Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налоговой политики России и изучить тенденции ее развития. В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
- изучение сущности и структуры налоговой политики России;
- исследование тенденций развития налоговой политики России.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы формирования налоговой политики государства
1.1 Понятие налоговой политики государства и методы ее осуществления
1.2 Цели и задачи налоговой политики государства
2. Налоговый потенциал государства в условиях кризиса
2.1 Оценка стимулирующего потенциала налоговой политики в Российской Федерации
2.2 Направления совершенствования налоговой политики государства в условиях финансового кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Таким образом, в зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики, которые способствуют развитию налогового потенциала государства и определяют направления дальнейшего развития бюджетного процесса, зависящего от фискальной функции налогов.
Многочисленные проблемы, с которыми сталкивается любое государство при смене социально-экономической системы и которые имели место в России при переходе от административно-командной системы к рыночной экономике, условно можно разделить на три группы:
1) проблемы либерализации экономической деятельности и макроэкономической стабилизации;
2) институциональные проблемы, к которым относится формирование развитой системы отношений частной собственности, эффективной налоговой системы, законодательства и других институтов;
3) проблемы обеспечения экономического роста, с чем связана также и необходимость трансформации всей хозяйственной жизни общества.
Все три группы проблем связаны с финансовым кризисом, который произошел из-за резкого увеличения расходов бюджета, а также в связи с утратой традиционных источников поступлений в бюджет. Поэтому особую роль приобрел процесс формирования налоговой системы как института, обеспечивающего поступления значительной доли доходов бюджета, и как одного из важнейших механизмов регулирования экономических процессов. Особенно важна регулирующая функция налогов при реформировании экономики, когда необходимо обеспечить ее структурную перестройку [29].
Реформирование налоговой системы в течение последних девяти лет обеспечило заметное снижение налогового бремени экономики, особенно в обрабатывающих производствах, строительстве, на транспорте и в сфере услуг. В выигрыше остаются организации и предприниматели, а также физические лица в качестве наемных работников, совокупная доля которых в структуре ВВП увеличивается [27].
Полученную налоговую экономию следует рассматривать как потенциальный дополнительный источник экономического роста, проявляющийся через потребление (дополнительный потребительский спрос) и увеличение инвестиций в основной капитал, и как фактор стимулирования совокупного спроса и расширения валового внутреннего продукта.
Очевидно, в условиях ограниченных возможностей снижения налогового бремени экономики возрастающее значение приобретают регулирующая (стимулирующая) функция налоговой политики, определение приоритетов в структуре налогообложения, выбор элементов налога, подлежащих обновлению и стимулирующих потребительский спрос, инвестиционную активность, сужение ненаблюдаемой экономики и теневых доходов. Последнее станет возможным при одновременном усилении налогового администрирования, в котором реализуется контрольная функция налогов. Так, снижение ставки единого социального налога с 35,6 до 26,0% с 1 января 2005 г. не дало ожидаемого эффекта в части расширения налоговой базы за счет выведения заработной платы из «тени в свет» [28].
В конечном счете, совокупное номинальное налогообложение труда (налоги на заработную плату) в течение 2000-2007 гг. снизилось примерно с 55 до 39%, что для работодателя означало сокращение налоговых расходов на рабочую силу. Но относительно дешевый труд, как известно, не способствует внедрению научно-технических достижений, обеспечивающих высвобождение рабочей силы.
Для России чрезвычайно актуален фактор трудовых ресурсов (по прогнозу Росстата на 20-летний период до 2025 г. в течение первого десятилетия ожидается уменьшение численности населения трудоспособного возраста на 10,7%, а во втором десятилетии темп снижения замедлится до 6,8% - всего на 16 млн. человек). В связи с этим представляются важными анализ налогообложении труда и характер его воздействия на ускорение научно-технического прогресса, замещение живого труда овеществленным в общественном производстве.
Академик РАН В.А. Мартынов пишет: «...низкая заработная плата бьет по экономике дважды: во-первых, ограничивает так необходимое для экономического роста расширение внутреннего рынка; во-вторых, порождает тенденцию технического застоя, поскольку инвестиционные проекты модернизации обеспечивают лишь несущественную экономию на заработной плате и поэтому оказывается в своем большинстве нерентабельными или малорентабельными. Из этой ловушки выйти, только полагаясь на рыночные силы конкуренции, сложно и трудно. Этому должна помочь активная государственная политика. Причем такая политика по сути своей должна быть экономической, а не социальной, которая, конечно, тоже нужна» [15].
Внедрение достижений научно-технического прогресса в производство и высвобождение рабочей силы (относительное, абсолютное) только тогда будет привлекательным для предпринимательства, когда обеспечит приемлемую дополнительную прибыль собственнику. В рамках замещения живого труда овеществленным дополнительная прибыль формируется в виде положительной разницы суммы экономии от снижения затрат на рабочую силу (оплата труда работников, включая подоходный налог и единый социальный налог) и суммы прироста затрат от увеличения амортизационных отчислений и расходов по налогу на имущество (в связи с введением в эксплуатацию объектов основных производственных фондов) в себестоимости продукции.
В 2000 г. до введения части второй Налогового кодекса РФ, в рамках которой в течение последующих лет была реформирована система налогообложения, доля затрат на рабочую силу (фактор труда) в себестоимости продукции, составляла 20,4%, а в 2005 г. уменьшилась до 18,1% (ставка ЕСН была снижена с 38,5 до 26%). Это не было обусловлено ростом фондовооруженности труда, иначе доля амортизационных отчислений и налога на имущество увеличилась бы в 2007 г. примерно до 7% (табл. 1).
Таблица 1
Изменение доли факторов труда и капитала в затратах на производство продукции (работ, услуг) в экономике России (в %)
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2007 |
Затраты – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В т.ч.: Затраты на рабочую силу |
20,4 |
20,5 |
21,3 |
21,1 |
19,2
|
18,1 |
18,4 |
Амортизационные отчисления | 5,9 | 7,0 | 6,7 | 6,3 | 5,4 | 5,8 | 6,3 |
Последнее время стало модно придумывать стратегии по борьбе с кризисом. Большинство их не содержит и малой доли полезных идей или излагает такие идеи в сумбурной, противоречивой, бессистемной форме. Но главное не в этом. Всякий антикризисный план должен иметь заинтересованную сторону, часть общества, потребностям которой он отвечает. Реализуемый властями план отражает интересы российских корпораций, не желающих ничего менять в экономике, а нуждающихся только в прекращении. Добрые советы правительству ему неинтересны. Трудящиеся России пока не заявили себя как самостоятельная общественная сила, готовая отстаивать собственные нужды и добиваться исполнения своего антикризисного плана. Антикризисный план – это программа политическая [9].
Чисто теоретически преодоление кризиса требует переориентировать всю экономическую политику на людей, которые и есть нормальные потребители и которых у нас сознательно душат: бесправием, безумной эмиссией, подрывающей зарплаты, отсутствием социальной защиты и социальной политики, пригодных для жизни пенсий. Нет потребителей – нет рынка. Есть спрос, поправятся дела в производственном и кредитном секторах. Только такая политика требует крайне продуманного регулирования. Впрочем, есть альтернатива: власти просто ждут, пока закончится кризис, подкармливают близкие структуры и плюют на остальных. Кризис все еще воспринимается верхами как некая конъюнктурная неприятность, а не системное потрясение. Правительство и корпорации ждут, пока цены на нефть снова вырастут. Но кризис не собирает заканчиваться. Возможности потребителей подорваны повсеместно, неолиберальная экономика работать дальше не может [27].
Направленные на действительное преодоление кризиса меры должны сочетать стимулирование спроса с протекционистской защитой рынка. Необходимо поднять пенсии с чудовищно низкого уровня. Нужны реальные пособия по безработице, в несколько раз превышающие теперешний уровень и не привязанные к прописке. Этот позорный полукрепостнический институт необходимо отменить. Должны создаваться новые рабочие места. Банковский процент надо ограничить 6 %. Необходимо произвести технологическое обновление индустрии и создание новых производств. Государство должно отказаться от исключительно монетарных методов регулирования и осуществлять там, где необходимо прямое вмешательство. Но все это не набор технических мер, а политика.
Таким образом, можно сделать вывод, что переход к инновационной модели развития экономики объективно требует совершенствования системы налогообложения в направлении создания налогового поля, призванного способствовать инвестиционной активности хозяйствующих субъектов на инновационной основе, опираясь при этом в первую очередь на внутренние ресурсные источники и привлечение прямых иностранных инвестиций.
Сложившийся налоговый механизм регулирования инвестиционной и инновационной деятельности не обеспечивает регулирующего воздействия на процессы в рассматриваемой сфере. Необходимы качественные изменения в системе налогообложения, направленные на активизацию регулирующей (стимулирующей) роли того сегмента системы, который обеспечит повышенную для хозяйствующих субъектов инвестиционную привлекательность инноваций
Первым шагом на пути стимулирования инвестиций в основной капитал в рамках создания обновленной системы налогообложения (по сути новой налоговой реформы инвестиционно-инновационной направленности) могло бы стать приостановление действия налога на имущество организаций на период до 2020 г. (в форме освобождения от его уплаты) [7].
Реализация данного предложения будет способствовать повышению эффективности капитальных вложений и сокращению срока их окупаемости. Цена вопроса - 262,7 млрд. руб., выпадающих из консолидированного бюджета субъектов РФ поступлений по налогу на имущество организаций (по данным за 2007 г.). Источником возмещения выпадающих доходов могли бы быть поступления по налогу на прибыль в федеральный бюджет (562,3 млрд. руб. в 2007 г.) за счет передачи 3,0-3,5% федеральной ставки в пользу региональной ставки (17,5%).
Но эта возможность была упущена с принятием Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», по которому федеральная ставка налога на прибыль организаций была снижена с 6,5 до 2,5%, а затем и до 2% с передачей 0,5% в пользу региональной ставки налога. Упущена была и другая возможность компенсации заявленного федеральным правительством увеличения ставки единого социального налога с 26 до 34% (с 1 января 2010 г., однако в апреле правительство отодвинуло введение повышенной ставки еще на один год), но уже в качестве страхового взноса на обязательное социальное страхование. Увеличение ставки можно было компенсировать за счет снижения федеральной ставки налога на прибыль организаций (по нашим расчетам, на 3,2%). В период финансово-экономического кризиса было бы целесообразнее отодвинуть решение вопроса о повышении налоговой нагрузки на бизнес не менее чем на два года (до конца 2011 г.), предусмотрев соответствующую компенсацию (полную или частичную) [4].
Для предпринимательства источником равноценной компенсации потерь в связи с повышением ставки страховых взносов остается НДС, который нужно будет снизить на 3 процентных пункта (расчеты по данным за 2007 г.) либо как минимум властям следует отказаться от федеральной ставки налога на прибыль организаций (2%). В условиях кризиса следует активизировать процесс предоставления инвестиционного налогового кредита за счет НДС (в пределах не более половины уплачиваемой суммы) по льготной ставке в размере одной второй ставки рефинансирования Банка России. На наш взгляд, любое облегчение налогового бремени следует увязывать с инвестиционной и инновационной активностью предпринимательства. Налоговый механизм стимулирования его инвестиционной активности должен быть направлен на качественные изменения в структуре экономики, опережающее развитие обрабатывающих производств, придание экономике инновационного характера.
Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе