Монополизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:52, реферат

Краткое описание

" Что такое монополия? Это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий подъем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта".
Таким образом, вместо здоровой и взаимовыгодной конкуренции появляется возможность одной или нескольких группам крупных предприятий воздействовать на рынок и изменять цены к собственной выгоде и в ущерб всему обществу.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….......
1.История развития монополии в России…………………………………..
2.Монополии и их виды……………………………………………………..
3. Антимонопольная политика в Российской федерации ………………...
3.1. Особенности российского монополизма………………………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

монополизация.docx

— 39.13 Кб (Скачать)
  1. первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;
  2. второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.

Если же доля предприятия на рынке  определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.

Антимонопольная политика РФ 

Антимонопольное законодательство включает в себя законы:

"О конкуренции ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках" от 22 марта1991 г.,

"О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г.,

"О поставках продукции  для федеральных государственных  нужд" от 13 декабря 1994 г.,

"О финансово-промышленных  группах" от 30 ноября 1995 г.,

"О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,

"Об акционерных обществах"  от 26 декабря 1995 г.,

"О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,

"О рекламе" от 18 июля 1996 г.,

"О мерах по защите  экономических интересов Российской  Федерации при осуществлении  внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые  акты Президента РФ и правительства.

Сегодня антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Нужен закон "О защите конкуренции в сфере финансовых услуг".

Для реализации антимонопольной  политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере  естественных монополий, пресечения монополизма  на товарных рынках, создания условий  для здоровой конкуренции был  создан Государственный комитет  по антимонопольной политике, имеющий  территориальные управления. Позднее  его преобразовали в Государственный  антимонопольный комитет (ГАК).

Следует признать, что ему  не удалось достичь ощутимых успехов  в создании полноценной конкурентной среды.

В 1999 г. на его базе создано  Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке  и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная  энергетическая комиссия (ФЭК). Пока уровень  развития конкуренции в нашей  стране явно недостаточен.

Специалисты называют несколько  причин этого: во-первых, приватизация не привела, как ожидалось, к появлению  эффективных собственников, которые  заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного развития.

Для развития малого бизнеса  необходимы доступные кредиты и  льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров, а также вовлечение малых  предприятий в новые сферы  деятельности, международные программы  сотрудничества. Пока же все это  остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия  чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики  и развития конкуренции специалисты  предлагают:

наладить антимонопольный  контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

  1. ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
  2. совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
  3. согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Методы антимонопольной  политики

      1. Ограничительные меры

Они предусмотрены законом "О  конкуренции" и применяются антимонопольным  органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное  законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и  недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции. 

      1. Контроль за усилением экономической концентрации.

Согласно закону "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного  порога по объему операций, оно обязано  получить согласие антимонопольного органа на свои действия или уведомить его  о них. Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ (Минимальный размер оплаты труда); во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

      1. Запрет на недобросовестную конкуренцию.

Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые  противоречат законодательству, обычаям  делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые  причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб  их деловой репутации. Речь идет о  распространении ложных, неточных или  искаженных сведений, способных причинить  убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с  аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции  также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

 

   Заключение

Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной  стороной монополизации экономики  является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара.

В любой монопольной структуре  получают сверхприбыли, а потребители  вынуждены слишком дорого платить  за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность  всей экономической системы.

Монополизм плох тем, что  новым компаниям тяжело или практически  невозможно выйти на рынок, что разрушает  сам институт предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых  компаний не дает развиваться здоровой конкуренции – в результате у  компаний, закрепившихся на рынке, нет  стимула к повышению эффективности  и производительности труда, что  во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур.

Негативные моменты в  экономике заставляют современные  государства разрабатывать антимонопольное  законодательство и проводить антимонопольную  политику.

Разработка антимонопольного законодательства и механизма его  реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические  и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую  выгоду, препятствуя развитию монополии  или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

В России на данном этапе  проблема монополизации перестает  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме может заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

Окончательная цель заключается  в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента.

 

 

Список литературы

1. Борисов С.Е. Экономическая  теория. – М.: Бизнес, 2004.

2. Ведута Е.Н. Стратегия  и экономическая политика государства  – М.: академический проект, 2004.

3. Игошин Н.В. Экономика.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4. Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/монополия

5. История экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://podelise.ru/docs/30189/index-1990-1.html

6. Задоя А.А., Петруня Ю.Е.Основы экономики: Учебное пособ. – К.: Высшая шк. – Знания, 2006 – 478 с.


Информация о работе Монополизация