Монополизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:52, реферат

Краткое описание

" Что такое монополия? Это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий подъем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта".
Таким образом, вместо здоровой и взаимовыгодной конкуренции появляется возможность одной или нескольких группам крупных предприятий воздействовать на рынок и изменять цены к собственной выгоде и в ущерб всему обществу.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….......
1.История развития монополии в России…………………………………..
2.Монополии и их виды……………………………………………………..
3. Антимонопольная политика в Российской федерации ………………...
3.1. Особенности российского монополизма………………………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

монополизация.docx

— 39.13 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………….......

3

1.История развития монополии в России…………………………………..

4

2.Монополии и их виды……………………………………………………..

6

3. Антимонопольная политика в Российской федерации ………………...

12

3.1. Особенности российского монополизма………………………………

12

Заключение…………………………………………………………………...

17

Список литературы…………………………………………………………..

19


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

" Что такое монополия?  Это ситуация, при которой число  продавцов становится столь малым,  что каждый продавец уже в  состоянии оказать влияние на  общий подъем предложения, а  поэтому и на цену продаваемого продукта".

Таким образом, вместо здоровой и взаимовыгодной конкуренции появляется возможность одной или нескольких группам крупных предприятий  воздействовать на рынок и изменять цены к собственной выгоде и в  ущерб всему обществу. Это дает возможность монополистам регулировать общий объем предложений, ограничивать количество выпускаемой продукции  и тем самым получать за нее  более высокие цены, а поэтому  и устойчивую экономическую прибыль. Цены, зачастую превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителя, интересам общества, которое не в  состоянии воздействовать на монополиста  так, как оно может влиять на частного продавца. В итоге монополия заменяет конкуренцию, цены на продаваемые товары и услуги полностью зависят от интересов монополистов, от их экономической  выгоды. Поэтому все ресурсы распределяются в интересах монополистических  производителей, добивающихся высоких  прибылей, а не в интересах всего  общества в целом. Монополия порождает  нерациональное распределение экономических  ресурсов.

 

1. История развития монополии в России

Монополии появились и  в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80х  годах XIXвека (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80 – 90-х годах XIX века действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XXвека роль монополии в экономике была невелика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономически кризис 1900 – 1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не зарегистрированных монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь», «Проволка», «РОСТ» и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми, негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема «1910 – 1914 гг.» происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность наряду с процессами и комбинирование производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п.

Монополии были ликвидированы  в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство  частично использовало учетные и  распределительные органы монополий  при создании органов управления народным хозяйством.

 

 

2. Монополии и их виды

Вид монополии зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары и меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под  патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования  сделанным изобретением. Патентом также  именуется документ, дающий право  на занятие промыслом, торговлей.

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать  или размножать свои произведения в  течении всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки – специальные  рисунки, названия, символы, которые  позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

а) создают барьеры для  вхождения на отраслевой рынок новых  фирм;

б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли  в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень  технологии;

г) применяют более крупный  капитал (дающий больший эффект от роста  масштаба производства);

д) «забивают» новые фирмы  хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы – картели и синдикаты.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и др.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу производства. На этой основе появляется такая более высокая  форма монополистических объединений  как трест.

Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США  и некоторых странах капитала появились и начали развиваться  конгломераты, то есть монополистические  объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного  единства.

Сущность и особенности  всех видов монополистических объединений  ярко проявляются в целях и  характере их поведения.

Есть несколько причин существования монополии.

Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмы обходятся дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают, или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое» по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации.

Из отечественных классификаций  наиболее известной является классификация  типом монополизма в экономике  А. Лившица. Опираясь на анализ современной  мировой экономической теории и  практики, Лившиц считает правомерным  выделить, по меньшей мере , 6 основных разновидностей данного явления:

  1. монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;
  2. технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отрасли металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;
  3. монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;
  4. монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;
  5. естественные государственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.);
  6. монополизм, характерный для административно-командного типа экономики.

Монополии также можно  классифицировать по видам:

  1. закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав;
  2. открытая монополия. В этом случае фирма не некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Международные монополии. Особый вид монополии – международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий.

Первая – транснациональные  монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере  своей деятельности. Например: американский концерн «Standards oil of  New-Jersey », имеющие предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Nestle» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.

Вторая разновидность  – собственно международные монополии. Особенность международных трестов  и концернов – международное  рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский  химико-пищевой концерн «Unilever». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияние де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместных компаний.

 

 

 

3. Монополизм в России: особенности и антимонополизм

 

Монополистическая деятельность в  РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие  хозяйствующих субъектов, федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение  или устранение конкуренции.

Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет  ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия  им и потребителям.

Доминирующим считается положение  предприятия, если его доля на рынке  определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:

Информация о работе Монополизация