Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:52, реферат
" Что такое монополия? Это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий подъем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта".
Таким образом, вместо здоровой и взаимовыгодной конкуренции появляется возможность одной или нескольких группам крупных предприятий воздействовать на рынок и изменять цены к собственной выгоде и в ущерб всему обществу.
Введение………………………………………………………………….......
1.История развития монополии в России…………………………………..
2.Монополии и их виды……………………………………………………..
3. Антимонопольная политика в Российской федерации ………………...
3.1. Особенности российского монополизма………………………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..
Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.
Антимонопольная политика РФ
Антимонопольное законодательство включает в себя законы:
"О конкуренции ограничении
монополистической
"О приватизации
"О поставках продукции
для федеральных
"О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г.,
"О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,
"Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.,
"О некоммерческих
"О рекламе" от 18 июля 1996 г.,
"О мерах по защите
экономических интересов
Сегодня антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Нужен закон "О защите конкуренции в сфере финансовых услуг".
Для реализации антимонопольной
политики, поддержки рыночных структур
и предпринимательства, государственного
регулирования тарифов в сфере
естественных монополий, пресечения монополизма
на товарных рынках, создания условий
для здоровой конкуренции был
создан Государственный комитет
по антимонопольной политике, имеющий
территориальные управления. Позднее
его преобразовали в
Следует признать, что ему не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.
В 1999 г. на его базе создано
Министерство по антимонопольной политике
и поддержке
Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного развития.
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:
наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);
Они предусмотрены законом "О
конкуренции" и применяются антимонопольным
органом к хозяйствующим
Согласно закону "О конкуренции
и ограничении
Под ней понимаются действия, направленные
на приобретение преимуществ, которые
противоречат законодательству, обычаям
делового оборота, требованиям добропорядочности,
разумности и справедливости и которые
причинили (могут причинить) убытки
конкурентам или нанесли ущерб
их деловой репутации. Речь идет о
распространении ложных, неточных или
искаженных сведений, способных причинить
убытки либо нанести ущерб, введении
потребителей в заблуждение относительно
характера, способа, места изготовления,
потребительских свойств и
Заключение
Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.
В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.
Монополизм плох тем, что
новым компаниям тяжело или практически
невозможно выйти на рынок, что разрушает
сам институт предпринимательства.
Недостаточный приток на рынок новых
компаний не дает развиваться здоровой
конкуренции – в результате у
компаний, закрепившихся на рынке, нет
стимула к повышению
Негативные моменты в
экономике заставляют современные
государства разрабатывать
Разработка антимонопольного законодательства и механизма его реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме может заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Список литературы
1. Борисов С.Е. Экономическая теория. – М.: Бизнес, 2004.
2. Ведута Е.Н. Стратегия
и экономическая политика
3. Игошин Н.В. Экономика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
4. Википедия Свободная энциклопедия
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.
5. История экономики [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://podelise.ru/
6. Задоя А.А., Петруня Ю.Е.Основы экономики: Учебное пособ. – К.: Высшая шк. – Знания, 2006 – 478 с.