа­ют развитие информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей сте­пени стала учитывать интересы налогоплательщиков, которые отражены в целях отражающих направления развития налоговой политики государства [13].

 

 

1.2 Цели и задачи налоговой политики государства

 

 

Цели и задачи налоговой политики могут различаться в зависимости от конкретного исторического периода, от конкретных обстоятельств и со­циально-экономических условий той или иной страны. В прошлом на­логи использовались главным образом в фискальных целях — как сред­ство сбора денег на содержание государственного аппарата (монарха) и армии. В наше время налоги широко используются как средство реали­зации и поддержки общей социально-экономической политики. Хотя основной эффект налогообложения реализуется вне сферы налоговых отношений (не так важно, как собираются налоги, как то, как и на какие цели расходуются налоговые поступления), современные налоги уже только по уровню налоговых изъятий неизбежно должны оказывать за­метное влияние на социально-экономические процессы в отдельных странах и в мире в целом. При этом такое влияние может быть как пози­тивным, так и негативным, и это зависит от того, насколько цели и зада­чи налоговой политики соответствуют целям и задачам проводимой в данной стране социально-экономической политики.

В современном мире можно выделить две основные модели нало­говой политики: либерально-ограниченную и социально-нагруженную [19].

Первая модель характерна для стран, основной целью экономиче­ской политики которых является наращивание (восстановление) про­изводства товаров, выход и экспансия на новых внешних рынках, рост доходов населения за счет частной инициативы самих граждан. В рам­ках этой модели жестко ограничивается доля налоговых изъятий (при соответствующем ограничении социальных льгот и гарантий), предос­тавляется широкий спектр налоговых льгот для инвестиций в произ­водственном секторе, власти не стремятся вмешиваться в регулирова­ние частнопредпринимательской деятельности и воздерживаются от предоставления особых гарантий участникам рыночных отношений (В виде минимума заработной платы, гарантий от увольнений, выпла­ты пособий по безработице, страхования вкладов в банках и т.д.). Ос­новными целями государственной политики выдвигаются стабиль­ность национальной валюты, всемерное поощрение экспорта труда (то­варов с высокой долей добавленной стоимости), а также ограничение роста внешнего долга.

Либерально-ограниченной модели налоговой политики придер­живались Германия и Япония в период их послевоенного восстанов­ления, а ранее – Россия и США (на рубеже XIX–XX вв.). В настоящее время такая модель характерна для стран Юго-Восточной Азии, Бра­зилии, Мексики, Индии, Китая и др.

Вторая модель используется в практике высокоразвитых стран, кото­рые стремятся (или вынуждены) поддерживать высокие стандарты соци­альных гарантий, и борются за сохранение своих конкурентных позиций на мировом рынке. Для таких стран пределы традиционного экономиче­ского роста уже достигнуты (существующие в этих странах производства страдают от недогрузки мощностей по причине ограниченного спроса), и их больше занимают проблемы структурной перестройки экономики (ликвидация низкоконкурентных производств и захват приоритетных позиций на рынках высокотехнологичной продукции).

В своей экономической политике они выстраивают следующую иерархию приоритетов: приоритеты «первой категории» – поддержа­ние высокого платежеспособного потребительского спроса, обеспечение занятости и сокращение неравенства в распределении доходов, и, далее, приоритеты «второй категории» – поддержание высокой доли экспорта товаров и услуг, экспансия на мировом рынке капиталов, разработка и проведение целенаправленной структурной политики. Инструментами, которые применяются правительствами этих стран в борьбе за обеспе­чение этих приоритетов, являются манипулирование курсом нацио­нальной валюты, поощрение экспансии финансового капитала, уско­ренное развитие фондовых рынков, концентрация передовых знаний и технологий (и их носителей) в своих национальных границах. Нара­щивание внешнего долга они рассматривают как средство дешевого (или вовсе бесплатного) использования финансовых ресурсов всего остального мира [3].

Следуя таким приоритетам, власти этих стран определяют цели и средства своей налоговой политики. Среди них:

- высокие ставки налогов, с помощью которых обеспечивается огра­ничение производства и перемещение доходов от более богатых слоев населения (которые склонны излишки своих доходов вывозить за гра­ницу) к более бедным (увеличивая, таким образом, их платежеспособ­ный спрос, направляемый, в первую очередь, на продукты местного производства);

- применение НДС, который менее обременителен для торговых, спе­кулятивных операций (с быстрым денежным оборотом) и особенно чувствителен для «тяжелых», материало- и капиталоемких произ­водств;

- устранение налоговых ограничений на международную миграцию капи­талов в целях контроля над инвестиционной политикой других стран;

- применение, для регулирования своих налоговых отношений с другими странами, модели налогового соглашения ОЭСР, которая крайне благо­приятствует именно странам – экспортерам капитала;

- высокие нормы и ставки социальных налогов с целью поддержания громоздкой и низкоэластичной системы социального страхования и обеспечения [1].

Традиционно выделяют несколько целей налоговой политики:

              1) участие государства в общественном воспроизводстве;

              2) косвенное регулирование экономики путем стимулирования или ограничения хозяйственной деятельности отдельных налогоплательщиков;

              3) поддержание государственной социальной политики по регулированию доходов;

              4) обеспечение поступления в доходную часть бюджета.

При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели:

1) фискальную – мобилизация части создаваемого националь­ного дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;

2) экономическую – целенаправленное воздействие на эконо­мику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, сти­мулирования предпринимательской и инвестиционной деятельно­сти в регионах РФ;

3) социальную – относительная ликвидация или сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между ре­гионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предо­ставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий;

4) экологическую – охрана окружающей среды и рациональ­ное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, так и к регионам.

5)  контрольную – за счет проведения выездных и камераль­ных проверок, когда достигается не только увеличение поступ­ления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины.

6) международную – укрепление экономических связей с дру­гими странами за счет заключения двухсторонних и многосторон­них соглашений по устранению двойного налогообложения, сни­жению торговых таможенных пошлин и гармонизации налого­вых систем [12].

Задачами налоговой политики являются:

- обеспечение государства финансовыми ресурсами;

- создание условий для регулирования экономики страны на от­раслевом и региональном уровнях;

- сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения;

- налоговая поддержка решений, содействующих ускорению ры­ночных реформ;

- макроэкономическая стабилизация системы налогообложения. Результативность налоговой политики зависит от того, какие  принципы государство закладывает в ее основу.

К таким принци­пам относятся:

- обеспечение единства налоговой политики и налоговой системы;

- конституционность актов налогового законодательства;

- регулятивность (гибкость) налоговых платежей;

- самостоятельность местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжений своими бюджетными средствами;

- равенство прав (равный подход ко всем налогоплательщикам);

- эффективность и справедливость взимания налога [6].

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сгла­живанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

1) фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций фи­нансовыми ресурсами;

2) экономическая, или регулирующая, – направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринима­тельской активности в стране и международных экономических связей, со­действие решению социальных проблем;

3) контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция) (рис.1) (приложение 1).

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе — создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйствен­ной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных инте­ресов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распо­ряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы [10].

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе